Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 01:40, контрольная работа
В русской философии можно выделить ряд периодов: 1) ее становление (XI - XVII вв.); 2) обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки, особенно благодаря научным достижениям М.В. Ломоносова; 3) фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России (XIX в.).
. Философия в России и Белоруссии 3
2. Социально общественное сознание и его структура 13
3. Социализация природы в прошлом, настоящем, будущем, прогноз 23
Список использованной литературы 29
Содержание
1. Философия в России и Белоруссии 3
2. Социально общественное сознание и его структура 13
3.
Социализация природы в
Список
использованной литературы 29
1.
Философия в России
и Белоруссии
Русская философия
В
русской философии можно
Важнейшими
особенностями русской
1. Длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры, что не исключало, впрочем, наличия атеистических воззрений.
2.
Дуализм в понимании мира, человека
и истории как следствие
3.
Ведущим оказался эмоционально-
4. Наклонности к умозрительным спекуляциям сочетались с некой социальной ориентированностью на соборность, общинный строй жизни, своеобразную софийность («слово - мудрость - дело»), что предполагало постановку встающих перед обществом насущных задач.
Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.). Любовь к мудрости в Киевской Руси понималась теологически, т.е. как богопознание.
Философия XVIII в. в России выходит на новые рубежи, тяготеет к теоретическому самоопределению.
Естественнонаучная
ветвь нашла выражение у Михаил
Философско-
Самобытность русской философии проявляется в «Философических письмах» Петра Яковлевича Чаадаева (1794 - 1856). Своеобразие истории России Чаадаев видел в ее культурно-географическом положении между Востоком и Западом. Он одним из первых осознал необходимость синтеза восточной и западной культур. Чаадаев остро ставил вопрос о необходимости развития России в русле мировой цивилизации, с сожалением констатируя, что мы по-прежнему ютимся в своих лачугах.
Непосредственно за Чаадаевым следуют славянофилы и западники. Самая характерная черта славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Р. Самарин и др.) -антибуржуазность. Плоды цивилизации в Западной Европе, считали славянофилы, оплачены потерей целостности личности, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Залог спасения России славянофилы видели в ее самобытности, т.е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Их сочинения пронизаны критикой культа пользы, рационализма и индивидуализма. Расщепленности буржуазного индивида на частного и публичного человека мыслители противопоставляли идею цельной личности, осознающей себя частицей народа, в котором все духовные силы сливаются в единство. Славянофилы в качестве высших ценностей на первое место поставили не гражданское общество, а общинную жизнь, не право, а мораль, не прогресс, а обычай и традицию, не науку, а религию. Славянофилы критиковали крепостничество как не отвечающее христианским заповедям, выступали за отмену цензуры, смертной казни и телесных наказаний, за создание гласных судов присяжных. Капитализм и социализм они считали болезнью западного духа, выступали против социальной революции.
Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, Б.Н. Чичерин, В.П. Боткин) ратовали за буржуазное развитие России, олицетворяя собой либерально-освободительное движение прогрессивной буржуазии, демократического дворянства и интеллигенции. Они тяготели к западноевропейской цивилизации, индивидуальности, свободе личности, науке, утверждали, что с петровских времен Россия необратимо «привязана» к Западу. Если в основе славянофильской модели мира лежал теоцентризм, то у западников модель мира принимала форму антропоцентризма. Славянофилы уповали на «массы», «народ», а западники активным участником истории считали сознательную, просвещенную, облагороженную личность. Славянофильская концепция культуры носила метафизический и статический характер (воспевалась патриархальность), западники же в основу положили динамическую модель мира, видели мир в процессе постоянного разрушения отживших форм, какими бы святыми они ни казались1. Если славянофильство ориентировалось на российский вариант общеевропейского консерватизма, то западничество - на российский вариант европейского либерализма. И те и другие были озабочены путями и судьбами развития отечества. В современной интерпретации неприемлемы установки как на самоизоляцию, так и на буквальное копирование зарубежного опыта.
Традиции славянофилов продолжили почвенники (А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев), которые проводили идею о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Народники (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин), верившие в науку и считавшие, что царство нравственности и справедливости может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение, разделяли индивидуалистические идеи западников.
Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) и Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) обосновали концепцию «русского социализма», которая явилась синтезом западной социалистической идеи и славянофильской концепции самобытного, общинного образа жизни в России. При этом Герцен критиковал уравнительные коммунистические утопии. Философские изыскания Герцена были направлены на обоснование единства бытия и мышления, практики и теории, общества и личности, жизни и идеала. Незадолго до своей кончины Герцен (в письме «К старому товарищу» - Бакунину) выступил против крайностей революционного нигилизма, призывов к немедленному свержению государства без должной научной и нравственной подготовки социальных изменений. Н.Г. Чернышевский определял суть социального конфликта Нового времени: сначала столкновение феодалов с буржуа, поддержанных рабочим «сословием», затем - столкновение буржуа с «получающими зарплату» - рабочими. Предмет теоретических интересов Чернышевского - действительность, взятая под углом зрения соответствия (или несоответствия) «натуре человека» (проведение антропологического принципа в философии). Чернышевский фейербаховскую философскую характеристику человека дополнил экономическим, социально-политическим и особенно эстетико-этическим анализом. В этике Чернышевский - сторонник «разумного эгоизма», согласования поступков с внутренними убеждениями и рациональным выбором.
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление. Рациональному знанию и иррациональной воле западной философии русская духовность противопоставила «несвоевременные мысли» и «архаичные» понятия любви, стыда, совести. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) построил систему «цельного знания» (включает соединение мистического, рационально-философского и эмпирически-научного знания) как синтеза науки и религии, истины, добра и красоты, обосновал концепцию «богочеловеческого всеединства». Знание о реальном мире дает наука, об идеальном мире - философия, о Боге - вера. На основе принципа всеединства Соловьев стремился в онтологии преодолеть дуализм духа и материи, в гносеологии - эмпиризма и рационализма. Всякое многообразие, утверждал Соловьев, одухотворено божественным началом, выступает мировой душой - Софией. Под «Софией» здесь понимается смыслонаполненность вещей, результат в них духовного первоначала бытия, божественного творчества. В процессе эволюции человечество становится Богочеловечеством. Единение добра, истины и красоты есть любовь, гарантия спасения человечества. Общество, согласно Соловьеву, это расширенная личность, а личность есть сосредоточенное общество. Следование совершенному благу позволяет разрешать общественные и личные коллизии, преодолевать разобщенность людей, народов, религий, человека и природы, материального и идеального. Основные труды Соловьева: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве».
Теоретические достижения религиозных философов Сергея Николаевича Булгакова (1871 — 1944), Николая Александровича Бердяева (1874 - 1948), Семена Людвиговича Франка (1877 - 1950), их идеи «богочеловеческой жизни, облагодетельствованной святым духом», противостоящие идеям Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, в значительной мере предвосхитили ряд положений западноевропейских экзистенциалистов.
Н.А. Бердяев, следуя концепции М. Экхарта, проводил различие между божеством и Богом. Богу предшествует, утверждал философ, первичный принцип — «ничто», принцип свободы. Всеобщее воскресение достигается не в революциях, не в технике, а в божественной свободной, творческой духовной жизни. Сам Бердяев оценивал свою философию как пророческую, устремленную в будущее, и как эсхатологическую (эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека). Величие человека Бердяев видел в свободе действий и духа, целенаправленной творческой деятельности. Цель творчества - созидание нового бытия.
Получила развитие специфически российская тема мещанства. Впервые термин «мещанство» не в сословном, а в социально-психологическом смысле употребил А.И. Герцен. Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский рассматривали капитализм (плутократию) и социализм как две разновидности мещанского царства. Буржуазность они толковали шире, чем господство частной собственности. Товарный фетишизм, вещизм, бездуховность — атрибуты мещанства. Революционный активизм также не содержит положительного идеала и вся его разрушительная энергия направлена на перераспределение материальных ценностей. Выход виделся в нахождении истинных форм солидарности, которые порождались бы религиозно-нравственными ценностями, а не коренились на предметообожании и выгоде.
Помимо всемирно известных романов и повестей перу Льва Николаевича Толстого (1828 - 1910) принадлежит ряд трактатов философско-публицистического содержания, таких как «Исследование догматического богословия», «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри нас», «Путь жизни» и др. На религиозно-этические философские взгляды Толстого помимо христианства оказали влияние идеи конфуцианства и буддизма, Руссо, Канта, Шопенгауэра и славянофилов. Все явления писатель рассматривал и оценивал с позиций утверждения любви, служения добру, нравственного воспитания человека и человечества. Задача состоит в том, чтобы человеку как духовно-нравственному существу найти путь к единению с другими людьми и всем миром, преодолеть стремление к эгоистическим наклонностям и страстям, имеющим, в конечном счете, животный характер. Толстой полагал, что высшее благо человека и человечества заключается в простоте, свойственной человеку, живущему непосредственно в природе. Совершенное общество Толстой представил в виде совокупности крестьян-земледельцев, объединенных в общины, собственным трудом, преимущественно физическим, добывающих себе средства к существованию. В таком обществе отношения людей становятся чистыми и прозрачными, люди избавляются от лицемерия и фальши, от всех чуждых народу порождений культуры и цивилизации, таких как частная собственность, государство, официальная церковь и т.п. Социально-исторический процесс направляется божеством (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже выдающаяся (царь, полководец и т.д.), является рабом истории (фатализм).