Автор работы: Невьянцева Екатерина, 05 Августа 2010 в 12:33, контрольная работа
Фейербах
1. Разгадку веры, согласно Фейербаху следует искать в глубинах человеческой психики, стремление человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена религиозной веры. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Антропологизм Фейербаха вел к построению новой теологии в которой человек и есть Бог, то есть предлагается преодолеть противопоставление мирского и трансцендентального, и таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества – создание «царства божьего» на земле.
Специфика времени «после современного» (постмодерна) заключается в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий 20 века. Постоянная смена идеологий подтверждает, что вера в господство разума, правовую свободу и социальный прогресс подорвана.
2. Лиотар рассматривает терминологию языка в качестве инструмента власти, существуют различные методы обработки языкового материала: начиная с минимальных нарративных единиц – слов, из которых строятся предложения, и заканчивая специальными типами дискурса, подчиненными конкретной цели. Так появляются «режимы» предложений и «жанры» дискурса как методологические процедуры и «правила пользования» языком, посредством которых власть манипулирует им, присваивая себе его содержание различными способами словоупотребления. В сфере коммуникации власть реализуется как технологя удержания выгодного для нее «баланса сил: производимый посредством риторики дискурс власти захватывает позицию дискурса «центра» в коммуникативной среде и стремится подчинить себе все остальные дискурсивные практики, не допуская их смешения в распределении полномочий и ускользания из под контроля в сферу «языковых игр».
3. С позиции власти легитимация представляет собой процесс, наделяющий законодателя правом провозглашать данный закон в качестве нормы, тогда как с позиций знания она есть «процесс, по которому законодателю, трактующему научный дискурс, разрешено предписывать указанные условия … для того, чтобы некое высказывание составило часть этого дискурса и могло быть принято к вниманию научным сообществом». Лиотар в качестве легитимации знания предлагает паралогию. (Паралогия легитимирует высказывания науки в той мере, в какой они разрушают прежние высказывания и правила игр и генерируют новые.)