Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:37, контрольная работа
В качестве одного из важных факторов становления взглядов Платона выделяют пережитую им трагедию, связанную со смертью Сократа. Действительно, несправедливая казнь любимого учителя, обвиненного в непочтении к богам, введением новых божеств и разврате умов юношества стала поворотным пунктом в жизни Платона. Кроме того, сама встреча с Сократом (предположительно в 407 г. до н.э.) привела представителя «золотой молодежи» к серьезному занятию философией. Платон стал учеником Сократа на долгие годы (около 9 лет), вплоть до трагической смерти последнего.
1. Жизнь и сочинения Платона
2. Онтология Платона: учение об идеях
3. Социально-философские взгляды Платона
3. Социально-философские взгляды Платона
Учение Платона об идеях,
его объективный идеализм, воплощаются
им в проблематику общественной жизни
и находят продолжение в
В центре размышлений Платона находятся проблемы Блага, Красоты, Истины, Справедливости, Закона, Государства. Через призму этих проблем Платон рассматривает различные типы государственного устройства. В решении этого вопроса, как и во всей социальной философии, он исходит из своего идеализма.
Платон воспринимает мир как божественный порядок, где все стягивается к единой цели – к Благу. Это относится и к социально, государственно организованному миру на микроуровне, и к космосу на макроуровне. Основополагающей идеей мыслителя в целом выступает идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этой системы: во вселенной, в социальной, общественной жизни, у самого человека. Принцип порядка, пронизывающий небо и землю, богов и людей, самым непосредственным образом относится к общественному бытию, к государственности. Именно здесь возможно, с точки зрения Платона, реализация должного, «идеального».
Рассмотрение социальной проблематики тесно связывается с размышлением о справедливости, которое выводит Платона на проблему происхождения государства. Он «мысленно представляет» себе возникающее государство, чтобы увидеть там зачатки справедливости и несправедливости.
Следует отметить, что Платон, в контексте античной мысли понимал государство весьма широко, по сути отождествляя его с обществом, рассматривая его как синоним общества, социального объединения как такового. Источником и причиной объединения людей в общество, в государство является по Платону нужда отдельных людей друг в друге, необходимость удовлетворения различных потребностей.
Будучи не в состоянии защищать и обеспечивать себя самостоятельно, в одиночку, люди осознают нужду друг в друге. Государство создают человеческие потребности: «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».
Люди разных профессий, вступают в общение, что помогает им «передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства». Зарождающееся на этой почве разделение труда, мыслитель рассматривает под углом зрения не социального разобщения и борьбы между социальными группами, а взаимодействия и взаимопомощи людей, их кооперации и совершенствования общества.
Платон «распутывает»
целый клубок потребностей, взаимных
обязанностей и ожиданий людей. В
обществе возникает потребность
в самых различных мастерах. Справедливость
же индивида в отношении сограждан
и самого себя усматриваются философом,
прежде всего, в компетентном, честном
исполнении своего дела в ценностной
системе разделении труда. Само разделение
труда обуславливается
В душе каждого человека есть три способности: желание, т.е. то, что толкает нас к объектам; другая, напротив, отстраняет нас от них и доминирует над желанием – это разум; и, наконец, третье – страсть. «Страстная, воспламеняющаяся часть души по своей природе души припадать к ранимой её части, однако, бывает наоборот, - и она срастается с нижней низменной её частью по причине дурного воспитания. Получается великолепное по своей наглядности соотношение между добродетелями некоторого индивида. Индивид «темперирован», уравновешен, когда его нижние этажи гармонизированы с верхним ярусом. Он мужественен и несокрушим, когда в любой опасности страсти прочно удерживаются диктатом разума, действующего по законам Блага».
С платоновской концепцией
Блага связан сам смысл
Прогресс государства, гармоническое развитие общественных отношений обусловлено не материальными успехами, а успехами духовной культуры. Большую роль в том, насколько данное государство приближается к благой цели, с точки зрения Платона, играет форма правления. Анализируя известные ему общества (спартанское, египетское, афинское и др.) философ определяет несколько форм правления, сравнивая их с созданным в теории идеалом: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Самым правильным и разумным он считает первые две; остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.
Аристократия, это совершенное
государство, «оно мудро, мужественно,
рассудительно и справедливо». Ему
соответствует
Так возникает тимократия («тиме» - честь) – крито – лакедемонское устройство, строй, основанный на честолюбии. Тимократия ещё сохраняет черты «совершенного» строя: «воздержание» воинов от земледельческих работ и ремесел, почитание правителей и т.д.), однако ей уже присущи раздор между гражданами, насилие и принуждение, характерные для всех отрицательных «порочных» форм правления. Во главе тимократического государства стоят не мудрые мужи, а люди, «рожденные скорее для войны, чем для мира». Здесь господствует соперничество, честолюбие и живет яростный дух, поэтому это государство будет вечно воевать. Стремление к обогащению приводит к постепенному утверждению «роскошного» образа жизни, что обуславливает переход к олигархии. Как и в первом случае, причина перерождения – это правитель, преследующий лишь собственный интерес, а не интересы народа
Олигархия, власть немногих, - строй, основанный на определении политических прав имущественным цензом. У власти находятся богатые. В подобного рода государстве отсутствует единство; «в нем как бы будут два государство: одно государство бедняков, другое - богачей». Власть захватывают немногие богатые, зачастую не способные к управлению, тогда как бедные, возможно более способные к государственным делам по своим качествам, от власти устранены. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к её перерождению в демократию.
Демократия – власть народа, большинства – возникает в результате восстания бедных против богатых и последующей победы бедных. Демократия характеризуется полной свободой и откровенностью. Однако, с точки зрения Платона, за откровенностью и возможностью делать все, что хочешь, скрывается презрение ко всему, дерзость, неуважение людей друг к другу. Кроме того, демократический строй ещё более усиливает разделение между бедными и богатыми слоями общества, что приводит к частым восстаниям. Борьба за власть становится особо жестокой. Таким образом, избыток свободы при этой форме правления приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы и живущего по прихоти одного человека (тирана): «из крайней свободы возникает Величайшее и жесточайшее рабство».
Наихудшей формой государства,
по мнению Платона, является тирания, которая
представляет собой беззаконное
правление (здесь действует произвол
тирана). Тиран, являясь единоличным
правителем, не считается ни с законами,
ни с обычаями и делает вид, что
хочет направить все к лучшему,
нанося на самом деле вред. Выход
общества из порочных состояний Платон
видит в возвращении к
По Платону, все существующие
государственные устройства –
извращение того, что должно быть,
и не потому, что они основаны
на социальном неравенстве, а
потому, что их социальное неравенство
не соответствует природному
неравенству людей. Платон
Похожие работы Учение об идеях Платона и его оценка Аристотелем
Философское наследие
этих гениальных мыслителей
Не вызывает сомнения, что учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества.
Учение об идеях
Платона и его оценка
Философское наследие
этих гениальных мыслителей
Не вызывает сомнения, что учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества.
Оценка философии Платона
...широкого круга философских
и психологических идей
Философия Платона
Материализм был развит и
осознан как философское
Жизнь и творчество Платона
Согласно учению Платона , материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального.
Этика- это философское учение о морали, о нравственности, как одной из форм идеологии.
Платон и Аристотель
как систематизаторы
...Аристотель (384- 322 гг. до
н.э.). В их системах философское
знание той эпохи приобретает
наиболее всесторонний
Так же как и у Платона аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу...
Философские взгляды Платона и Аристотеля
...в то же время, философия
Платона это попытка найти
более философское (т. е.
...Аристотеля фактически
отвергнуть учение Платона и
прийти к заключению, что идеи
находятся в вещах, а