Автор работы: Невьянцева Екатерина, 05 Августа 2010 в 12:33, контрольная работа
Фейербах
1. Разгадку веры, согласно Фейербаху следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена религиозной веры. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Антропологизм Фейербаха вел к построению новой теологии в которой человек и есть Бог, то есть предлагается преодолеть противопоставление мирского и трансцендентального, и таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества – создание «царства божьего» на земле.
Фейербах
Маркс
Ленин
Маркузе
1. Современное общество (позднекапиталистическое) формирует у личности «одномерную структуру влечений», то есть формируется определенный тип личности, который Маркузе называет «одномерный тип личности» («одномерный человек»). В обмен на удобства человек продает не только свой труд, но и свое свободное время. Мир иллюзорен и превратился в систему одушевленных и неодушевленных предметов, которые окружают человека, а человек думает, что счастлив, на самом деле это не так. Общество потребления задает жизненные координаты человеку, человек как потребитель. Современно общество «одномерно» по природе своей – в экономике все приводится к мотивам прибыли, потребительства, в политике – манипуляторству, вытеснении духовных и нравственных начал. Общество производительности разрушает свободное развитие человеческих потребностей и задатков. Формируется «одномерный человек» как продукт и одновременно предпосылка «одномерного общества».
2. Человек устремляется в погоню за материальными благами, наши мысли и наши чувства это либо «счастливое сознание» обладателей вещественных благ, либо «несчастное сознание» тех, кто устремлен в погоню за благами, услугами, престижем.
3. Ограниченность
знания, человек не знает, что происходит
в действительности и очень мало уделяет
усилий, тратит энергии на их развитие,
приобретение знаний.
Фромм
Юнг
3,4. Архетипы – общечеловеческие первообразы – содержание коллективного бессознательного. Архетипы – базисные элементы культуры, формирующие модели константы духовной жизни. У каждого народа они свои. Щедрость русского человека, потребность делать добро, сентиментальность, сердечное отношение к другому человеку. Опять же отношение к врагам, жесткое «око за око, зуб за зуб», с языческой Руси патриотизм сформирован Александром Невским.
Образ Иванушки Дурачка для России. Отсюда русский «авось». Этот образ наследуется новыми поколениями, лежит в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества.
У
русского человека нет такой привязанности
к материальному, равнодушие русских
к материальному пласту, комфорту,
комфорту существования. Зато есть жажда
праздника, радости.
Ницше
1. Поскольку в творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеж 19-начала 20 столетия, выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме, поэтому и в философии Ницше новая идея – тело «есть идея более поразительная, чем старая «душа». Ключевая сила – тело как руководящая нить. Многие века дух унижал тело, сейчас наоборот ставится выше физическая телесность. У духа нет собственных желаний, он может хотеть только того, чего хочет тело. Нет никакого независимого от тела духа. Есть только тело хотящее, стремящееся, чувствующее боль или радость, видящее, слышащее, думающее. Оно думает для того, чтобы удовлетворять свои желания. Творений духа нет, творит тело. Слабое и больное тело создает соответствующую мораль и религию. Они необходимы для защиты от сильных. Сильное и могущественное тело не думает о морали и религии. Оно побеждает и жаждет господства и власти. Главная цель Ницше переоценка всех ценностей.Здоровое тело и сильная воля источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится Богом.
2. Непременными спутниками морального сознания являются совесть, вина. «Вина» как «материальный долг» лежит в основе отношений в обществе(в таком смысле оно лишено нравственного наполнения). Древнейшее понятие «вины» подразумевало проступок, воспитывало в человек чувство ответственности, необходимое выполнять обещания и оплачивать долги.
Самый глубокий аспект нравственного сознания «феномен нечистой совести» - обязан своим происхождением ощущению полного бессилия и ничтожества, чувству придавленности, наличием долга. Это чувство возникает оттого, что требования жизни в обществе подавляют все естественные инстинкты и побуждения человека. Нечистая совесть возникает при усилении государственной власти.
Мораль развилась из жажды власти и страха неподчинения. Мораль высший авторитет, который повинуется не тому, что он велит нам что-то полезное, а тому, что вообще велит. А современная мораль – мораль сострадания.
3. С
развитием государства и разделением
общества пришло осознание у населения
своего долга перед государством, перед
Богом. Вместо искупления долга – наказания.
Люди были обязаны соблюдать законы, невыполнение
которых влекло вину и наказания. Но наказание
современное, вопреки предшествующему,
не являлось уже возмещением ущерба –
оно преследует гораздо более широкий
спектр целей: устрашение, изоляция, или
уничтожение потенциально опасного индивида,
исправление. Наказание закаляет и охлаждает.
Сартр
Экзистенциалисты отдавали абсолютный приоритет экзистенции, то есть существованию. Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется, то есть становится таким, каким он по свободному выбору сделает себя сам. То есть нет такой природы человека, как и нет Бога, который ее задумал. Вот суть субъективное, таков принцип экзистенциализма. Человек определял себя, будучи ответственным за свою судьбу, человек ответственен и за всех людей, но он не может выйти за пределы человеческой субъективности. Человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и миром; он не некая устойчивость, а беспрерывная неустойчивость, отрыв всем телом от себя, постоянное выступание во вне, в мир. Главная фигура – человек, главные свойства человеческого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество.
Свобода
и возможность выбора, выбирать свое отношение
к какой-либо ситуации. Человек свободен,
существует свобода выбора и средств их
осуществления, значит он в ответе и за
последствия своих действий, в ответе
за то, что он есть. Поэтому человек не
поддается определению, каждому человеку
дается во владение его бытие, творит самого
себя и мир других людей, выбирать образ
будущего мира является следствием его
свободы.
Лиотар
1. Именно в этой работе «Состояние постмодерна» Лиотар выявляет доминирующую роль знания в европейской культуре тенденций формализации знания. Изменения происходят по мере вхождения общества в эпоху – постиндустриальную, а культуры – постмодерн, вследствие чего изменяется и статус знания. Научное знание это вид дискурса. Основной формой «употребления» знания являются «нарративы» - повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды.