Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:32, контрольная работа
Стремление к открытию все новых и новых тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия как один из наидревнейших способов постижения окружающего мира имеет непосредственное отношение к формированию в человеке именно этих качеств. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое. Даже ее первое толкование, которое встречается еще у Гераклита (VI - V ст. до н.э.) как исследование природы вещей, уже поставило ее на путь познания. Более близкий нам сегодня смысл понятия «философия» сформулировал Платон: это познание всего сущего, вечного, неминуемого.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Представить характерные черты марксистской философии как научного мировоззрения………………………………………………………………………4
2. Что такое философское мировоззрение………………………………………..11
2.1. Чем отличается оно от других типов мировоззрения (мифологического, религиозного).............................................................................................................12
Заключение………………………………………………………………………….15
3. Тесты……………………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………………...17
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Оренбургский государственный университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Вариант №4
ОГУ 080100.62.6012.17 ОО
Руководитель работы
___________Козявкина Т.М.
«___»______________2012г.
Выполнил студент 1000 гр.
__________Иванова Н.Т. «____»______________2012г.
Оренбург 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Представить характерные
черты марксистской философии
как научного мировоззрения…………
2. Что такое философское
мировоззрение………………………………………..
2.1. Чем отличается оно от
других типов мировоззрения (мифологического,
религиозного).................
Заключение……………………………………………………
3. Тесты…………………………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
Введение
Стремление к открытию все новых и новых тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия как один из наидревнейших способов постижения окружающего мира имеет непосредственное отношение к формированию в человеке именно этих качеств. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое. Даже ее первое толкование, которое встречается еще у Гераклита (VI - V ст. до н.э.) как исследование природы вещей, уже поставило ее на путь познания. Более близкий нам сегодня смысл понятия «философия» сформулировал Платон: это познание всего сущего, вечного, неминуемого.
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.
Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Эта философия возникла в середине XIX века, и долгое время оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не является завершенной философской системой, т.к. в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.
1. Представить характерные черты марксистской философии как научного мировоззрения
Марксистская философия возникла в середине 19в. и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов 20в. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине 19в. Не было ни одного течения в философии, к-рое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий «грех» - с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.
В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой философии, к-рый во многом определили ее черты: прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, к-рые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием к-рого является природа, к-рой ничто не предшествует, к-рая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, к-рые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, к-рый соответствовал естественнонаучным представлениям 18 - начала 19 вв., в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, к-рое он создал в рамках своей объективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.
Отличительной чертой марксистской
философии является ее максимально
возможное сближение с
В марксистской философии
утверждается идея о развитии как
особой формы движения, как универсального
способа бытия мира, как природного,
так и общественного. Во-первых, развитие
есть всегда качественное изменение
чего-либо. Во-вторых, развитие является
«направленным и необратимым
процессом качественного
В марксистской философии
иначе рассматривается и
Основываясь на принципах
диалектического материализма, в
марксистской философии по-иному
решается и такой фундаментальный
вопрос, как вопрос о природе и
сущности сознания. Возникновение сознания
рассматривается как
С диалектико-материалистических
позиций в марксистской философии
формируется и теория познания. Основополагающим
принципом марксистской теории познания
является положение о опознаваемости
объективного мира, существующего вне
познающего субъекта. Другим основополагающим
принципом диалектико-
Центральной проблемой познания в марксистской философии является вопрос об истине как цели теоретико-познавательной деятельности человека. В рамках марксисткой философии создается диалектико-материалистическое учение об истине, аккумулирующее в себе позитивные достижения всей предыдущей философии - о творческом характере познавательной деятельности человека (Р. Декарт, И. Кант), о познании как взаимодействии субъекта и объекта (Гегель, Л. Фейербах), диалектическую теорию познания Гегеля.
Под истиной в марксистской философии понимается знание, к-рое соответствует содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира, присущих ему законов. Это соответствие как принцип истины, не исчерпывается отражением, воспроизведением сущности бытия мира, а является результатом творческой деятельности познающего субъекта. По форме истина есть идеальной явление, а по содержанию - преобразованное материальное явление. В марксистской философии углубляется представление об объективной истине. Под объективной истиной понимается такое содержание знания, к-рое соответствует содержанию объективных процессов в самом мире, существующего независимо от сознания познающего субъекта. Это соответствие никогда не может быть полным, исчерпывающим (критика догматизма), но вне соответствия знание не приобретает статуса истины, оставаясь лишь правильным мнением о чем-либо (критика релятивизма). Сама истина, истинное знание есть результат противоречивого взаимодействия субъекта и объекта. В силу этого истина есть процесс, к-рому присуща диалектика абсолютной и относительной истины. В марксистской философии развивается учение Гегеля об абсолютной и относительной истине в познании, но с диалектико-материалистической позиции. Под абсолютной истиной в марксистской философии понимается неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия, в принципе достигаемое и достижимое в бесконечной деятельности человеческого рода. В этом аспекте абсолютная истина фиксирует в себе признание неисчерпаемых возможностей и способностей, присущих человеку, достигать достоверного знания. Без признания абсолютной истины исчезает позитивный момент в познавательной деятельности человека, оптимизирующая сторона познания.