Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание

Стремление к открытию все новых и новых тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия как один из наидревнейших способов постижения окружающего мира имеет непосредственное отношение к формированию в человеке именно этих качеств. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое. Даже ее первое толкование, которое встречается еще у Гераклита (VI - V ст. до н.э.) как исследование природы вещей, уже поставило ее на путь познания. Более близкий нам сегодня смысл понятия «философия» сформулировал Платон: это познание всего сущего, вечного, неминуемого.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Представить характерные черты марксистской философии как научного мировоззрения………………………………………………………………………4
2. Что такое философское мировоззрение………………………………………..11
2.1. Чем отличается оно от других типов мировоззрения (мифологического, религиозного).............................................................................................................12
Заключение………………………………………………………………………….15
3. Тесты……………………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 44.42 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 «Оренбургский государственный университет»

 Факультет заочного обучения

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

Вариант №4

 

  ОГУ 080100.62.6012.17 ОО

 

 

 

Руководитель  работы

___________Козявкина Т.М.

«___»______________2012г.

Выполнил  студент 1000 гр.

__________Иванова Н.Т. «____»______________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Представить характерные  черты марксистской философии  как научного мировоззрения………………………………………………………………………4

2. Что такое философское мировоззрение………………………………………..11

2.1. Чем отличается оно от других типов мировоззрения (мифологического, религиозного).............................................................................................................12

Заключение………………………………………………………………………….15

3. Тесты……………………………………………………………………………...16

Список использованных источников……………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремление к открытию все новых и новых тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия  как один из наидревнейших способов постижения окружающего мира имеет  непосредственное отношение к формированию в человеке именно этих качеств. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое. Даже ее первое толкование, которое встречается еще у Гераклита (VI - V ст. до н.э.) как исследование природы вещей, уже поставило ее на путь познания. Более близкий нам сегодня смысл понятия «философия» сформулировал Платон: это познание всего сущего, вечного, неминуемого.

Человек всегда стремился  составить себе обобщенное представление  о мире в целом и о своем  месте в нем. Именно мировоззренческие  взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.

 Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Эта философия возникла в середине XIX века, и долгое время оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не является завершенной философской системой, т.к. в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий.

В зависимости от того, какие взгляды преобладают в  той или иной совокупности представлений  о мире в целом, а также в  зависимости от способа включения  соответствующих взглядов и представлений  в структуру мировоззрения и  способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В  разных обществах, у разных классов  господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.

 

 

 

 

1. Представить характерные черты марксистской философии как научного мировоззрения

Марксистская философия возникла в середине 19в. и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов 20в. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине 19в. Не было ни одного течения в философии, к-рое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий «грех» - с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

В марксистской философии  сформулирован исходный принцип  понимания задачи новой философии, к-рый во многом определили ее черты: прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, к-рые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием к-рого является природа, к-рой ничто не предшествует, к-рая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, к-рые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, к-рый соответствовал естественнонаучным представлениям 18 - начала 19 вв., в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, к-рое он создал в рамках своей объективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.

Отличительной чертой марксистской философии является ее максимально  возможное сближение с естественнонаучным знанием. Они видели в союзе с  ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этим принципом в марксистской философии  закрепляется новое понимание материи. Материя есть «философская категория  для обозначения объективной реальности, к-рая дана человеку в ощущениях его, к-рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем, различных по своей структурности и сложности, находящихся не только во взаимосвязи и отношениях др. с др., но и в развитии. Диалектический метод позволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, к-рые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

В марксистской философии  утверждается идея о развитии как  особой формы движения, как универсального способа бытия мира, как природного, так и общественного. Во-первых, развитие есть всегда качественное изменение  чего-либо. Во-вторых, развитие является «направленным и необратимым  процессом качественного изменения  от простых форм к более сложным, от низшего к высшему». В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя в преобразованном  виде более низшие. Они не простая  сумма низших, а преобразованный  их синтез. В-четвертых, каждой форме  движения и развития соответствует  свой субстрат, отличающийся по степени сложности строения. В связи, с чем в новом виде предстает иерархическое строение материального мира, к-рое стремится и к усложнению, и к изменению, и к самосохранению в форме повышения своей организации. В связи с этими принципами основоположники марксистской философии на основе естественнонаучных данных и открытий в 19 в. выделили следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Переход от одной формы движения, от низшей к высшей, носит скачкообразный характер, а процессу перехода от одной формы движения к др. присущи «переходные» формы движения, к-рые не всегда нам известны, но в ходе развития научного значения могут быть выявлены.

В марксистской философии  иначе рассматривается и принцип  детерминации, создается диалектико-материалистическое учение о причинно-следственных отношениях. Для этого учения характерны следующие  черты. Во-первых, исключается наличие  сверхъестественных причин развития мира. Во-вторых, они противники механистического детерминизма, к-рый обедняет представление о законах развития мира, придавая причинно-следственным связям и отношениям однозначный характер. В-третьих, расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира. Случайность - и форма проявления закономерности, необходимости и дополнение ее. Что позволило преодолеть представление о наличии предопределенности в бытие мира, с одной стороны, а с другой - преодолеть представление о господстве случайности в бытие, к-рая исключает всякую возможность предвидения и прогностики в развитии мира. В тоже время в марксистской философии развивается идея Гегеля о противоречии как всеобщем источнике развития, к-рый находится в самом мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель трактовал закон противоречия идеалистически. В марксистской философии он трактуется с позиций диалектического материализма. Противоречие в духе, в идеально-духовном мире есть отражение противоречий материального мира.

Основываясь на принципах  диалектического материализма, в  марксистской философии по-иному  решается и такой фундаментальный  вопрос, как вопрос о природе и  сущности сознания. Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой материи, животного мира, к-рым присуще свойство отражения. В этом аспекте сознание рассматривается как высшая форма психического отражения, присущая человеку как особому виду животного, с наиболее сложным анатомическим и физиологическим строением. Субстратом сознания является мозг, как наиболее сложный вид материи. Предчеловеческие существа или человекоподобные существа обладали и особыми св-вами и с точки зрения анатомии, физиологии, эмоционально-психической организации. Они обладали способностью к прямохождению, элементарной нечленораздельной речью, способностью оперировать естественными предметами и т.д. Для возникновения сознания, с точки зрения марксистской философии, были в наличии все природные предпосылки для формирования сознания. Необходимые, но в той или иной степени недостаточные. Для скачкообразного перехода от примитивного, животного, психического отражения необходимы были дополнительные предпосылки и условия, к-рые уже не являются в строгом смысле природными, но не являются и сверхъестественными. В рамках марксистской философии утвердилось мнение, что таким непременным условием формирования сознания является общество. По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением. Природная способность к сознанию, присущая людям, оформляет себя как сознание только в рамках общества, а не за его границами. Важную роль в формировании сознания, с точки зрения марксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрел символически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, как орудийная деятельность, приобрел новое качество - изготовление орудий деятельности, к-рых нет в природе, но к-рые создаются на основе преобразования, переработки предметов природы, приспособляемые для преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновения сознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловлено социально-историческими условиями бытия людей. В марксистской философии по-иному решается вопрос о содержании сознания. Не подвергая сомнению сложившиеся представления о знании как содержании сознания, его идеальности, основоположники диалектико-материалистической философии подчеркивали, что само «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею». Они подвергают критике идеалистическую концепцию имманентного происхождения знания. Знание не есть результат деятельности изолированного сознания познающего субъекта. Оно формируется в результате практического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающего мира. Преодолевается и представление метафизического материализма о знании как результате лишь отражательной деятельности человеческого мозга. Знание есть результат и отражение объективного мира, и результат мыслительной деятельности человека посредством понятий. Вот почему «сознание не только отражает мир, но и творит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его». Таким образом, в марксистской философии по-иному понимается активный, творческий характер сознания, к-рое нацелено не только на познание объективного мира, но и на теоретическое его преобразование.

С диалектико-материалистических позиций в марксистской философии  формируется и теория познания. Основополагающим принципом марксистской теории познания является положение о опознаваемости объективного мира, существующего вне  познающего субъекта. Другим основополагающим принципом диалектико-материалистической гносеологии является положение  о практике как основе и источнике  познания. Под практикой понимается вся совокупная деятельность людей, направленная на освоение и преобразование предметно-вещного мира, к-рая проявляется только в обществе. Поэтому познание - это мыслительная деятельность не изолированного от др. людей и общества субъекта, а напротив, включенного в отношения с др. людьми и обществом субъекта. То есть, познающий субъект одновременно является и социальным субъектом. Отсюда в марксистской философии делается вывод, что познание как особый вид деятельности человека носит всегда социально-исторический характер. К. Маркс, например, утверждал, что развитие промышленного производства толкает науку вперед больше, чем десятки университетов. В тоже время в марксистской философии теория познания не сводится к практике, само познание не есть редуцирование, повторение практики. Отстаивается идея относительной самостоятельности познавательного процесса, специфики его законов. Но и процесс познания подпадает под действие универсальных, всеобщих законов диалектики. Он также является противоречивым, постоянно развивающимся процессом.

Центральной проблемой  познания в марксистской философии  является вопрос об истине как цели теоретико-познавательной деятельности человека. В рамках марксисткой философии создается диалектико-материалистическое учение об истине, аккумулирующее в себе позитивные достижения всей предыдущей философии - о творческом характере познавательной деятельности человека (Р. Декарт, И. Кант), о познании как взаимодействии субъекта и объекта (Гегель, Л. Фейербах), диалектическую теорию познания Гегеля.

 Под истиной в марксистской философии понимается знание, к-рое соответствует содержанию объективных, вне нас существующих явлений материального мира, присущих ему законов. Это соответствие как принцип истины, не исчерпывается отражением, воспроизведением сущности бытия мира, а является результатом творческой деятельности познающего субъекта. По форме истина есть идеальной явление, а по содержанию - преобразованное материальное явление. В марксистской философии углубляется представление об объективной истине. Под объективной истиной понимается такое содержание знания, к-рое соответствует содержанию объективных процессов в самом мире, существующего независимо от сознания познающего субъекта. Это соответствие никогда не может быть полным, исчерпывающим (критика догматизма), но вне соответствия знание не приобретает статуса истины, оставаясь лишь правильным мнением о чем-либо (критика релятивизма). Сама истина, истинное знание есть результат противоречивого взаимодействия субъекта и объекта. В силу этого истина есть процесс, к-рому присуща диалектика абсолютной и относительной истины. В марксистской философии развивается учение Гегеля об абсолютной и относительной истине в познании, но с диалектико-материалистической позиции. Под абсолютной истиной в марксистской философии понимается неискаженное, достоверное, исчерпывающее знание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия, в принципе достигаемое и достижимое в бесконечной деятельности человеческого рода. В этом аспекте абсолютная истина фиксирует в себе признание неисчерпаемых возможностей и способностей, присущих человеку, достигать достоверного знания. Без признания абсолютной истины исчезает позитивный момент в познавательной деятельности человека, оптимизирующая сторона познания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"