Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:39, контрольная работа

Описание

1. План ответа на вопрос №1.
1. Общее понятие диалектики. Основные категории диалектики.
2. Универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление.
3. Структурные связи: часть и целое, понятие системы элемента и структуры.
4. Связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность.
2. План ответа на вопрос №2.
1. Введение в немецкую классическую философию.
Философы:
2. Иммануил Кант.
3. Иоганн Готлиб Фихте.
4. Фридрих Вильгельм Шеллинг.
5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
6. Людвиг Фейербах.
7. Карл Маркс.
8. У истоков философии XX века: Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше.

Содержание

1. Вопрос №1. Категории диалектики: универсальные связи бытия; структур-
ные связи; связи детерминации стр. 3
2. План ответа на вопрос №1 стр. 3
3. Ответ на вопрос №1 стр. 3
4. Вопрос №2. Классическая немецкая философия стр. 8
5. План ответа на вопрос №2 стр. 8
6. Ответ на вопрос №2 стр. 8
7. Список литературы стр. 14
стр. 15

Работа состоит из  1 файл

Философия 3-1.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

 

Ответ на вопрос №2.

Немецкая философия конца XVIII - первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом.

Хотя все представители этого  этапа развития философии – самобытные и яркие мыслители, их объединяет общность разрабатываемых проблем  и единство исследовательских принципов. Традиционно немецкую классическую философию связывают с именами Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков - Людвига Фейербаха и Карла Маркса. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в "сердце" культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества, критически-рефлексивную функцию философии рассматривали как ее социальную миссию.

Человек в немецкой философии –  не пассивный отпечаток природы; немецкая классическая философия –  это философия деятельности. Активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира – центр немецкой философии.

Иммануил Кант (1724-1804) – это самый старший из блестящей плеяды немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия, такие различные направления, как позитивизм, феноменология, экзистенциализм. "Откуда и куда бы ни шел мыслитель по философской дороге, он должен пройти через мост, название которому – Кант… леденящий ветер безнадежности пронизывает на нем мозг путника… мост под ним колеблется и качается."1

Творчество Канта делится на два этапа – докритический  и критический.

В работах докритического периода  Кант – эмпирик, в работе “Всеобщая  естественная история и теория неба” (1755 г.) он выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц. Кант изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разрабатывал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественной истории человеческих рас.

Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-х годов. Основные работы критического периода – “Критика чистого разума” (1781 г.), “Критика практического  разума” (1788 г.), “Критика способности  суждения” (1790 г.). Вопреки традиционным взглядам на познание в философии нового времени, Кант пришел к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу. Более того, есть духовные способности, не сводимые друг к другу, к познанию, а само познание не есть пассивный отпечаток природы или простое созерцание врожденных идей.

Кант, таким образом, находит “третий  путь в споре рационализма и эмпиризма, разума и чувств: “Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пустоты, созерцания без понятий слепы.”2

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) отказывается от кантовского дуализма “рассудка” и “разума”, свободы и необходимости, сознания и “веще в себе”. Тот, кто исходит из независимого существования внешнего объекта, является, по Фихте, “догматиком”, а кто, напротив, исходит из субъекта идеалистом. “Спор между идеалистами и догматиками сводится в основном к вопросу, надо ли жертвовать самостоятельностью субъекта в пользу самостоятельности объекта или, наоборот, самостоятельностью объекта в пользу самостоятельности субъекта”.

Фихте становится на позицию идеализма. Сознание должно объяснить все свое содержание из самого себя, не прибегая ни к каким внешним обстоятельствам: “философия учит отыскивать свое Я”, - утверждал он. Этот процесс Фихте назвал “прагматической историей человеческого духа”.

Особое место в концепции  Фихте занимает искусство, художественная деятельность. Согласно мыслителю, наука развивает разум, мораль – сердце. Искусство развивает всего человека.

И если философ достигает высших потенций духа сознательной работой  собственной мысли, то художник находится на их вершинах совершенно бессознательно. “Художником рождаются”. А поэтому никакие правила, школы не создают гения. Они лишь ограничивают его свободу. Точка зрения Фихте послужила обоснованием романтической концепции творческой субъективности художника, единственного наделенного даром претворять хаос в космос, организовывать, формировать действительность, следовательно – восприятие, вкусы, идеалы большинства.3

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854 гг.)

Отталкиваясь от идей Фихте, полемизируя  с ними, Фридрих Вильгельм Йозев Шеллинг наполнил жизнью абстрактные формулы мыслителя. В философской эволюции Шеллинга можно выделить периоды: “философии природы” (натурфилософии – 90-е гг. XVIII в.), “философии тождества” (10-е годы XIX в.).

Между тем о достоинстве философии надо судить по тому, насколько совершенны ее представления о природе, ведь именно они открывают путь науке. Философии разума должна предшествовать философия природы, поскольку сознание есть продукт развития природы. Поэтому у Шеллинга природа – ступень, предшествующая духу.

У Шеллинга природа – единый организм, целостность которого обуславливается  понятием “мировой души”, идущим из традиций неоплатонизма. На основе естественно-научных  открытий XVIII века Шеллинг в своей “Философии природы” рассматривает природу как силовое динамичное единство противоположностей, развивающееся по определенным ступеням, на одной из которых появляется человек, его сознание.

Если Кант с осторожностью говорил  о гении и реальных последствиях случающегося “гения без вкуса и вкуса без гения”, то Шеллинг убежден в “интеллигенции гения”, действующего как природа, которая дает правила человеку.

Таким путем концепция абсолютного  тождества немецкой философии Шеллинга становится эстетическим пантеизмом, превращающим мир в живое, трепещущее и неразложимое целое, свидетельствующее собой абсолютное совпадение истины и красоты. Точнее, это уже не объективный, грубо вещественный мир с его бестолковыми и ужасными социальными катаклизмами, а видимая, слышимая музыка космического разума. В таком мире истина и красота – суть одно и то же, ибо они не заключают в себе ничего другого, кроме как идеи в явлении. И в этом смысле они являются синтезом природного и духовного, чувственного и сверхчувственного, конечного и бесконечного, видимого и невидимого, слышимого и неслышимого. Именно здесь находятся корни феноменологических идей Гегеля последующей философии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)

Основой всего существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет “абсолютной идеей”. По своей природе она – начало деятельное. Ее деятельность может выражаться в мышлении, в самопознании. Однако это не только процесс мышления. Эту ступень развития абсолютной идеи Гегель раскрывает в своем сочинении “Феноменология духа”.

Цель Гегеля – показать, что только философия способна понять основные законы функционирования человеческого духа. В свою очередь, само философическое осмысление человеческой культуры есть не просто “инвентаризация” уже созданного богатства.

У Философии особая миссия. Будучи “квинтэссенцией” культуры, философия доводит человеческую мысль до совершенства, делает ее всесторонней и систематичной. Тем вершает свое развитие. Учение Гегеля и есть, по его мнению, та философская система, которая воплотила все мировые достижения философского духа.

Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.)

Философия Фейербаха – это уже  попытка критики немецкой философии, рацио-нализма в целом, это своеобразный симптом будущего рождения нового типа философст-вования. Необходимо изменить понимание самого предмета философии, считает Фейербах.

“Тема всех моих сочинений, это человек  как субъект мышления, тогда как  прежде мышление само по себе было субъектом  и рассматривалось как нечто  самодовлеющее.”

“Новая философия превращает человека…  в единственный, универсальный и высший предмет философии”.

Он хочет заставить философию  считаться и с “высоким”, и  с “низким” в человеке, предлагает полюбить человека со всем его несовершенством, с его телесной ограниченностью, с желанием общения и продолжения  рода.4 Свою философию он назвал философией человека, антропологией. Человек – это жизнь ума и сердца, человек неотделим от всего многообразия его эмоций, переживаний. Человек – совершенное создание природы, но не осознает этого, относясь к себе с позиций искусственно-сконструированных образов.

Фейербах по существу наметил контуры  нового стиля философствования, но в своей аргументации безнадежно отстал от поставленных им же самим  проблем, открыл филосо-фию как сферу  личностного знания, как бесконечный  поиск смысла, как диалог, как искание Бога, но сам “опознал” свое открытие как возвращение к природной цельности человека.

Философские идеи Карла Маркса складывались в русле немецкой классической философии. От увлечения идеями Гегеля и младогегельянцев Маркс перешел к увлечению антропологией Л. Фейербаха, затем выдвинул ряд самостоятельных идей, прежде всего в области социальной философии и философии истории. Идеи общефилософского плана содержатся в ряде экономических исследований Маркса, прежде всего в “Капитале”.

Философия марксизма – это подлинный конец немецкой классической философии активности, деятельности. Философия стремится слиться с жизнью, стать самой жизнью, изменять, а не объяснять жизнь. Не хочет оставаться совой, вылетающей в полночь и толкующей уже прошедшее. Философия хочет возвещать новую эру, хочет непосредственно вмешиваться в жизнь, создавать планы социального переустройства.5

Сам факт того, что в Марксовом  анализе разделить обстоятельства, которые определяют человеческие поступки, и людей, которые сами творят обстоятельства своей жизни, уже свидетельствует о попытке выхода за рамки классического типа философствования.

Марксизм как философия деятельности есть одновременное развитие, продолжение  и разрушение классической философии.6

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным противопоставлением субъекта объекту, “прозрачностью” процесса самопознания, верой в прогресс. Выступая против гегелевской философии, Шопенгауэр видел в философии И. Канта очертания нового мировоззрения, насыщенного трагизмом, внутренне противоречивого. Отдельные положения кантовской философии приобретают неожиданную эмоциональную окраску, “классические пропорции” его системы неузнаваемо меняются.

В соответствии с кантовской философией Шопенгауэр рассматривает мир, данный нам, нашей познавательной способности, как совокупность феноменов, явлений, то есть как “представление”. Мир сам по себе, вне нашего восприятия для нас ничто. Для человека, который встал на эту позицию философии, нет ни солнца, ни земли. Есть только глаз, который видит солнце, рука, которая осязает Землю.7 Мир как поток представлений противоречив и античеловечен.

Основное внимание Шопенгауэр уделяет  возвышенному. Возвышенное – это  сложная гамма чувств, возникающих  при встрече с чем-то безграничным.

“Я” мира и мое собственное  “я” – одно. В своей философии  Шопенгауэр разрушает все барьеры  между необходимостью и свободой, человеческим и нечеловеческим, желанием и разумом, которые служили каркасом классической философии нового времени. Философия утрачивает черты академической дисциплины, философ начинает больше походить на пророка и поэта, нежели на ученого.

Как возможно решить задачу философу, который живет в мире всеобщего? Надо изменить внешний и внутренний облик философии общих правил, превратить ее в философию исключений. Философские идеи излагаются не в  форме научных трактов, философия  сближается с искусством. Высота разума над человеком.

Философия Фридриха Ницше (1844-1900 гг.)

Его философия всегда вызывала крайне противоречивые оценки. Ницше клеймили за аморализм, биологизм, волютнотаризм, антидемократизм, субъективизм, пангерманизм.

Исследования творчества Ницше достаточно противоречивы. Со страниц различных книг, статей, эссе встает то образ тихого интеллектуала, кабинетного мыслителя, то страстного проповедника, то эстета или моралиста.

В творчестве Ф. Ницше можно выделить несколько ключевых тем: “жизнь”, “воля к власти”, “нигилизм”, “имморализм”, “вечное возвращение”, “смерть Бога”.

Ницше отдает дань биологической трактовке  жизни в ее основах лишь с целью  разрушить барьеры, которые классическая философия возводила между человеческим миром, миром “для нас” и миром в его первозданности.8

Одно из понятий, которые Ницше  ввел в философию XX века, есть понятие “нигилизм”. Нигилизм, по мнению Ницше, это некое “промежуточное” состояние, он может быть выражением и силы, и слабости человека и общества.

Человек создал мир, подтверждающий его собственную значительность.

Можно понимать вечное возвращение  и по-иному, как суть философского познания, возвращающего нас к  одним и тем же “вечным” проблемам.

Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше положили начало новой философии – философии человеческого существования: философии страдания и любви (Шопенгауэр), философии веры (Кьеркегор), философии надежды (Ницше).

В их концепциях проглядывают контуры  нового мира – мира, где живет  и мыслит свободный, “неприродный”  человек.9

 

 

Список литературы.

 

  1. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Политиздат, 1988
  2. Голосовкер Я.Э. “Достоевский и Кант.” М., стр. 35.
  3. Кант И. Соч. Т.3. М., 1964, стр. 155.
  4. Фихте И.Г. О достоинстве человека. // Фихте И.Г. Сочинения. В 2-х томах. Т1. Спб., 1993, стр. 439, 441.
  5. Гегель. Сочинения. Т1. М-Л., 1929, стр. 264-265, 344.
  6. Фейербах Л. Избр. фил. произв. В 2-х томах. Т1. М., 1955 г., стр. 202.
  7. Булгаков С. Карл Маркс как религиозный тип. // Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992, стр. 61-62.
  8. Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993, стр. 375-376.
  9. Шопенгауэр А. Собр. соч. В 5-ти томах. Т1. М., 1992, стр. 76; Т2. М., 1992, стр. 136
  10. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994, стр. 336.
  11. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977, стр. 364.
  12. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989, стр. 391.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"