Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.
Предмет философии,ее отличие от науки и религии……………………………..3
Русский космизм (Н.Федоров,В.Вернадский,К.Циолковский)…………………..9
Тест на размышление………………………………………………………………16
Таблица№1………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………22
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Антропология – учение о человеке.
Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.
Этика – нравственная философия.
Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Эстетика – учение о сущности Красоты.
Эсте́тика (др.-греч. αἰσθητικός — «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα — «чувство, чувственное восприятие») — философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют общепризнанные инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).
Соответственно этому происходило деление
предмета философии, философского знания
на основные разделы: онтологию (учение
о бытии), эпистемологию (учение о познании),
антропологию (учение о человеке), социальную
философию (учение об обществе) и др. Польза
философии — формирование у людей, занимающихся
ею, навыков самостоятельного, логического,
понятийного мышления.
Польза философии часто ставится под сомнение,
и она критикуется с самых разных позиций
(например, в структурализме
или в религиозной философии С. Н. Булгакова
и Л. Шестова).
Таблица№1
“Развитие философских идей с древнейших времен до наших дней “
Философия направления |
Философы и их последователи |
Основные положения их учения |
| ||
Классические философские системы
Древней Индии: брахманизм |
|
Бесстрашие ,безрассудство Я связываю себя с Богом Религия без Бога |
Классические философские |
Лао-Цзы Кун-Цзы Хан, Мао |
Гармонизация
человека и |
| ||
ИДЕАЛИЗМ |
Платон |
Нижние ярусы подчиняются |
РЕАЛИЗМ (онтологический) |
Аристотель В.С Соловьев А.Ф Лосева |
Неразрывность взаимообусловленность материи и духа друг на друга |
МЕТЕРИАЛИЗМ |
Фалес , Гераклит ,Анаксагор |
Начало всего-Разум и материя; Разум- деятельное начало, материя- страдательное. |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ : САФИСТЫ СКЕПТИКИ |
Дж.Беркли Пирронов; Тимон |
Мир есть ощущения , существование, наши ощущения, искусство , красноречия это искусство обсуждать вопросы , принцип бытия и мышления |
КИНИКИ |
Диоген Синопский Антисфена |
Античные хиппи исследовали ясную и законченную философию опрощения , отвращения и Цивилизаций |
ЭПИКУРЕЙЦЫ |
Эпикуром и Зеноном, определена Эпикуром, Марка Аврелия |
Освобождение от страха знания Вселенной что природа сама излечит |
СТОИКИ |
Сепеки,Марка,Аврелия |
Киников и Гераклита развития мира циклически |
| ||
ПАТРИСТИКА |
Папа Григорий Великий |
Основы христианской философии |
СХОЛАСТИКА |
Св. Формы Аквинского |
Аристотелевский переворот Искажение христианского учения |
IV. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVI вв.) | ||
НЕОПЛАТОНИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ |
Данте Алигьери , Франческо Петрарка , Леонардо да Винчи , Микиланжело Буанарроти |
Антитезой схоластике Осмыслить природу и не спорить о понятиях |
Материалистический пентеизм |
Дж.Бруно |
Наличие во вселенной духовной субстанции находящийся в нутрии материи , душа бессмертна |
V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв) | ||
Эмпиризм |
Ф.Бэком, Дж. Локк , Т.Гоббс |
Отличие от природы заложил опытной науки, дедукции |
РАЦИОНАЛИЗМ |
Д.Дуализм, P.Декарт , Т.Лейбнец |
Учение о монадах , субстанции |
СЕНСУАЛИЗМ субьективно-идеалистический |
Лейбниц |
Новые опыты о человеческом разуме учения об истине |
СЕНСУАЛИЗМ материалистический |
Ф.Бэкон , Дж.Локк , Т.Гоббс |
Науки от теологии. Синтез науки с религий , веры с разумом поверхностное знание уводит от Бога ,а истинное и глубокое знание вновь возвращает к нему |
МЕХАНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ |
И.Кант ,Соловьев, Булгаков |
Учение о системе ценностей |
VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв) | ||
ДУАЛИЗМ |
О.Кант |
Учение о марали |
ОБЬЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ |
Платон , Гегель |
Познайте Истину ,и Истина сделает вас свободными |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ |
Дж.Беркли , Д.Юм , Бекон |
Учение об “идолах разума” |
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ |
Л.Фейербах |
Стремящееся определить пути , на которых возможны единение Бога и чел-тва после грехопадения |
VII. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ(XX в.) | ||
НЕОПОЗИТИВИЗМ |
О.Конт , Дж.Cт.Милль, Т.Спенсер |
Развитие естественных наук .Наука сама себе философия |
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ |
Макса Хайдеггера , Карла Ясперса , Жана Поля Сарта |
Восходящего движения к самому себе , существования науки о бытии |
ПСИХОАНАЛИЗМ |
Г.Лейбницет ,Н.Кант , Н.Герман |
Бессознательное лечение неврозов
, психологическую структуру |
ПРАГМАНТИЗМ |
Ч.Пирсом У. Джемсом, Дж.Дьюн |
Философия делового человека “без субъекта нет объекта” |
ПОСТМОДЕРНИЗМ |
Р.Панвиц, А.Тойнби , Ж.Ф.Лиотара |
Принципиально новые стадии общественного развития .Является прежде всего состоянием духа |
VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.) | ||
ЗАПАДНИКИ |
О.Я.Чаадаев, В.Н.Гоголь |
Основаны религиозно- |
СЛАВЯНОФИЛЫ |
И.В.Киреевский , А.С.Хомяков , К.С.Аксаков |
Любителей русской словесности |
ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА |
В.С.Cоловьева |
Первая философская система в развитие русской национальной философии , для благо человека |
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ |
С.Н. Булгаков |
Учение о Софии, стр-ние к органическому синтезу философии , религии и науки |
РУССКИЙ КОСМИЗМ |
Н.Ф.Федоров |
Учение называл активным христианством .Выдвигает идею апокатастасиса (всеобщее преображение и воскрешение). |
Список литературы.
1. На переломе. Философские
дискуссии 20-х годов:
мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев.– М.: Политиздат, 1990. – 528 с. – С.151-175 (П.С.Юшкевич); С. 319-335(С.Л.Франк); С.119-123 (С.Л.Франк).
2. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов /
Под ред. Е.Е.Несмеянова.– Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 608 с. – С. 19-42.
3. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семёнова,А.Г.Гачева.– М.: Педагогика-Пресс, 1993.– 368 с. – С. 64-69 (Федоров); с. 258-263 (Циолковский); с.282-287 (Вернадский).
4. Соловьёв В. Исторические дела философии // Вопросы философии.–1988.–№8.– С. 119-125.
5. Философия: учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского.– Ростов на Дону: Феникс,1997.– 576 с. – С. 6-35.
6. http://ru.wikipedia.org/
7.Философский
8.Независимый источник.