Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:39, контрольная работа

Описание

1. План ответа на вопрос №1.
1. Общее понятие диалектики. Основные категории диалектики.
2. Универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление.
3. Структурные связи: часть и целое, понятие системы элемента и структуры.
4. Связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность.
2. План ответа на вопрос №2.
1. Введение в немецкую классическую философию.
Философы:
2. Иммануил Кант.
3. Иоганн Готлиб Фихте.
4. Фридрих Вильгельм Шеллинг.
5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
6. Людвиг Фейербах.
7. Карл Маркс.
8. У истоков философии XX века: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.

Содержание

1. Вопрос №1. Категории диалектики: универсальные связи бытия; структур-
ные связи; связи детерминации стр. 3
2. План ответа на вопрос №1 стр. 3
3. Ответ на вопрос №1 стр. 3
4. Вопрос №2. Классическая немецкая философия стр. 8
5. План ответа на вопрос №2 стр. 8
6. Ответ на вопрос №2 стр. 8
7. Список литературы стр. 14
стр. 15

Работа состоит из  1 файл

Философия 3-1.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

  1. Вопрос №1. Категории диалектики: универсальные связи бытия; структур-

ные связи; связи детерминации       стр. 3

  1. План ответа на вопрос №1        стр. 3
  2. Ответ на вопрос №1         стр. 3
  3. Вопрос №2. Классическая немецкая философия     стр. 8
  4. План ответа на вопрос №2        стр. 8
  5. Ответ на вопрос №2         стр. 8
  6. Список литературы         стр. 14
  7. Рецензия          стр. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Категории  диалектики: универсальные связи  бытия; структурные связи; связи  детерминации.

 

План ответа на вопрос №1.

  1. Общее понятие диалектики. Основные категории диалектики.
  2. Универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление.
  3. Структурные связи: часть и целое, понятие системы элемента и структуры.
  4. Связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность.

 

 

Ответ на вопрос №1.

Диалектика – теория и метод  познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука  о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Важнейшими категориями диалектики являются: единичное и общее, сущность и явление, часть и целое, понятие системы, причина и следствие, необходимость и случайность.

Формой познания универсальной  связи служат, обычно, парные категории  диалектики, которые отражают противоположные  стороны целостных явлений.

Универсальные связи  бытия: единичное и общее.

В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, единичны в своем  бытии. Хотя в народе и бытует выражение  “похожи как две капли воды”, применимое, как правило, к людям, но науке известно такое явление, как гены, которые содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию, свидетельствующую о том, что во всем мире нельзя отыскать двух совершенно во всем одинаковых, тождественных друг другу людей. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обусловливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме, весе и т.п. Единичное, таким образом, есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике.

Итак, единичное суть категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Общее – это единое во многом. Никакая  деятельность, никакая наука не были бы возможны, если бы объективно не существовало возможности выделить в вещах нечто общее. В нем выражаются определенные свойства или отношения, характерные для данного класса предметов или событий.

Очевидно, что не всякое общее свойство имеет равное отношение к сущности сопоставляемых единичных явлений. Между общим и сущностью нельзя поставить знак равенства, потому что общее, характеризуя достаточно высокую степень распространенности качества или свойства, соотносится не со всей сущностью объекта как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо одним атрибутом этого целого. При этом надо также иметь в виду, что общие признаки объекта могут быть как существенными, так и несущественными. К несущественным относятся, как правило, внешние признаки объектов. Известно, например, что человек – единственное в мире живое существо, обладающее мягкой мочкой уха. И хотя этот признак принадлежит только ему и никому больше, тем не менее он не является существенным для него, то есть не имеет никакого отношения к его человеческой сущности.

В силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как  через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без  общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.

Диалектика единого и общего помогает глубже понять сущность изучаемых  явлений в природе и обществе, а также понять принципы деятельности и познающего мышления.

Универсальные связи  бытия: сущность и явление.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя.

Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Вскрыть сущность чего-либо – значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причину ее возникновения и законы функционирования, а также тенденций развития.

Явление – это проявление сущности. Если сущность есть нечто общее, то явление – единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности; если сущность есть нечто глубинное, то явление  – внешнее, более богатое и красочное; если сущность есть нечто устойчивое и необходимое, то явление – преходящее, изменчивое, случайное. Можно сказать, что явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств.

Явление – это непосредственно  воспринимаемые свойства объекта, то или  иное видение которых зависит  от строения и действия органов чувств субъекта познания, а сущность –  это то качественное своеобразие  предмета, определяющее его характерное  “лицо”, которое может скрываться за его непосредственно наблюдаемыми проявлениями, нуждающимися в адекватной интерпретации. Так, зеленый цвет травы – это ее свойство на уровне явлений, сущностной же характеристикой травы является ее объективная физическая способность отражать лучи света так, что для человеческого глаза трава предстает именно как зеленая. При той же объективно сущностной специфике в отражении лучей света трава в случае иного устройства зрительного аппарата, например у животных, видится уже не зеленой, а, скажем, серой, как у собак.

Категории сущности и явления суть центральная категориальная пара диалектики, в соотношении с которой четче  вырисовываются контуры всех других категорий.

Структурные связи: часть  и целое, понятие системы элемента и структуры.

Целое представляет собой такое единство своих частей, которое обладает новыми качественными свойствами, никак не выводимыми из составляющих его частей. Возьмем молекулу воды. Это пример сравнительно простой системы. Сам по себе водород, два атома которого образуют эту систему, горит, а кислород, один атом которого входит в нее, поддерживает горение. Система же, образуемая из этих элементов, вызвала к жизни совсем иное, именно интегративное свойство: вода гасит огонь.

Целое – это такая сущность, которая не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Целое устойчивей своих частей.

Ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменились другие части, и это изменение носит  синхронный характер.

Познание частей и целого осуществляется одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их не как обособленные явления, взятые сами по себе, а как именно части данного целого. С другой стороны, познавая целое, мы также сразу же имеем в виду и его разделенность на части.

Как без частей нет целого, так  и без целого нет частей. Целое есть единораздельная цельность. Исследуя какое-то целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер их связи. Однако недостаточно изучить части без их связи с целым: знающий только части еще не знает целого. Так, отдельный кадр в кино можно понять по-настоящему лишь как элемент всей картины в целом.

Все сложности и нюансы диалектики целого и части нашли свое специфическое  отражение в системном подходе, который применяется практически  во всех областях знания. Однако понятие “система” не тождественно понятию целого и наоборот. Целое и часть остаются собственно философскими категориями, с богатой историей и своей особой смысловой нагрузкой. Система же – это общенаучное понятие, которое имеет сильный “естественно-научный привкус” и потому еще не вошло в состав основных категорий диалектики. Существуют различные толкования соотношения понятий “система” и “целое”: между ними усматриваются то родо-видовые отношения, то лишь синонимическое различие, то отражение различных сторон бытия одного и того же объекта. Так, высказывается мнение, что целое – это система на ее “вершине”, в отличие от еще только организующихся или уже распадающихся систем.

Связи детерминации: причина  и следствие.

Классификация типов причинности  является одной из сложнейших научных проблем. В настоящее время существует несколько таких классификаций, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по внутреннему, субстанциональному содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причинения непременно связан с переносом материи, энергии и информации. Так, в процессе рождения живого осуществляется перенос материи, энергии и информации, в столкновении бильярдных шаров происходит, прежде всего, перенос механической энергии удара.

По признаку обязательного переноса каких-либо субстанционально-энергетических качеств, причинная связь отличается от других, неэнергетических в широком смысле слова связей. По этому же признаку различают причину и условие события: причина – это то, что передает свою силовую потенцию, то есть вещество, энергию и информацию, а условие – это совокупность обстоятельств причинного события, которые, сами не будучи прямой причиной и не участвуя в переносе вещества, энергии и информации, способствуют порождению причиной следствия. Так, в случае гибели больного в результате отсутствия современной медицинской помощи причиной гибели является само заболевание, а отсутствие медицинской помощи – это условие гибели, но не ее причина.

Второй тип классификации причинно-следственных отношений строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные).

Несмотря на то что причинность  может осуществляться разными –  динамическими или статистическими  – способами, она вовсе не превращается от этого в беспричинность или случайность.

Связи детерминации: необходимость  и случайность.

Случайность – такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного  явления причинами. Как правило, подобная связь носит неустойчивый характер. Иными словами, случайность – это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.

Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Например, человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они  являются как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как  внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда.

Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития.

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость – это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования.

Случайность находится в многообразных  связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

 

Вопрос №2. Классическая немецкая философия.

План ответа на вопрос №2.

  1. Введение в немецкую классическую философию.

Философы:

  1. Иммануил Кант.
  2. Иоганн Готлиб Фихте.
  3. Фридрих Вильгельм Шеллинг.
  4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
  5. Людвиг Фейербах.
  6. Карл Маркс.
  7. У истоков философии XX века: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"