Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание

В качестве одного из важных факторов становления взглядов Платона выделяют пережитую им трагедию, связанную со смертью Сократа. Действительно, несправедливая казнь любимого учителя, обвиненного в непочтении к богам, введением новых божеств и разврате умов юношества стала поворотным пунктом в жизни Платона. Кроме того, сама встреча с Сократом (предположительно в 407 г. до н.э.) привела представителя «золотой молодежи» к серьезному занятию философией. Платон стал учеником Сократа на долгие годы (около 9 лет), вплоть до трагической смерти последнего.

Содержание

1. Жизнь и сочинения Платона

2. Онтология Платона: учение об идеях
3. Социально-философские взгляды Платона

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 29.30 Кб (Скачать документ)

План

 

 

1. Жизнь и сочинения  Платона

 

2. Онтология Платона: учение  об идеях

 

3. Социально-философские  взгляды Платона

 

1. Жизнь и сочинения  Платона

 

 

 

Платон (428/427-347 гг. до н.э.) происходил из знатного афинского рода, давшего  Древней Греции немало известных  политических деятелей, военачальников, мыслителей. Подлинное его имя  — Аристокл, Платон — прозвище, которое  он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платюс» по-гречески — «широкий». Платон воспитывался и обучался в традициях греческого «образования человеческого» — калокагатии, предполагавшей всестороннее «оформление» человека («калос» — прекрасный, «агатос» — хороший). Отсюда формирование человека понималось как придание некоторой  изящной гармоничности первоначально  неоформленному и необработанному  материалу. Обучение включало изучение грамматики, музыки, гимнастики, живописи, классических текстов и приобретение умения на их основе сочинять собственные. Идеалом такого образования было нахождение правильной меры соотношения  различных качеств в человеке и привитие ученику умения самостоятельно находить меру во всех проявлениях  жизни.

 

В ранней молодости Платон, согласно свидетельствам, вряд ли помышлял о серьезных занятиях философией, хотя из его собственных диалогов видно, что философские события  в Афинах V – IV вв. до н.э. случались  нередко. Поэтому вряд ли правомерно считать, что молодой Платон, увлеченный поэзией, спортом, молодежными пирушками, не слышал о философии. Есть свидетельства, согласно которым любознательный, одаренный  юноша – поэт раздумывал, как  и другие древне – греческие поэты, над философскими сюжетами.

 

В качестве одного из важных факторов становления взглядов Платона  выделяют пережитую им трагедию, связанную  со смертью Сократа. Действительно, несправедливая казнь любимого учителя, обвиненного в непочтении к богам, введением новых божеств и  разврате умов юношества стала поворотным пунктом в жизни Платона. Кроме того, сама встреча с Сократом (предположительно в 407 г. до н.э.) привела представителя «золотой молодежи» к серьезному занятию философией. Платон стал учеником Сократа на долгие годы (около 9 лет), вплоть до трагической смерти последнего.

 

Казнь Сократа, являвшегося  олицетворением мудрости, совести и  славы Афин, общественность которых  не могла перенести «простого, голого принципа правды», во многом определила создание Платоном его философской  концепции. Она толкнула ученика  к поиску Правды, Добра и породила новый взгляд на мир – платоновский идеализм. Платон определил, что мир, в котором праведник должен умереть  за правду не есть настоящий, подлинный  мир, другой, идеальный мир – это  мир «где правда живет». Можно сказать, что глубокий душевный опыт Платона  стал субъективной основой его идеализма.

 

После казни Сократа Платон надолго покинул Афины. В течение  ряда лет он побывал в Мегарах, Кирене, а также, возможно, в Египте, Персии и Вавилонии. Всюду Платон знакомился с известными мыслителями  и учеными, интересовался особенностями  духовно-интеллектуальной жизни и  ее достижениями. В 389 г. до н.э. он оказался на острове Сицилия в городе Сиракузы, где в это время правил тиран  Дионисий Старший. Тираном в Древней  Греции (Сиракузы были греческим городом) называли незаконно захватившего власть. Однако тираническое правление могло  быть непохожим на то, что мы сегодня  называем тиранией: порой тираны оказывались  более гуманными и либеральными, чем те правители, которые приходили  к власти законным демократическим  путем. Цель приезда Платона на Сицилию  вполне прояснилась впоследствии, поскольку  он еще дважды приплывал в Сиракузы, когда там правил сын тирана Дионисий Младший. Платон стремился побудить тиранов к преобразованию государства  в соответствии с собственным  проектом. Однако отношения Платона  с правителями не складывались. Так, например, в итоге первого посещения  он был отправлен на общегреческий  рынок рабов для продажи в  рабство. После приключений, угрожавших его жизни или, по меньшей мере, чреватых утратой свободы, Платону  удается вернуться в Афины, где  начинается новый период его жизни.

 

В Афинах им основывается школа, получившая название Академии — по месту нахождения в роще, посаженной в честь героя Академа. В Академии, с которой теперь неразрывно связана  жизнь Платона, он разрабатывает  свою философию, обучает и воспитывает  учеников. Академия стала средоточием  античной мысли в ее самых разнообразных  проявлениях на долгие века, просуществовав до 529 г. н.э.

 

Чтобы понять творчество Платона, необходимо знать, что философия  Платона изменялась с течением времени  и ее нельзя рассматривать как  полную и совершенно законченную  систему произведений, планомерно подчиненных  дидактической цели. Напротив, его  труды — это этапы внутреннего  путешествия философа.

 

Философскую деятельность Платона  можно разделить на три периода, которые с хронологической точки  зрения можно классифицировать как  ученичество, путешествия и преподавание. Если говорить о внешнем влиянии, то эти три этапа следует определить таким образом: сократовский период, период влияния Гераклита и элейской школы и, наконец, пифагорейский  период.

 

Труды Платона можно разделить  на четыре группы.

 

Первая состоит из полутора десятков диалогов, предшествующих большим  произведениям, где Платон излагает теорию Идеи; самые значительные из них — «Апология Сократа», «Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил».

 

Вторая группа включает в  себя произведения, где теория Идеи изложена в ее первоначальной форме: «Пир», «Федон», «Государство» и  «Федр».

 

Третья группа — это  труды, которые можно было бы назвать  «критическими», где Платон пересматривает свою доктрину, показывая, что необходимо внести в нее некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид», «Софист» и «Политик».

 

Наконец, в четвертую группу входят труды, излагающие доктрину в  ее последней форме: «Филеб», «Тимей» (с незаконченным «Критием»), «Законы» и письма. Сейчас признается подлинность, по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых Платону, в частности  семи или восьми наиболее значительных.

 

 

2. Онтология Платона: учение  об идеях

 

 

К IV в. до н.э. было накоплено  достаточно понятийных средств и  сформулирован ряд проблем, который  позволил Платону синтезировать  достижения предыдущих философов в  целостную систему. Идеализм Платона  охватил широкий круг вопросов: о  познании, об общественно – политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве  и т.д.

 

Центральным понятием идеализма  Платона была идея. Платон вносит принципиальную перемену в применении термина «идея». У него слово «идея» и близкое  к нему слово «эйдос» («вид») также применяется для обозначения сущности предмета равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос – это сущность, образец. Идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не чувствами, а умом. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи недоступны чувствам из – за малой величины, то у Платона идеи-формы недоступны чувствам потому, что сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира. Демокритовские идеи-формы телесны, платоновские идеи-формы – бестелесны.

 

В целостной идеалистической  системе Платона центральное  место занимает учение о 2 – х  видах бытия – об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей. Первый мир – это вечный и неизменный мир идей, которые  представляют собой подлинные сущности. Это истинное бытие, первичный мир, существующий объективно, независимо от материального мира.

 

Платон также выделяет мир чувственных вещей – второй вид бытия. Этот мир не есть ни область  «идей», ни область – «материи». Он есть нечто среднее между этими  мирами. Идеи существуют сами по себе, независимо от вещей, а вещи являются несовершенными копиями идей, их тенями. Чувственный мир является порождением  мира идей и материи. Но поскольку  чувственная вещь имеет отношение  и к материи, то она причастна  и к небытию. При этом мир идей есть мужское, активное начало, а мир  материи – начало женское, пассивное. Каждая вещь чувственного мира причастна  своей идее и материи. Идее она  обязана всем, что в ней вечно, неизменно. Поскольку чувственная  вещь причастна своей идее, она  есть, пусть несовершенное и искаженное, но все же её отображение, подобие.

 

 Платон не развивает  свое учение об идеях в полном, систематическом виде. Представление  о мире идей мы можем почерпнуть  из целого ряда его произведений: «Гипий Больший», «Пир», «Федон»,  «Государство» и др. Из них  мы заключаем, что идеи представляют  собой упорядоченное множество.  Идеи делятся на высшие и  низшие. Мир идей можно уподобить  пирамиде. На вершине её царит  высшая идея Блага, от которой  зависят другие, более частные,  подчиненные ей идеи. Благо –  своего рода Солнце мира идей. Платон убежден, что его надо  ставить выше всего, выше всех  идей. Так, Знание и Истина –  высокие идеи, но они все же  располагаются ниже Блага. Подобно  тому, как свет и зрение солнцеподобны,  но самим солнцем не являются, так Знание может быть «благовидным»,  но оно еще не само Благо.  Благо выше пределов сущности: оно придает познаваемым предметам  способность быть познаваемыми  и способность существовать. Благо  особенно ясно символизирует  то, что мир идей есть мир  бытия как такового, подлинного, вечного, неизменного.

 

Рассуждение Платона о  Благе строятся в связи с анализом вполне человеческих проблем, когда  сами эти проблемы поднимаются до высоты «чистых» идеалов и образцов, устремлений людей к совершенству. Идея Блага сообразуется с человеческими  поступками и устремлениями. В повседневной жизни люди считают благом те удовольствия, которые они испытывают. Соответственно, злом считается то, что связано  с неудовольствием. Для Платона  неприемлемо связывать Благо с переходящими, субъективными и относительными удовольствиями. Все, что смертно, множественно, не может именоваться Благом.

 

Наряду с идеей Блага  к высшим по ценности категориям бытия  принадлежат и идеи Истины, Прекрасного, Справедливого. Следующий класс  идей составляют идеи чисел и геометрических объектов. Далее в иерархии идей располагаются идеи единичных вещей, создаваемых естественным, природным  образом (например, идея лошади, идея человека и т.д.) В диалогах сократического периода к миру идей отнесены также  идеи вещей, создаваемых человеком (например, идея стола, идея кубка и  т.д.). В более поздних диалогах Платон, однако, не считает, что идеи присущи вещам, создаваемым в  результате практически – творческой деятельности человека.

 

Все идеи обладают свойствами, противоположными свойствам чувственных  вещей. Можно выделить некоторые  характеристики чувственных вещей  – они состоят из физических частей и разложимы на составляющие; постоянно  изменяются, образуя мир становления; они смертны и уничтожаемы; исследуются  посредством органов чувств; допускают  сравнения; имеют причину в чем-то другом и близки человеку и его  жизни. Идеи же, напротив, находятся  вне физического пространства; близки божественному, не составляются из частей и не разложимы, всегда неизменны, неуничтожаемы, бессмертны, постижимы только умом и размышлением, не имеют отношения  к полезности, не допускают сравнения  и всегда прекрасны, не перерождаясь во что-то противоположное.

 

Важно отметить связь между  идеями и вещами. Она проявляется  в том, что идеи являются, во –  первых, причиной и источником бытия  вещей, их свойств и отношений; во – вторых, - образцом для вещей; в  – третьих, целью, к которой как  к верховному Благу стремиться все  существующее.

 

Учение Платона об идее Блага как высшей идее, стягивающей  все другие идеи в некоторое единство, чрезвычайно существенно для  всей системы его мировоззрения. Оно придает философии Платона  «характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма телеологического». Телеология Платона, как учение об объективной  целесообразности (все направляется к благой цели), тесно связано  с его теологией – учением  о богах. Дело в том, что с точки  зрения Платона, существование бога необходимо для познания идей. Бог  есть само Благо и, направляя все  к благой цели, он создает мир  по собственному подобию. Бог есть и  начало всех вещей, и их середина, и  конец. Он – начало, т.к. от него все  происходит; середина – потому что  он является сущностью всего; и он – конец, т.к. все к нему стремиться как к своей цели.

 

Человек может познать  Благо, познать идеи, но познать лишь с помощью ума, души. Так Платон создает теорию воспоминания. По Платону  душа, до воссоединения с человеческим телом, пребывала в мире идей. Она  бестелесна и по своей природе  родственна идеям. Оказавшись в теле человека, душа «забывает» то, что созерцала  в другом мире. Познание же сводится к воспоминанию душой имеющихся у нее знаний о мире эйдосов, а чувственное восприятие помогает ей в этом. Успешность припоминания зависит от того, насколько полно идея Блага открылась данной душе. Так, чем больше ей открылась идея Блага, тем успешнее идет припоминание, которое способствует как благим, добродетельным и справедливым поступкам, так и познанию самого Блага. По Платону существует некая иерархия душ, обуславливающая общественное неравенство людей. Так, люди, чьим душам идея Блага открылась в большей мере, находятся на вершине социальной лестницы идеального государства – это философы. Ступенькой ниже располагается группа воинов, охраняющих государство; затем – ремесленники и земледельцы. Вообще же философию Платон определяется как путь к познанию Блага, и именно философы, управляющие государством, более других людей приобщены к нему. Человеку, однако, недоступно полное постижение Блага, но если бы оно было возможно, то с точки зрения мыслителя, спасло бы человечество от зла, бед и конфликтов. Но в целом, именно Благом всё в действительности связывается и удерживается.

 

Таким образом, платоновский идеальный мир создан как предельная абстракция от всех земных несовершенств. Платон вычленяет общие и всеобщие понятия в особую сферу и решает выяснить, как, они, эти понятия, действительно  существуют. Бытие и сущность идеального – стержневая тема философии Платона, вопрос о существовании идей –  это вопрос о том, как они даны, есть: где и как их в качестве идей можно обнаружить. Проблема бытия  идей – это изучение того, что  общего и специфического у идей с  другими формами существующего  – природой, человеком, обществом.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"