Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.
Предмет философии,ее отличие от науки и религии……………………………..3
Русский космизм (Н.Федоров,В.Вернадский,К.Циолковский)…………………..9
Тест на размышление………………………………………………………………16
Таблица№1………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………22
4. ИДЕЯ РЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Н.Ф. Федоров предупреждал, что фундаментальная
("чистая") наука и наука технологическая
("проективная"), не связанная с нравственными
запросами человека, неминуемо приведет
к уничтожению как самого человека, так
и его колыбели - Земли. По Федорову, "Всеобщее
дело" человечества состоит в объединении
усилий на решение научных, технических
и нравственных проблем. О том же говорил
и В. Вернадский, он писал, что человечество
должно овладеть мощью единой науки, но
лишь при условии кардинальной перестройки
всего наработанного до сих пор научного
аппарата. Необходимы новые, всеобъемлющие
парадигмы мышления (панпарадигмы), которые
органически включили бы в себя теорию
информации, теорию относительности и
квантовую механику, существующие до сих
пор раздельно. Нужна общая теория, и на
этой основе - общая технология, оберегающая
и умножающая общечеловеческие ценности.
На это обращали внимание в свое время
известные советские ученые А.И. Вейник
и Ф.Ю. Зигель.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
В конце 80-х годов XX столетия, в период трансформации российского общества, идеи основоположника «русского космизма» Н.Ф. Федорова становятся предметом философских и мировоззренческих дискуссий. Эти идеи, также как и воззрения К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, рассматриваются в качестве важнейшего элемента отечественной интеллектуальной традиции. Повышенный интерес к философии Федорова уже второй раз проявляется в период, когда Россия переживает социально-политические катаклизмы. Это вызвано, в первую очередь, тем, что в Федоровском учении не только явно присутствует прогностический элемент и направленность в будущее, но это будущее представляет собой идеал. Философию Федорова отличает то, что, как отметил Н.А. Устрялов, «ее несравненный, головокружительный оптимизм пригоден для уловления душ. Есть в ней нечто современное, от эпохи масс. Она словно просится на трибуны и в микрофоны». Его философия выходит за рамки рациональной философии, она «мифоносна, и потому многообещающа, особенно в наш век, когда человечество явно тоскует по новому или обновленному мифу».1 Идеи Федорова были актуальны в тридцатые годы прошлого века, когда писал Устрялов, в период революционных преобразований в России, и продолжают привлекать мыслителей в наше время. Начатый Федоровым и продолженный его .
Несмотря на значительное количество работ, посвященных русскому космизму и его ключевой фигуре Н.Ф. Федорову, до сих пор нет однозначности как в понимании самого явления русского космизма, так и в определении принадлежности учения Федорова к какому-либо философскому направлению. В.В. Зеньковский характеризует философию Федорова как «христианскую», «всецело погруженную в схемы христианства»1. А.В. Гулыга решительно утверждает, что взгляды Федорова «насквозь пронизаны материалистическими основаниями»2. Г.В. Флоровский определяет философские положения Федорова как л своеобразную форму религиозного позитивизма», а Бердяев - как «радикальный прагматизм»4. Современные исследователи творчества Федорова называют его философию «космизмом», «христианским материализмом», «прометеизмом». Такие расхождения в оценке концепции Федорова свидетельствуют о необходимости глубокого и тщательного ее анализа с целью более точного определения ее места в историко-философском контексте и ее влияния на последующие учения в русле русского космизма. В существенной мере все вышесказанное относится и к более позднему этапу «русского космизма» и, в частности, к творческому наследию К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Начиная с 80-х годов прошлого столетия в отечественной философии заметно активизировался интерес к изучению русского космизма. Такой интерес был вызван изданием трудов A.J1. Чижевского (1976), Н.Ф. Федорова (1982), К.Э. Циолковского (1986) и В.И. Вернадского (1988).
В следующее десятилетие был опубликован целый ряд историко-философских работ, посвященных русскому космизму, отечественных авторов: С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой, Н.Н. Моисеева, Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной, Ю.В. Олейникова, А.А. Оносова, В.А. Кутырева, JI.B. Фесенковой, А.И. Алешина, С.С. Хоружего. В этих работах внимание акцентируется на отдельных сторонах русского космизма: идеях активной антропологической и социальной эволюции, взаимосвязанности природы и общества, социокультурном значении русского космизма, утопических чертах в философии русских космистов, а также исследуется творчество отдельных представителей русского космизма. Наметилась тенденция комплексного исследования русского космизма, отраженная в работах С.Г. Семеновой и А.Г. Гачевой "Русский космизм": Антология философской мысли (1993), в сборниках «Грезы о Земле и Небе: Антология русского космизма» (1995), «Философия русского космизма» (1996) и «Русский космизм: традиции и современность» (1997).
В начале XXI вышли сборники, посвященные научному наследию В.И. Вернадского: «Реалии ноосферного развития: материалы межгосударственной научно-практической конференции. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия» (2001) и «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке» (2003).
Неродственность, определенная Федоровым как "ненавистная раздельность мира", требует регуляции, и основанием «общего дела» регуляции у родоначальника русского космизма является этический принцип единства человечества, стремящегося к своей высшей форме -"родственности". К этическому принципу единства человечества затем пришел научным путем Вернадский.
Философские построения русских космистов выполняют одну из функций, присущих утопии, - оценочно-критическую. В соответствии со своим идеалом, они критикуют наличную действительность и предлагают модель будущего развития человека и Вселенной. Идеалом «общего дела» Федорова является построение психократического общества, направляющего человека к труду воскрешения предков; идеальным же образом будущего в философии Циолковского является «лучистое человечество», а для Вернадского идеалом является ноосфера. Идеал в русском космизме мыслится проективно. Можно сказать, что идеал будущего состояния социоприродного универсума дается Федоровым, Циолковским и Вернадским в единстве со стратегией его достижения. Для достижения утопического идеала русские космисты используют всю мощь научного знания и культивируют науку. Своеобразие русского космизма в связи с этим состоит в симбиозе утопических и научных идей.
В религиозно-философской утопии Федорова прослеживается лишь тенденция к научному осмыслению реальности и будущего развития человечества, и его проект в целом является утопическим. В технократической утопии Циолковского видна более научно-обоснованная аргументация развития универсума, хотя его учение и носит характер проекта с определенной утопической составляющей. Учение о ноосфере Вернадского представляет собой уже не утопический проект, а научно сформулированную материалистическую концепцию, хотя и не лишенную некоторых указанных в диссертации утопических черт. Таким образом, у русских космистов прослеживается тенденция развития от утопического проектирования в сторону научной концепции и технократической реальности, от религиозно-философской утопии к научной утопии. В наше время продолжателями "общего дела" Федорова, образовавшими международную общественную организацию, называющуюся Академией Наследия Общего Дела (АНОД/ANOD) развивается именно научно-технический потенциал философии Федорова. Целями деятельности АНОД являются естественнонаучное и материально-техническое обеспечение программы "общего дела". В поле ее деятельности - разработка таких тем как конструкция "полижизнь" -многократность жизни бытия субъекта, достигаемая техническими приемами и организационными мерами, а также пересадка сознания в биологический субстрат, сохранение сознания.
Существует в настоящее
время и международное
Трансформация учения Федорова в научную утопию связана со своеобразием утопических идей русских космистов, заключающимся, в частности, в том, что свои основные идеи: власти над пространством и временем, воскрешения мертвых (у Федорова), вседозволенности в отношении к природе (особенно у Циолковского) они мыслят не с позиции их познания как проникновения в мир идей через метафизику или прозрение мысли Бога через откровение, а с позиции человека, обладающего этими идеями, и во владении этими идеями, переосмысливая их, уподобляющегося Богу. И в этом смысле к их утопическим идеям применимо понятие "прометеизм", так как именно Прометей делает людей обладателями огня и тем самым подобными Богу, превращая их из homo sapiens (человека разумного) в homo faber (человека производящего), способного изменить ход человеческой цивилизации.
Многие утопические идеи русских космистов являются утопическими лишь на определенных стадиях развития общества. Так, космические полеты, о которых грезили Федоров, Циолковский и Вернадский, уже давно перестали быть утопией. Наука в настоящее время достигла таких высот, которые дают уверенность в значительном продлении в ближайшем будущем индивидуальной жизни человека и позволяют говорить о конкретных научных подходах к проблеме бессмертия. Новые точные методы исследования в области биологии и медицины, расшифровка генетических кодов человека позволяют ожидать значительного увеличения продолжительности жизни.
Следует отметить большую эвристическую значимость наследия Федорова, Циолковского и Вернадского. В создании своих учений русские космисты исходили не только из точно установленных наукой законов и фактов, но из предвидений еще только зарождающихся и незаметных для других зачатков тенденций будущего развития науки, потребностей материального пространства, развития общества и связанных с их осуществлением проблем.
Конечно, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский могли ошибаться в некоторых своих предвидениях (например, в предвидении автотрофного человечества), но они способны видеть то, что не дано видеть большинству, и в этом состоит их ценность. «Философ не может не лететь, он должен подняться в эфир, но его крылья неизбежно растаивают от солнечной жары, и он падает и разбивается. Однако при этом взлете он нечто видит, и об этом своем видении и рассказывает в своей философии».
Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский еще раз доказали простую истину, что человек не может жить без мечты.
Тест на размышление.
Гносеология – Теория познания.
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Онтология – Учение о структуре бытия.
Термин «Онтология» был предложен Р . Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia» , предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х.Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.
Натурфилософия – обобщенное описание жизни природы.
Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.
Аксиология – учение о системе ценностей.