Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 01:40, контрольная работа
В русской философии можно выделить ряд периодов: 1) ее становление (XI - XVII вв.); 2) обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки, особенно благодаря научным достижениям М.В. Ломоносова; 3) фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России (XIX в.).
. Философия в России и Белоруссии 3
2. Социально общественное сознание и его структура 13
3. Социализация природы в прошлом, настоящем, будущем, прогноз 23
Список использованной литературы 29
Понятие «ноосфера» ввел наш выдающийся естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский. Он был одним из создателей антропокосмизма, представляющего в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Эти идеи развивал далее, но в этом же духе П. Тейяр де Шарден, а у нас эти принципы развивались А.Л. Чижевским в замечательном произведении «Земное эхо солнечных бурь» (М., 1976).
Помимо растений и животных организмов биосфера включает в себя и человека: человечество — часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения биосферы, оказывая все более мощное и интенсивное воздействие на нее в связи с развитием науки и техники. С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греч. noos — ум, разум), представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера, таким образом, не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Можно сказать, что ноосфера — новая, особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к природе — родному дому человека.
Термин «экология» для обозначения отрасли биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биологической среды, ввел в XIX в. немецкий биолог Э. Геккель. В современном понимании экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.
Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.
1.
Биосфера Земли, черпающая
Ритмичность является системообразующим фактором существования материи. В процессе колебаний происходит непрерывный переход одного вида энергии в другой. Например, биоритмы человека определяются взаимодействием физических, эмоциональных, психических и рациональных ритмов, связанных с планетарными ритмами и ритмами жизненной и творческой активности. По мнению ряда специалистов, физический ритм человека имеет 23 дня, эмоциональный — 28 и интеллектуальный — 33 дня16.
Природа
- необходимая предпосылка
2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Это подметил еще античный историк Ксенофонт, который отмечал, что умеренный климат Аттики весьма способствовал получению высокого дохода, развитию полезных искусств. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества. Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе стимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческих потребностей и способностей. В «Капитале» Маркс развивает мысль Г. Форстера (XVIII в.) о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях, где природа в изобилии дает все средства существования. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.
3.
Любой материальный предмет,
4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. Мусульманский мыслитель Ибн Халдун (1332 - 1406) подчеркивал, что в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, жители регионов, прилегающих к экватору, не имеют побудительных мотивов для развития культуры, они не нуждаются ни в жилищах, ни в одежде, а жители холодных стран тратят энергию не добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ и не имеют времени для занятия науками и искусствами. Русский обществовед и политический деятель Павел Николаевич Милюков (1859 - 1943) показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага и тепло, наиболее пригодны для становления культуры, а умеренные пояса с разнообразием условий и ресурсов - для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что чем дальше развивается культура, тем «независимость» человека от среды и влияние на нее становятся значительнее. Природные условия порождают различные по характеру культуры, которые не отгорожены друг от друга стеной, а активно взаимодействуют17.
Современная философия утверждает, что природа и культура «пронизывают» друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация. Современная цивилизация -преимущественно технократическая. Актуальной является задача перехода к цивилизации, в которой управление техносферой ведется с целью сохранения безопасности, а также улучшения биосферы и общества.
5.
Природа влияет на
Воздействие общества на природу целенаправленно (с присутствием элементов стихийности), универсально, осуществляется через практическую деятельность людей.
1. Расширяются пространственные границы освоения природы человеком. Достигнут планетарный характер хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний космос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоение природы «вглубь», открытие и использование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.
2. Человечество превратилось в мощную биогеохимическую силу. Такой подход своими корнями восходит к иудейско-христианской доктрине о сотворении мира, согласно которой порядок природного бытия был создан ради человечества. Господствовавшее в древности нравственно-эстетическое отношение человека к природе (Гомер, Вергилий) в индустриальном обществе дополнялось и отрицалось утилитарно-прагматическим отношением. Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаются искусственные водохранилища, изменяется атмосфера и т.д. Повышается интенсивность и эффективность использования природных ресурсов (культивация земель, более полное использование сырья и т.п.). Вместе с тем, это приводит к исчезновению ресурсов и загрязнению среды. Так, в период между 1970 и 2002 гг. лесной покров Земли уменьшился на 12% , разнообразие форм жизни в океане на треть.
Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы).
Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие переросло в противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическому кризису.
Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их - основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению. Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересами остальных людей. В конце XX — начале XXI в. каждый человек, родившийся в «развитой» западной стране, использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств «третьего» мира. Такая модель развития ведет «к рискам и дисбалансам».
Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Отсюда вытекает вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений в общественном строе свободного предпринимательства (Фурастье, Наваки). Это - концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо - «назад к природе». Например, Форрестер и другие члены «Римского клуба» предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Для такой позиции имеются определенные основания: антропогенная нагрузка на биосферу Земли превзошла в наше время допустимые параметры почти в 2 раза.
Одна из главных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая среда из вещно-предметной становится информационно-знаковой. Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом, а отношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности. Но кроме ответа на вопрос «Как изменять мир, природу?», необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как?
Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что для преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологического сознания человека.
Современная
философия комплексно осмысливает
значение материального и духовного факторов
в решении экологических проблем. Речь
идет о формировании экологической культуры,
нового экологического мировоззрения.
Это означает, во-первых, утверждение принципа
гармонии человека и природы. Во-вторых,
формируется принцип личной ответственности
каждого человека и коллективной ответственности
человечества за все живое на Земле. Возникает
проблема достижения равновесия между
познавательной и практической деятельностью
человека, его неутолимой жаждой познания
и преобразования и стремлением к сохранению
целостности (но отнюдь не девственности)
природной среды. Обеспечивая жизнестойкость
нашей цивилизации, преодолевая экологический
эгоизм отдельных стран и слоев, общество
постепенно утверждает идеал умеренности
в отношении материальных благ, признавая
при этом безграничность духовного роста
человека. В целом, современная наука к
экологической проблеме подходит системно
и усматривает комплекс направлений: а)
научно-технический прогресс, позволяющий
разрабатывать и внедрять наукоемкие,
экономически эффективные и одновременно
антропоморфные и экологически чистые
технологии; б) всеобщее социальное переустройство
в направлении роста гуманизма и демократии;
в) перестройка правовых и политических
взаимоотношений между странами, международное
сотрудничество в борьбе за выживание
человека; г) формирование новой экологической
парадигмы, которая утверждает высшую
ценность природы и соответственно государственное
регулирование с целью защиты природы
и человека; д) формирование экологически
воспитанного, компетентного и ответственного
человека. Согласованное, взаимодополняющее
развитие человека, общества и природы
в их единстве - таков магистральный путь
развития.
Список
использованной литературы
1.
Барулил В.С. Социальная
2. Калмыков В.Н. Философия. – Мн., 2008.
3. Келле Ж., Ковамзон М. Исторический материализм. М., 1959.
4.
Под ред. Лукашевича В.К.
5. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Блихарж Р.И. и др. Философия: учебное пособие. – Мн., 1998. – 408 с.