Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.

Содержание

1. Понятие Бытия, его смысл и познавательное значение……………….3
2. Культура и цивилизация. Запад-Россия-Восток в диалоге культур….5
3. Культуру часто называют «мерой человеческого в человеке»………13

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 39.05 Кб (Скачать документ)

 

Образовательное учреждение

среднего специального профессионального образования

«Нефтяной техникум»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « Философия » 

Вариант №2

 

 

Выполнил студент

заочного отделения

2 курса группы ИР10

Специальность:   

   

Дата выполнения: 

 

 

 

Бадриев Рамиль Эрикович

                    « Разработка нефтяных и газовых  месторождений»

                         « 17 » декабря 2011 г.

Проверил преподаватель:                                                         Черепанова

В результате рецензирования

получил оценку: __________, имеются  замечания:______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контрольную работу принял(а)

_______________________________

Дата принятия: «___»_______2012 г.

Рег. №_________________________


Ижевск

2012 г.

Содержание

  1. Понятие Бытия, его смысл и познавательное значение……………….3
  2. Культура и цивилизация. Запад-Россия-Восток в диалоге культур….5
  3. Культуру часто называют «мерой человеческого в человеке»………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие Бытия, его смысл и познавательное значение

Вопрос понимания бытия  и соотношение с сознанием  определяет решение основного вопроса  философии. Для рассмотрения этого  вопроса обратимся  к истории  развития философии.

Бытие является философской  категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения  его с сознанием стоит в  центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать  такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально  существующее в природе, обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность —  все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность - это все то, что принадлежит  человеку и вне его существовать не может (это мир психических  состояний, мир сознания, духовный мир  человека).

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах: 
1. Бытие природы. При этом различают: 
- Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.

- Вторую природу. Это  бытие вещей и процессов, созданных  человеком (преобразованная человеком  природа). Сюда относят орудия  труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда  выведенные сорта и виды растений  и животных и т.д.

2. Бытие человека. В этой  форме выделяется: 
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.). 
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует каксоциальное, духовно-нравственное существо.

3. Бытие духовного (это  сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить: 
- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека. 
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

4. Бытие социального, которое подразделяется на: 
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств. 
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов

 

 

 

 

 

    1. Культура и цивилизация. Запад-Россия-Восток в диалоге культур

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

  Современное научное  определение культуры отбросило  аристократические оттенки этого  понятия. Оно символизирует убеждения,  ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и  искусстве), которые являются общими  для какой-то группы; они служат  для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

   Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

 Культура формирует  личности членов общества, тем  самым она в значительной степени  регулирует их поведение.

Культура  - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

 Культура не только  укрепляет солидарность между  людьми, но и является причиной  конфликтов внутри групп и  между ними. Это можно проиллюстрировать  на примере языка, главного  элемента культуры. С одной стороны,  возможность общения способствует  сплочению членов социальной  группы. Общий язык объединяет  людей. С другой  -  общий  язык исключает тех, кто не  говорит на этом языке или  говорит на нем несколько иначе. 

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

1. Понятия (концепты). Они  содержатся главным образом в  языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя  языками объясняется тем, что  для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться  в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры  не только выделяют те или  иные части мира с помощью  понятий, но также выявляют, как  эти составные части связаны  между собой - в пространстве  и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует  определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к  сфере реального мира и к сфере  сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это  общепринятые убеждения относительно  целей, к которым человек должен  стремиться. Они составляют основу  нравственных принципов.

Разные культуры могут  отдавать предпочтение разным ценностям  ( героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы  ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в  свою очередь, сами могут служить  обоснованием. Они обосновывают нормы  или ожидания и стандарты, реализующиеся  в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как духовное преодоление мифа. В  качестве мышления философия стремится  к рациональному объяснению всего  бытия.

Наука имеет своей целью  рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана  с философией, которая выступает  в качестве всеобщей методологии  научного познания, а также позволяет  осмыслить место и роль науки  в культуре и человеческой жизни.

Культура развивается  в противоречивом единстве с цивилизацией. Творческий потенциал и гуманистические  ценности культуры способны реализовываться  лишь с помощью цивилизации, но однобокое  развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры.

Культура представляет собой  многофункциональную систему. Главная  функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции социального  опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или  информационной. Культуру по праву  считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"