Континуальная программа Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:13, доклад

Описание

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, каждая со своим предметом и методом исследования.

Работа состоит из  1 файл

Континуальная программа Аристотеля.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

Континуальная программа  Аристотеля

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще  близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются  эллинистические тенденции к  выделению отдельных направлений  исследования в относительно самостоятельные  науки, каждая со своим предметом  и методом исследования.

Аристотель (384–322 до н.э.)

Аристотеля не устраивают крайности  двух предыдущих научных программ, и он пытается найти компромисс между  ними, предлагая третий путь. Он возражает  и Демокриту, и Платону с Пифагором, отказываясь признать как появление вещей только из материальных атомов, так и существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.

Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы  мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую  и целевую. Материя – это пассивное  начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает  вещи конкретность. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при  этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно  прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь. Конечно, эти элементы не существуют в чистом виде – все тела земного мира являются смесью этих элементов. Тем не менее, все элементы располагаются в определенном порядке, образуя структуру Космоса. Отдельные тела также стремятся занять свои места, которые определяются преобладанием в них тех или иных элементов.

Самый «тяжелый» элемент – земля  – находится в центре мира, поэтому  Земля, образующаяся из этого элемента, является центром аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарообразна. Шарообразность Земли уже можно  было подтвердить наблюдениями за лунными  затмениями. Когда происходит такое  затмение, Земля становится между  Луной и Солнцем и отбрасывает  круглую тень на Луну.

Вокруг Земли располагаются  более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается  до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем  земной мир, так как там все  тела состоят из пятого элемента –  эфира. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением античных мыслителей, что именно круг, сфера или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.

Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.

Геоцентрическая модель Вселенной – модель, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты.

III. Континуальная программа Аристотеля.

(в  смысле — не корпускулярная, не дискретная, а мир описывается как сплошное явление)

А: Бытие как объективная совокупность вещей

Аристотель считает, что подлинным бытием обладает не заоблачный мир идей, а каждая конкретная единичная вещь. Из этого следуют четыре первопричины бытия:

1) причина материальная — любая вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима;

2) причина формальная — каждая вещь чем-то отличается от другой вещи, имеет свою сущность, свое качество; например, у каждого человека своя душа — это и есть формальное, организующее материю начало;

3) причина действующая — указывает на того, кто изготовил эту вещь или благодаря чему она появилась

4) причина финальная — к чему стремится этот предмет, какова цель его существования, каков, для примера, смысл жизни человека

Например, причинами  статуи являются: материальная — то, из чего изготовлена статуя (скажем, медь); формальная — то, каким образом  упорядочена, оформлена медь (например, статуя представляет собой война, стреляющего из лука); причина действующая — это мастер, изготовивший статую; причина финальная — это то, зачем нужна эта статуя (например, она изготовлена для продажи).

Б: Оформление понятийного языка науки

Аристотель выражает это в десяти всеобщих понятиях: 1.Сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. б. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Обладание. 10. Покой.

В: Обоснование физики

"Вторая философия", по Аристотелю, есть физика. Она  ведет исследование чувственной субстанции, внутренняя характеристика которой — движение, в отличие от недвижной субстанции (бога) — объекта метафизики. Важно отметить, что для Аристотеля физика — это наука о формах и сущностях и, сравнивая ее с физикой наших дней, можно сказать, что это, скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира.

Важнейшей характеристикой  чувственного мира — и это отметил  уже Гераклит — является изменчивость, возникновение и уничтожение, т.е. процессы, которые в философии  обозначаются понятием «движение». Поэтому Аристотель прежде всего уделяет большое внимание этому понятию.

1. Понятие движения. Нам уже известно, что, начиная с элеатов, отвергнувших движение как иллюзорную видимость, теория движения стала философской проблемой. Движение обоснованным образом было восстановлено в правах плюралистами. Тем не менее, никто из философов, включая Платона, не установил, какова сущность и онтологический статус движения.  Аристотель предложил блестящее разрешение этих затруднений.

Из метафизики мы знаем, что бытие имеет множество  смыслов и значений. Группа этих смыслов задана парой — "бытие  как возможность" и "бытие как  действительность". Относительно бытия-в-действительности бытие-в-возможности выступает как своего рода небытие. Но ведь ясно, что это небытие относительное, поскольку потенция вполне реальна, поскольку это — реальная способность и эффективная возможность стать действием, т.е. актуализироваться. Таким образом, движение - по Аристотелю, - есть ничто иное, как "актуализация того, что в потенции уже есть"  Стало быть, небытие не есть ничто, но это — форма бытия, которая раскручивается в русле бытия как перехода от потенциального к актуальному.

Аристотель выделяет четыре формы движения:

1) изменение в субстанции есть возникновение или разрушение;

2) изменение в качестве — превращение;

3) изменение в количестве — возрастание или убывание;

4) изменение по месту — перемещение.

Из рассмотренного следует, что движение можно определить  как изменение вообще.

****

2. Понятие пространства и времени.  Объекты движутся не в небытии, которого не существует, но в некоем "где", т.е. месте. По Аристотелю, есть не просто место, но "место природное", к которому тяготеет всякая вещь, всякий элемент по своей натуре: огонь и воздух тяготеют "вверх", земля и вода — "вниз". Пространство — это граница, в котором находится тело, его вместилище. В принципе не существует пустоты, т.к. пустота — это пространство, ничем не заполненное. А этого по определению быть не может. Время также связано с движением. Это приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. Движение, по общей характеристике, — это процесс, в котором различимы "сначала" и "потом". Но и время тесно связано с моментами "сначала" и "потом". Отсюда знаменитое определение: "время — это исчисление движения на "сначала" и "потом". Отметим, что у Аристотеля время связано с душой, поскольку восприятие "сначала" и "потом", а, значит, исчисление движения, предполагает необходимым образом душу. "Когда мы мыслим движение крайнее как отличное от среднего, а душа подсказывает, что моментов два, т.е. "сначала" и "потом", то мы говорим, что между двумя моментами есть время, поскольку время представляется тем, что определено мгновением, и это остается как основание". Однако, если душа — это духовное исчисляющее начало, а значит, условие различения сосчитанного и числа, то душа же выступает и непременным условием времени.

Г: Прояснение сущности научного познания

Всякое познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными. Вторая ступень — ступень опыта, общая человеку и некоторым, хотя уже не всем, животным. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель так определяет опыт: это «ряд воспоминаний об одном и том же предмете». Как и первая ступень — чувственные восприятия, вторая ступень — опыт дает нам «знание индивидуальных вещей» Следующая ступень восхождения к знанию - ступень «искусства» (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо «искусство» возникает на основе опыта («опыт создал искусство»). Если опыт — знание индивидуальных вещей, то «искусство» — знание общего и причин. Владеющие «искусством» люди являются более мудрыми, чем люди опыта, потому что «они владеют понятием и знают причины». Наконец, следует ступень наук.

Сущность научного познания. Как специфический род бытия научное знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1) доказательность — всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.

Взгляды Аристотеля

Взгляды Аристотеля

Аристотель, величайший из древнегреческих  философов, ученик и решительный  противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклепиадов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. Всемнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в .Афины, где становится учеником Платона. В его Академии он пробыл до смерти учителя. Приход к руководству школой Спевсиппа, с которым он был не в ладах, побудил Аристотеля оставить Афины. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Последний предоставил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некоей Пифиаде - не то дочери, не то приемной дочери, не то племяннице Гермия, а по некоторым сведениям -его наложнице. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Это произошло незадолго до или же сразу после смерти Гермия, предательски захваченного персами и распятого.

Видимо, в Митилену Аристотель прибыл по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп IIразгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости. Аристотель вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней - «перипатетиков». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в  8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении»  в 2-х кн., «О небесных явлениях»  ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в Iв. до н. э.

3. Психология: «О душе»  в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические труды:  «О частях животных», «О движении  животных», «О передвижении животных»,  «О происхождении животных». Эти  аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.  Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и  музыки.

5. Первая философия: сочинение  в 14-ти книгах, получившее название  «Метафизика». В издании Беккера  ему предшествует трактат «О  Мелиссе, Ксенофане и Горгии».

6. Этика: « Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между Iв. до н. э.-I в. н.э.

7. Политика и экономика:  «Политика» в 8-ми кн., «Экономика»  в З-х кн. обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика:  «Искусство риторики» в З-х кн., за которым печатается неподлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность  его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная  классификация, так что впервые  из философии как таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует критического подхода. Но начнем анализ учения Аристотеля, не углубляясь в детали его конкретно-научных представлений.(1)

Если первая философия  представляет собой учение о неизменных и неподвижных сущностях, пусть  даже в их отношении к движению, то натурфилософия имеет своим предметом  движущиеся и изменяющиеся тела, поскольку  «каждое из них имеет в самом  себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения, или качественного  изменения» (Арист. Физ., II, 1,192 b). Физика не отделена напрочь от первой философии: Iи II книгах рассматриваются известные нам по «Метафизике» четыре причины сущего, а в последней, VIII книге вновь поднимается вопрос о боге как первом неподвижном двигателе, который является, по Аристотелю, последним объяснением природных движений. Вот почему мы не можем отождествить «физику» Аристотеля с физикой в современном смысле и вынуждены применять к ней также термин «натурфилософия». Собственно физические вопросы в современном смысле в большей степени рассматриваются в его частнонаучных трактатах: «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика», «Проблемы» и др.

Информация о работе Континуальная программа Аристотеля