Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:51, контрольная работа
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.
1. Понятие Бытия, его смысл и познавательное значение……………….3
2. Культура и цивилизация. Запад-Россия-Восток в диалоге культур….5
3. Культуру часто называют «мерой человеческого в человеке»………13
Образовательное учреждение
среднего специального профессионального образования
«Нефтяной техникум»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: « Философия »
Вариант №2
Выполнил студент заочного отделения 2 курса группы ИР10 Специальность:
Дата выполнения: |
Бадриев Рамиль Эрикович
« Разработка нефтяных и « 17 » декабря 2011 г. | |
Проверил преподаватель: В результате рецензирования получил оценку: __________, имеются
замечания:____________________ ______________________________ | ||
Контрольную работу принял(а) ______________________________ Дата принятия: «___»_______2012 г. Рег. №_________________________ |
Ижевск
2012 г.
Содержание
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.
Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.
Бытие охватывает все реально существующее в природе, обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.
Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.
Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).
Бытие как совокупная реальность существует
в основных четырех формах:
1. Бытие природы. При этом различают:
- Первую природу. Это бытие вещей, тел,
процессов, нетронутых человеком, все
то, что существовало до появления человека:
биосфера, гидросфера, атмосфера и др.
- Вторую природу. Это
бытие вещей и процессов,
2. Бытие человека. В этой
форме выделяется:
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек
рассматривается как вещь среди вещей,
как тело среди тел, как объект среди объектов,
который подчиняется законам конечных,
преходящих тел (т.е. биологическим законам,
циклам развития и гибели организмов и
т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь
человек рассматривается уже не как объект,
а как субъект, который подчиняется не
только законам природы, но и существует
каксоциальное, духовно-нравственное существо.
3. Бытие духовного (это
сфера идеального, сознания
и бессознательного), в котором можно выделить:
- Индивидуализированное духовное. Это
личностное сознание, сугубо индивидуальные
процессы сознания и бессознательного
каждого человека.
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное
духовное. Это все то, что является достоянием
не только отдельного человека, но и общества,
т.е. это «социальная память культуры», которая хранится
в языке, книгах, картинах, скульптуре
и т.д. Сюда относят и различные формы общественного
сознания (философия, религия, искусство,
мораль, наука и т.д.).
4. Бытие социального, которое
подразделяется на:
- Бытие отдельного человека в обществе
и в прогрессе истории, как социального
субъекта, носителя социальных отношений
и качеств.
- Бытие самого общества. Охватывает всю
совокупность жизнедеятельности
Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное
определение культуры
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура формирует
личности членов общества, тем
самым она в значительной
Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только
укрепляет солидарность между
людьми, но и является причиной
конфликтов внутри групп и
между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного
элемента культуры. С одной стороны,
возможность общения
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:
1. Понятия (концепты). Они
содержатся главным образом в
языке. Благодаря им становиться
возможным упорядочить опыт людей.
Например, мы воспринимаем форму, цвет
и вкус предметов окружающего мира, но
в разных культурах мир организован по
разному.
В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это
общепринятые убеждения
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения.
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как духовное преодоление мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализовываться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.