Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма.

Содержание

ЗАДАНИЕ 1. Философия Платона………………………………….стр.2
ЗАДАНИЕ 2. Философские концепции смысла жизни человека…………………………………………………………….…..стр.10
ЗАДАНИЕ 3. Психология и идеология общества…………………стр.14
Список используемой литературы………………………………….стр.19
Тест………………………………………………………………………стр.20

Работа состоит из  1 файл

контр.фил-я.docx

— 38.89 Кб (Скачать документ)

Содержание:

ЗАДАНИЕ 1. Философия Платона………………………………….стр.2

ЗАДАНИЕ 2. Философские концепции смысла жизни человека…………………………………………………………….…..стр.10

ЗАДАНИЕ 3. Психология и  идеология общества…………………стр.14

Список используемой литературы………………………………….стр.19

Тест………………………………………………………………………стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Философия Платона.

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в  древнегреческом обществе, но как  деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в  начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией  и просуществовавшую несколько  веков. Платоном был создан и разработан  один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.

Учение, созданное Платоном многогранно  и обширно. Оно охватывает вопросы  и о природе, и о человеке, и  о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве –  поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями  как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему››  идеализма.

По происхождению Платон принадлежал  к весьма знатному афинскому роду. Старинная, царского происхождения  семья философа имела прочные  аристократические традиции.

Платон родился в 427 году до н. э. на острове Эгина. В юности будущий  философ получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки  у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке – у Драконта, ученика знаменитого Дамона.

Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних  занятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним  из его ‹‹ревностных слушателей›› и учеников.

Учение Платона – идеализм, согласно его утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его  умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время  это учение – объективный идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее  для всех предметов. У Платона  слово ‹‹идея›› применяется для  обозначения сущности предмета, равно  как и  для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - ‹‹…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления – они безвидны и незримы.››. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.

Много внимания Платон уделяет вопросу  ‹‹иерархизации идей››. Эта иерархизация представляет собой определённую упорядоченную  систему объективного идеализма. Асмус  А. Ф. выявляет следующую классификацию  идей у Платона.

Во-первых, ‹‹идеи›› высших ценностей - ‹‹идеи›› блага, истины, прекрасного  и справедливого.

 Во-вторых, ‹‹идеи›› физических  явлений и процессов: огонь,  покой, движение, цвет, звук и т.  д. 

В третьих, ‹‹идеи›› существуют и  для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек.

В четвёртых, иногда Платон допускает  существование ‹‹идей›› для предметов, производимых человеком.

В пятых, большое значение в платоновской теории ‹‹идей›› имели ‹‹идеи отношений››. Самая высшая идея идей – это  абстрактное благо, тождественное  абсолютной красоте.

В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. Когда же человек сумеет ‹‹увидеть умом››, по выражению  Лосева А. Ф., прекрасную отдельную вещь, ‹‹он познаёт, что такое прекрасное многих вещей››. Таким образом, можно  постепенно подняться до самого общего понятия блага. ‹‹Идея блага –  вот самое важное знание, - читаем мы в ‹‹Государстве››, - через него становятся пригодным и полезными  справедливость и всё остальное››.

Гносеология Платона.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о  познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю  и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее  бытие и сохраняла знание о  нём. Человек будет знать, не учась  ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в  самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой  тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз  в природе всё друг другу родственно, а душа  все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей».

Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый  от чувственных восприятий, абсолютно  самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает  лишь мнение о вещах. В связи с  этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство  вести устную речь, искусство ставить  вопросы и отвечать на них, пробуждая  воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида».

Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе знания. В диалоге  опровергается три несостоятельных  с точки зрения Платона решения  этого вопроса:

1) знание есть чувственное восприятие;

2) знание – правильное мнение;

3) знание – правильное мнение  со смыслом. 

В первом вопросе Платон отталкивается  от учения о безусловной текучести  и относительности всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее  и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить как  истинное мнение, независимо от соотношения  мнения истинного с мнением ложным. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его  истинности, ни о его ложности. Правильное мнение вообще не определимо без чистого  знания как такового. И, в-третьих, как  не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может  создать знания. Итак,  знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

Социальные взгляды Платона.

Социально-политическая философия  Платона, его учение о политике, государстве  и праве – неразрывная часть  всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его  организации.

Социально-политическим вопросам посвящены  несколько произведений Платона: диалоги  ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и  ‹‹Политик››. В них он говорит  о модели ‹‹идеального››, лучшего  государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего  реализацией мира идей, максимально  возможного и доступного для людей.

В данной работе рассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона на примере  анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог ‹‹Государство››.

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души –  разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три  схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют  три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников  и земледельцев).

По его теории государство возникает  потому, что человек как индивид  не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта  глубокая идея подразумевается в  исходном платоновском определении  государства: ‹‹Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства››.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в  качестве основы государства. Для обеспечения  справедливости в полисных делах  необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в  интересах целого.

Платон настойчиво выступает за распространение среди населения  идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они  рождены матерью-землёй, поэтому  должны заботиться о стране, в которой  живут, защищать её, а к другим гражданам  относиться как к братьям. Повествуя  о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас,  кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разных ремесленников››.

Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось  иметь частную собственность  и пользоваться золотом. Женщины  и мужчины в идеальном государстве  уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и  мужчина, может принять участие  во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины  получают то же воспитание, что и  мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеального государства  предусматривает введение для стражей  общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И  дети тоже должны быть общими, и пусть  родители не знают своих детей, а  дети – родителей››. Связь мужчины  с женщиной, которую Платон именует  браком, отводится под присмотр правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими.

Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал  воспитания – калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек  должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит  об этом так - ‹‹если случится, что  прекрасные нравственные свойства …  человека, будут согласовываться  и с его внешностью … это  будет прекраснейшим зрелищем для  того, кто способен видеть››.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает  справедливость. Это понятие наполнено  у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные  и даже разнородные части государства  в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило  духовную культуру всего человечества.

Так как основу учения Платона составлял  философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление  Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона  они видели образец для собственных  идеалистических построений и гипотез.

Между идеализмом философии Платона  и религией существует нерасторжимая  связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения  чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.

Из сочинений Платона черпали  идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения  – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.

  Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике.

  Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон был первооткрывателем  в сфере философского освещения  обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них  отмечена печатью его творческого  гения.

Платон – один из тех правдоискателей  и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и  современниками всё новых и новых  эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и  справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Философские концепции смысла жизни человека.

Вопрос о смысле жизни  — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для  чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Во всякой этической системе  всегда имеется представления о  смысле жизни. Смысл жизни у Сократа  – в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие смысла жизни связано с идеей высшего  блага. Смысл жизни в совершенной  деятельности – у Аристотеля. В  соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству –  у Иисуса Христа.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"