Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма.

Содержание

ЗАДАНИЕ 1. Философия Платона………………………………….стр.2
ЗАДАНИЕ 2. Философские концепции смысла жизни человека…………………………………………………………….…..стр.10
ЗАДАНИЕ 3. Психология и идеология общества…………………стр.14
Список используемой литературы………………………………….стр.19
Тест………………………………………………………………………стр.20

Работа состоит из  1 файл

контр.фил-я.docx

— 38.89 Кб (Скачать документ)

Весьма условно можно  в истории этики выделить три  подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический. Пессимистический подход состоит в отрицании какого-то смысла жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. Пессимистический подход к смыслу жизни нередко  приводит человека к роковому шагу – самоубийству. Причем экзальтированные романические натуры лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Это жестокость и легкомыслие, прежде всего, по отношению  к самому себе, по отношению к  своей собственной уникальной и  единственной реальной конкретной жизни.

Скептический подход к  пониманию смысла жизни связан с  наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия.

Скептицизм выражается в  чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии. В отсутствии какой бы то ни было активности.

Оптимистический подход к  вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей  ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию  смысла жизни требует обратиться в первую очередь у самой жизни, сфере основных человеческих желаний  и интересов. Смысл жизни –  получать максимум наслаждений.

Осознание смысла жизни, как  главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или  иной степени оказывала влияние  на смысложизненное определение  человека. Не случайно, поэтому передовые  умы человечества так по-разному  понимают его: смысл — в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании  себя и общества (И. Г. Фихте), в служений обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Существуют различные  подходы к решению смысложизненной  проблемы, из которых можно выделить следующие:

  • смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
  • смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
  • смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
  • не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода  существует религиозная версия. Смысл  жизни человека был задан Богом  уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил  его при этом свободой воли. И  смысл жизни человека состоит  в достижении им заданного подобия  с Богом. А поэтому человек  не переделывает мир, и уж тем более  не творит его сам, а действует  лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя  мир. Смысл человеческой жизни в  — сохранении и очищении своей  бессмертной души.

Философия рассматривает  нравственный смысл человеческой жизни  в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. "Смысл  жизни в обретении добра" (В. С. Соловьев).

Смысл содержится в самой  жизни, но, в отличие от религиозной  точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит  в ней сам. В.Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл  и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

Существует также смысл  истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Второй подход выносит  смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция  смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье  грядущих поколений, во имя светлых  идеалов добра и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда  как каждое человеческое поколение  и каждый ныне живущий выступает  как средство для достижения этой цели.

С точки зрения сторонников  третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек  сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные  условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь  за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного человека можно услышать, что смысл его  жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в  качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались  только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию  нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого  является удовольствие.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской  мысли: еще в древности афоризм  царя Соломона "Все суета" подчеркивал  бессмысленность существования. В  современной философии представители  экзистенциализма утверждают, что мир  хаотичен и абсурден, и существование  человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти  смысл жизни человека преобладали  в истории человеческой мысли:

  • смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
  • смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
  • смысл жизни в достижении некого идеала человека;
  • смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

Осуществленный смысл  жизни, имеющий ценность не только для  живущего, но и для общества, избавляет  человека от страха смерти, помогает встретить  ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Психология и идеология общества.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ   

Общественная психология — это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. 
Над общественной психологией возвышается идеология.

Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее  стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. 
 Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. 
 Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном  отношении образование. В связи  с этим его деление на

структурные элементы может быть проведено  по разным основаниям. Во-первых, таким  основанием может служить специфика  тех сторон действительности, которые  отражаются общественным сознанием, и  тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено  в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием  всего общества должно рассматривать  сознание больших социальных групп  и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного  сознания может рассматриваться  под углом зрения уровня, глубины  отражения общественным сознанием  социальной действительности, и тогда  в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический  и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного  общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.).

Общественная психология вырастает  непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И  поскольку эти условия для  каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между  собой и их социально-психологические  комплексы. Эти специфические черты  особенно ощутимы в классовом  обществе Разумеется, 6 социально-психологических  комплексах противоположных классов  имеются в каждой стране и общие  черты, связанные с ее историческими  особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим  об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических  взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных  его сторон, и, как таковая, она  представляет более высокий по сравнению  с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения  мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще  психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология”  в таком дифференцирующем эпитете  не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что  понятие “идеология” употребляется  в социальной философии в еще  одном, более узком смысле — как  система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется  стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в  которых находится класс, то идеология  преимущественно выступает как  продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного  класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом  приходит практически. Очень важно  отметить, что по своему социальному  положению идеологи класса могут  и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии  интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией  и идеологией предопределено тем, что  первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем  общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку  только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать  знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения  соответствующей идеологии. Идеология  проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает  в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной  стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия  “обыденное сознание” и “массовое  сознание”. И хотя, как следует  из названий, понятия эти предназначены  для характеристики разных сторон общественного  сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они  в самой значительной степени  совпадают по своему объему и могут  быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и  характерное для основной массы  членов общества сознание. Сложнее  выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией.

Нередко можно встретиться с  попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно  к социально-психологическому. В  особенности это неверно по отношению  к современному обществу, обыденное  и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано  и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно  как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать  послереволюционное общество. Так, при  анализе перехода от рабовладения к  феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора  и социально-экономического переворота. “Рабство, — отмечал он, — перестало  окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных  к производительному труду. То был  безвыходный тупик, в который  попал римский мир: рабство сделалось  невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства”. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"