Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:48, контрольная работа
Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII--XVIII вв. (как эмпирическая, так и рационалистическая), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени от Р. Декарта иДж. Локка до И. Канта. Без понимания этих вопросов нельзя понять философию науки XIX--XX вв.
Ведение……………………………………………………………………3
Каковы критерии научности? На примере работы Т.Куна.....................5
2.1 Методы………………………………………………………………...6
2.2 Наука…………………………………………………………………..9
2.3 Научное и ненаучное знание………………………………………..12
2.4 Научная рациональность……………………………………………14
2.5 Типы………………………………………………………………….15
2.6 Парадигма, теория…………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………..…19 Список использованной литературы………………………………….........22
Контрольная работа
по дисциплине Философия
Содержание
2.1 Методы………………………………………………………………
2.2 Наука…………………………………………………………………
2.3 Научное и ненаучное знание………………………………………..12
2.4 Научная рациональность…………………………………………
2.5 Типы………………………………………………………………….
2.6 Парадигма, теория…………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
1.Введение
Философия науки раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии.
Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.
Философия науки как философская
дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией
«Предметом философии науки, как отмечают исследователи, являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».
Непосредственной
предшественницей философии науки является гносеология XVII--
Как отдельное направление философии, философия науки оформилась в XIX в. В её развитии можно выделить несколько этапов.
2. Каковы критерии научности? На примере работы Т.Куна
Каковы же критерии научного знания,
его характерные признаки?
Одним из важных отличительных
качеств научного знания является его
систематизированность. Она является
одним из критериев научности.
Но знание может быть систематизированным
не только в науке. Кулинарная книга, телефонный
справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п.
- везде знание классифицируется и систематизируется.
Научная же систематизация специфична.
Для нее свойственно стремление к полноте,
непротиворечивости, четким основаниям
систематизации. Научное знание как система
имеет определенную структуру, элементами
которой являются факты, законы, теории,
картины мира. Отдельные научные дисциплины
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.
Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.
2.1 Методы и средства научного познания
Хотя научная деятельность специфична, в ней применяются приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни. Для любого вида человеческой деятельности характерны приемы рассуждений, которые применяются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр.
Основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность.
В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Как писал Ф.Бэкон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе".
Важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки. Хотя говорят, что факты - воздух ученого, тем не менее постижение реальности невозможно без теоретических построений. И.П.Павлов писал по этому поводу так:"...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты..."
Задачи науки никак не сводятся к сбору
фактического материала. Сведение задач
науки к сбору фактов означает, как выразился
А.Пуанкаре, "полное непонимание истинного
характера науки". Он же писал: "Ученый
должен организовать факты. Наука слагается
из фактов, как дом из кирпичей. И одно
голое накопление фактов не составляет
еще науки, точно так же как куча камней
не составляет дома". Научные теории
не появляются как прямое обобщение эмпирических
фактов. Как писал А.Эйнштейн, "никакой
логический путь не ведет от наблюдений
к основным принципам теории". Теории
возникают в сложном взаимодействии теоретического
мышления и эмпирии, в ходе разрешения
чисто теоретических проблем, в процессе
взаимодействия науки и культуры в целом В
ходе построения теории ученые применяют
различные способы теоретического мышления.
Так, еще Галилей стал широко применять
мысленные эксперименты в ходе построения
теории. В ходе мысленного эксперимента
теоретик как бы проигрывает возможные
варианты поведения разработанных им
идеализированных объектов. Математический
эксперимент - это современная разновидность
мысленного эксперимента, при котором
возможные последствия варьирования условий
в математической модели просчитываются
на компьютерах. При характеристике научной деятельности
важно отметить, что в ее ходе ученые порой
обращаются к философии. Большое значение для ученых, особенно
для теоретиков, имеет философское осмысление
сложившихся познавательных традиций,
рассмотрение изучаемой реальности в
контексте картины мира. Обращение к философии особенно актуально
в переломные этапы развития науки. Великие
научные достижения всегда были связаны
с выдвижением философских обобщений.
Философия содействует эффективному описанию,
объяснению, а также пониманию реальности
изучаемой наукой. Важные особенности научного знания
отражает понятие "стиль научного мышления".
М. Борн писал так: " Я думаю, что существуют
какие-то общие тенденции мысли, изменяющиеся
очень медленно и образующие определенные
философские периоды с характерными для
них идеями во всех областях человеческой
деятельности, в том числе и в науке. Паули
в недавнем письме ко мне употребил выражение
"стили": стили мышления - стили не
только в искусстве, но и в науке. Принимая
этот термин, я утверждаю, что стили бывают
и у физической теории, и именно это обстоятельство
придает своего рода устойчивость ее принципам". Известный химик и философ М.Полани показал
в конце 50-х годов нашего века, что предпосылки,
на которые ученый опирается в своей работе,
невозможно полностью вербализировать,
т.е. выразить в языке. Полани писал: "То
большое количество учебного времени,
которое студенты-химики, биологи и медики
посвящают практическим занятиям, свидетельствует
о важной роли, которую в этих дисциплинах
играет передача практических знаний
и умений от учителя к ученику. Из сказанного
можно сделать вывод, что в самом центре
науки существуют области практического
знания, которые через формулировки передать
невозможно". Знания такого типа Полани назвал неявными.
Эти знания передаются не в виде текстов,
а путем непосредственной демонстрации
образцов. Термин"менталитет" применяется
для обозначения тех слоев духовной культуры,
которые не выражены в виде явных знаний,
но тем не менее существенно определяют
лицо той или иной эпохи или народа. Но
и любая наука имеет свой менталитет, отличающий
ее от других областей научного знания,
но тесно связанный с менталитетом эпохи. Говоря о средствах научного познания,
необходимо отметить, что важнейшим из
них является язык науки. Галилей утверждал, что книга Природы
написана языком математики. Развитие
физики полностью подтверждает эти слова
Галилея. В других науках процесс математизации
идет очень активно. Математика входит
в ткань теоретических построений во всех
науках. Ход научного познания существенно
зависит от развития используемых наукой
средств. Использование подзорной трубы
Галилеем, а потом - создание телескопов,
радиотелескопов во многом определило
развитие астрономии. Применение микроскопов,
особенно электронных, сыграло огромную
роль в развитии биологии. Без таких средств
познания, как синхрофазотроны, невозможно
развитие современной физики элементарных
частиц. Применение компьютера революционизирует
развитие науки. Методы и средства, используемые в разных
науках, не одинаковы. Различия методов и средств, применяемых
в разных науках, определяются и спецификой
предметных областей, и уровнем развития
науки. Однако в целом происходит постоянное
взаимопроникновение методов и средств
различных наук. Аппарат математики применяется
все шире. По выражению Ю.Винера, "невероятная
эффективность математики" делает ее
важным средством познания во всех науках.
Однако вряд ли следует в будущем ожидать
универсализации методов и средств, используемых
в разных науках. Методы, развитые в одной научной области,
могут эффективно применяться в совсем
другой области. Один из источников новаций в науке -
это перенос методов и подходов из одной
научной области в другую. Например, вот
что написал академик В.И.Вернадский о
Л.Пастере, имея в виду его работы по проблеме
самозарождения: "Пастер... выступал
как химик, владевший экспериментальным
методом, вошедший в новую для него область
знания с новыми методами и приемами работы,
увидевший в ней то, чего не видели в ней
ранее ее изучавшие натуралисты-наблюдатели". Гов
2.2 Наука
Основными элементами куновской модели являются четыре понятия: "научная парадигма", "научное сообщество", "нормальная наука" и “научная революция”. Взаимоотношение этих понятий, образующих систему, составляет ядро куновской модели функционирования и развития науки. С этим ядром связаны такие характеристики как “несоизмеримость” теорий, принадлежащих разным парадигмам, “некумулятивный” характер изменений, отвечающих “научной революции” в противоположность “кумулятивному” характеру роста “нормальной науки”, наличие у парадигмы не выражаемых явно элементов.
"Нормальная наука" противопоставляется “научной революции”. "Нормальная наука" - это рост научного знания в рамках одной парадигмы. Парадигма - центральное понятие куновской модели - задает образцы, средства постановки и решения проблем в рамках нормальной науки. Научная революция - это смена парадигмы и, соответственно, переход от одной “нормальной науки” к другой. Этот переход описывается с помощью пары понятий “парадигма - сообщество”, где высвечивается другая сторона понятия “парадигмы” -как некоторого содержательного центра, вокруг которого объединяется некоторое научное сообщество. Согласно куновской модели в периоды революций возникает конкурентная борьба пар “парадигма - сообщество”, которая разворачивается между сообществами.
“Термин “нормальная наука”, - говорит Кун, - означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений (как мы увидим позже, это и есть “парадигма” - А.Л.) - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. В наши дни такие достижения излагаются учебниками.
По сути, здесь дано весьма четкое определение системы указанных четырех основных понятий. Как и во всякой системе, главными здесь являются отношения между понятиями.
Отношение между "научной парадигмой" и "научным сообществом" стоит в том, что "“парадигма” - это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Парадигмы являют собой нечто такое, что принимается членами таких групп” . То есть эти два центральных понятия, строго говоря, определяются друг через друга. К этому добавляются два очень простых отношения-определения: “нормальная наука” - это работа в рамках заданной парадигмы; “научная революция” - это переход от одной парадигмы к другой. При этом “и нормальная наука, и научные революции являются видами деятельности, основанными на существовании сообществ” .
По Куну, ученые в рамках нормальной науки заняты тем, что “расширяют область и повышают точность применения парадигмы” и “не стремятся к неожиданным новостям” , т.е. к тому, что не согласуется с принятой парадигмой. “Нормальная наука, на развитие которой вынуждено тратить почти все время большинство ученых, основывается на допущении, что научное сообщество знает, каков окружающий нас мир”. “Большинство ученых в ходе их научной деятельности” занято “наведением порядка”. “Вот это и составляет то, - пишет Т. Кун, - что я называю здесь нормальной наукой. При ближайшем рассмотрении этой деятельности создается впечатление, будто бы природу пытаются "втиснуть" в парадигму, как в заранее сколоченную и довольно тесную коробку. Цель нормальной науки ни в коей мере не требует предсказания новых видов явлений: явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых (в смысле выхода за границы парадигмы - А.Л.) теорий. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает.
Важной чертой куновской парадигмы является наличие у нее неэксплицируемой (не выраженной явно) части, которая растворена в образцах непосредственной профессиональной деятельности. “Вводя этот термин (парадигма - А.Л.), я имел в виду, - говорит он, - что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретныетрадиции научного исследования.
Так выглядит “ядро” куновской модели, образуемое этими понятиями. Одно из важнейших достижений этой модели состоит в том, что она делает явными трудности внедрения принципиально новых (революционных) идей и теорий. “В науке, - говорит Кун, - открытие всегда сопровождается трудностями, встречает сопротивление, утверждается вопреки основным принципам, на которых основано ожидание” .
2.3 Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации.
Рефлексию по поводу методов научного познания осуществляет методология науки. Исторически первой формой философской методологии стал позитивизм. В развитии позитивизма можно выделить три "волны": первый позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля; физический позитивизм (махизм, энергетизм); логический позитивизм. Так называемый постпозитивизм представляет школа историков науки, продолжающая проблематику методологии науки, но в отличие от позитивистов, изучающая науку не в статике, а в динамике. Позитивистская исследовательская программа основана на принципе сциентизма, познание отождествляется с достижениями науки, поэтому полностью может быть эксплицировано на пути методологического анализа научного образа действий.
Еще О. Конт подчеркивал, что позитивный дух научных исследований состоит в переориентации с изучения конечных причин на изучение непреложных законов, с вопроса "почему" на вопрос "как", с анализа метафизических ценностей на простое, но точное знание. Центральная проблема позитивизма формулируется в виде проблемы демаркации: как отличить науку от других форм духовной деятельности: философии, религии, искусства и т.д. Первый позитивизм считает знание позитивным, если оно добыто эмпирически. Научное знание, в отличие от метафизического, представляет собой описания чувственно данного, путем последовательного числа шагов всякое научное высказывание может быть сведено к эмпирически подтверждаемому.
Наибольшее влияние на научное мировоззрение и концепцию научности XX в. оказал логический позитивизм, сложившийся в начале 20-х годов XX в. Его представители - Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Тарский, К. Поппер. В качестве критерия демаркации логические позитивисты избрали верифицируемость: предложение научно только в том случае, если оно верифицируемо, то есть, если его истинность может быть установлена наблюдением. Если высказывание неверифицируемо, то оно ненаучно. Основным направлением исследований становится анализ языка науки и структуры научного знания. Обсуждается соотношение между эмпирическим базисом и теорией, описываются методы и формы научного знания на эмпирическом и теоретическом уровнях его организации, структура научного факта и научной теории, специфика научного понятия.