Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:32, контрольная работа
Стремление к открытию все новых и новых тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия как один из наидревнейших способов постижения окружающего мира имеет непосредственное отношение к формированию в человеке именно этих качеств. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое. Даже ее первое толкование, которое встречается еще у Гераклита (VI - V ст. до н.э.) как исследование природы вещей, уже поставило ее на путь познания. Более близкий нам сегодня смысл понятия «философия» сформулировал Платон: это познание всего сущего, вечного, неминуемого.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Представить характерные черты марксистской философии как научного мировоззрения………………………………………………………………………4
2. Что такое философское мировоззрение………………………………………..11
2.1. Чем отличается оно от других типов мировоззрения (мифологического, религиозного).............................................................................................................12
Заключение………………………………………………………………………….15
3. Тесты……………………………………………………………………………...16
Список использованных источников……………………………………………...17
В тоже время в объективной истине всегда присутствует момент, сторона относительной истины. Под относительной истиной в марксистской философии понимается достоверное знание о чем-либо, но в той или иной степени неполное, неисчерпывающее. Она также фиксирует момент неопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах: относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законов и т.д. Относительная истина, ее бытие связано не только с невозможностью исчерпывающим образом что-либо познать, но и с тем, что познанием занимаются конкретные люди, с конкретными, индивидуальными познавательными способностями, не универсальными и ограниченными в том или ином плане. Так сказать, универсальная родовая познавательная способность человека проявляется не универсально, конкретно (Диалектика единичного и всеобщего). Бытие относительной истины связано также и с тем, что процесс познания всегда лимитируется, ограничивается возможностями общественно-исторической практики, уровнем развития общества. Наличие относительной истины в знании связано также и с тем, что истина, знание всегда носят конкретный характер (знание о чем-то, а не обо всем существующем). В силу этого в объективной истине всегда присутствует диалектика абсолютного и относительного знания, которая отражает диалектику единичного, отдельного и всеобщего, относительного и абсолютного, присущую самому объективном миру, никем не созданным и существующим сам по себе. Поэтому в марксистской философии диалектика истины и диалектика объективного мира рассматриваются как определенное тождество, единство, но тождество противоречивое. Тождество выражается в том, что и познанию, и объективному миру присущи одни и те же законы диалектики. А противоречивость связана со своеобразием проявления законов диалектики в познании и в бытие объективного мира. В познании оно проявляется идеально, а в объективном мире - материально. С точки зрения марксистской философии единство субъективной диалектики (сознание, познание) и объективной диалектики (бытие материального мира) возможно, потому что субстратом мышления является мозг, как материальная субстанция мышления. А несовпадение субъективной и объективной диалектики связано с тем, что сам процесс познания есть идеальный процесс, идеальной преобразование материального мира. Вот почему мышлению и познанию присуща относительная самостоятельность, свобода, к-рая в идеализме нередко абсолютизировалась и мистифицировалась.
Если целью познания является достижение истины (истинного знания), к-рая представляет собой идеальное преобразование мира, а в конечном итоге человек на основе ее стремится и практически предметно изменить мир и условия своего бытия, то естественно возникает вопрос о том, как человек достигает истины? В марксистской философии создается диалектико-материалистическая теория познания. Исходным ее положением является утверждением, что процесс познания есть процесс отражения объективного мира в сознании человека. Сам процесс познания является сложным и многоуровневым. «Низшим», первым уровнем познания является чувственное, эмпирическое познание. Ему соответствуют свои «инструменты» познания - ощущения, восприятия, представления. На этом уровне мы получаем факты об отдельных сторонах и св-вах предметов объективного мира, на основе к-рых мы «вырабатываем» знание несистемного, несущностного характера главным образом о внешних сторонах предметов и явлений. Это знание конкретное, но не обобщенное, но ему присуща также и достоверность. Второй уровень познания представляет теоретическое познание - это сфера действия ума, мышления, к-рое оперирует понятиями. Действию ума нередко приписывался чисто идеалистический характер, а нередко нерационалистически - мистические св-ва и черты, никак не связанные с практикой. В марксистской философии теоретический уровень познания рассматривается, во-первых, как продолжение эмпирического познания. Во-вторых, теоретическое познание есть преобразование эмпирического познания и знания посредством понятий, категорий как субстанциональной основы мышления. В-третьих, это обобщенное, абстрактное познание и знание, в к-ром нам открывается сущность предметов и явлений, их внутренняя сторона и св-ва. В-четвертых, это отвлеченное от непосредственного бытия познание и знание, вскрывающее законы бытия мира, неочевидные для чувственного познания. В нем, как выражался К. Маркс вслед за Гегелем, предметность бытия как бы «испаряется, приобретая форму бытия в понятиях». Появляется новая реальность бытия объективного мира в виде идеальных, абстрактных понятий. В марксистской философии развивается гегелевская идея единства эмпирического и теоретического познания, но с материалистических позиций. Познание есть диалектическое единство эмпирического и теоретического, хотя и противоречивое. Эмпирическое переходит в «свое иное», в теоретическое знание, к-рое является итогом многих обобщений и определений. Инструментами теоретического мышления, познания являются понятия, суждения, умозаключения, посредством к-рых познающий субъект создает теории, в к-рых и раскрывается сущность и законы бытия мира и различных его сторон. Поэтому между теоретическим познанием и объективным бытием мира также существует «тождество», совпадение, хотя и очень опосредованное. Стало быть, истинное знание, есть синтез, единство не только субъективного и объективного, но эмпирического и теоретического.
Таковые основные черты диалектико-материалистической философии и ее принципы. Ее судьба, как и судьба любой философии, не является окончательно завершенной. Во многом она определяется тем, как ее поняли и применяли в действии ее последователи. В некоторых аспектах (например, в теории построения коммунизма и практике его утверждения) она оказалась иллюзорно-достижимой. Но это вовсе не означает, что выработанные ею философские, диалектико-материалистические принципы объяснения и понимания развития природы, общества и истории утратили всякое позитивное значение.
2. Что такое философское мировоззрение
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
- основано на знании (а не на вере либо вымысле);
- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
- логично (имеет внутреннее единство и систему);
- опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия
представляет собой высший уровень
и вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
- Космоцентризм - философское
мировоззрение, в основе
- Теоцентризм - тип философского
мировоззрения, в основе
- Антропоцентризм - тип
философского мировоззрения, в
центре которого стоит
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Философия рождается в полемическом диалоге с системой религиозно-мифологических взглядов на мир. Её собственные позитивные воззрения складываются непосредственно в ходе критического переосмысления и преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в наследство их предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах она оказывается связанной рамками этого материала, находится в сильной, хотя и негативной зависимости от него.
Именно поэтому философия
и выступает сначала вовсе
не как особая наука, не как особая
область знания, чётко выделяющая
предмет своего исследования, круг
своих специальных проблем, а
как «любовь к мудрости» или
«мудрость вообще», - она рассматривает
всё, что попадает в поле зрения мыслящего
существа. Её предмет сливается с
предметом мышления вообще, - это
«мир в целом», без каких бы то
ни было уточнений и ограничений.
Философия выступает тут как
синоним мировоззрения вообще. На
этой стадии пока ещё не приходится
говорить о философии как об особой
науке - по той простой причине, что
нет ещё других наук. Есть лишь слабые
ростки математических, астрономических
и медицинских знаний, вырастающие
на почве практического опыта
и ориентированные вполне прагматически.
Неудивительно, что «философия»
с самого начала включает в себя
все эти немногочисленные зародыши
научного познания и помогает им развиваться
в своём лоне, стараясь освободить
их от тех магически-знахарских наслоений,
с которыми они переплетены в
составе религиозно-
Но именно поэтому в состав её размышлений, естественно, попадает и всё то, что впоследствии составит её специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и постигающая его душа.
Философское мировоззрение
рассматривает мир с точки
зрения его предельных, последних
оснований. Этот тип мировоззрения
вычленяет законы мира - те силы, которые
правят миром. В основе философского
мировоззрения лежит логическая
аргументация. Формами существования
философского мировоззрения являются
основные понятия философии, которые
называются категориями. Мировоззрение
может существовать вне философии,
но философия обязательно
Чем отличается философское мировоззрение от других типов мировоззрения (мифологического, религиозного)
В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
Философия - это не безусловная
вера, а размышление, философия - это
не точка, не догматическое установление,
а всегда вопрос. Основой философского
размышления является критическое
осмысление уже сложившихся представлений
о мире. Как уже было отмечено
выше, философия - это рефлексия, а
это значит, что она имеет дело
не с самим предметом бытия, а
с мыслью о бытии, с определенным,
уже сложившимся сознанием
Философия выражала появившуюся
потребность разбираться с
Мифологическое и религиозное мировоззрение - это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, - расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
- Они близки по предмету
отражения. И та, и другая направлены
на поиски смысла бытия,
- Они близки по форме
отражения. Они обе - духовное
отношение человека к
- Они близки и тем,
что это ценностные формы
И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:
- Философия как рефлексия,
как размышление исходит в
своих позициях из
- Бог для философии
является понятием бытия,
- Философия пытается
обосновывать свои концепции
посредством системы понятий,
подкрепляемых логикой
- Религия - сфера чувств,
мистики, благоговейного
- Религия ориентирует
человека на безусловную веру
("Верую, даже если это нелепо"
- Тертуллиан). Философия направляет
на разум, на сомнение, на свою
собственную позицию, а не
- Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.
- Религия говорит о
спасении души в потустороннем
мире. Философия ориентирует
- Религия, хотя и
постулирует свободу воли
Заключение
В заключение данной контрольной работы, анализируя изученный материал, можно сделать выводы о следующем:
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.
Мировоззрение - это не
только содержание, но и способ осознания
действительности, а также принципы
жизни, определяющие характер деятельности.
Характер представлений о мире способствует
постановке определенных целей, из обобщения
которых образуется общий жизненный
план, формируются идеалы, придающие
мировоззрению действенную