Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание

1. Сравнительная таблица по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона".
2. Причины происхождения неравенства, его виды, этапы развития.













1. Составить сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона»
Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона.
Критерии
Аристотель
Цицерон
1.Сущность и
происхождение государства.

Государство-продукт естественного развития, высшая форма общения между людьми. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития. Аристотель считал, что "варвары" – люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. "Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные". Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти
свойственным и животным, является семья; из нескольких семей
возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого
общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит
знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо
политическое". Государство образуется
благодаря моральному общению между людьми. Политическое со¬
общество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. "Государство не есть общность местожительства, оно не
создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств
обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе
взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т. е. является
целью их существования.

Государство-дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.

Содержание

1. Составить сравнительную таблицу по теме «Сходство и различие политико-правовых концепций Аристотеля и Цицерона»……………….…..3
2. Охарактеризовать политико-правовую концепцию Ж.Ж. Руссо….…..7
Список использованной литературы………………………………...……….17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная История политических и правовых учений.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Говоря о формах правления, Руссо отмечает, что они представляют из себя лишь формы организации исполнительной власти. Верховная власть остается за народом при любой форме правления. Но народ может вручить исполнительную власть большей части народа, или небольшому числу людей или одному человеку. В первой случае получается демократия, во втором – аристократия, в третьем – монархия. Руссо утверждает, что каждая из этих форм может быть наилучшей при одних условиях и наихудшей при других. Для государства при данных отношениях может быть хорошей только одна форма правления, но при изменении этих отношений изменяется и наилучшая для этого государства форма правления. Народ всегда вправе отменить существующую форму правления и учредить новую. К числу условий, определяющих форму правления, Руссо, - следуя трафарету, предложенному Монтескье, - относит климат, размеры государства, плотность его населения. (Так, в странах с богатой плодородной почвой наиболее целесообразна монархия, в странах со средним избытком свободный строй.) Демократия подходит для небольших государства, аристократия – для средних, монархия – для небольших. Следует, однако, отметить, что Руссо, как и Монтескье, знает способ соединения могущества большого государства с гражданским строем небольшого – эту проблему разрешает федеративная система.

По количеству магистратов в Правительстве Руссо выделяет три вида форм правительства: демократию, аристократию и монархию. Демократию как организацию исполнительной власти, Руссо считает практически невозможной. Она «никогда не существовала и никогда не будет существовать». Народ вручает правление самому себе или большей его части. Чтобы больше стало граждан-магистратов, чем граждан частных лиц должно быть тотальное политическое участие в делах государства. Однако нельзя представить, что народ все время собран для отправления функций исполнительной власти. К тому же занятие правительственными делами может отвлечь внимание народа как законодателя от общих целей. Демократический способ правления пригоден не для людей, а для богов – делает вывод Руссо. Монархия – самая мощная форма правления. В ней все пружины государственного механизма сосредоточены в одной руке. Но зато, ни при какой другой форме частная воля не обладает такой большой силой. Частная воля может легко все себе подчинить и направить силу администрации во вред государству. Монархи никогда не довольствуются той властью, которую им дает любовь народа. Они всегда отдают предпочтение принципу, который приносит им непосредственную пользу. Поэтому они стремятся не к тому, чтобы народ был процветающим и грозным, а к тому, чтобы он был слаб и беден, чтобы он не мог им противостоять. Главный недостаток монархии состоит в том, что при ней возвышаются обычно плуты и интриганы, которые, достигнув своими происками высоких должностей, сразу же обнаруживают перед обществом свою глупость.

Наилучшей формой правления  Руссо считает ту, при которой  должностные лица избираются народом. Общественное уважение создается честностью, просвещением, опытом. Поэтому народное избрание гарантируют мудрость правительства. Такое правление Руссо называет выборной аристократией. Он знает конечно и другие виды аристократии : патриархальную и наследственную. Патриархальная, или власть старейших, годится только для первобытных народов; наследственная, при которой власть переходит от одного к другому в пределах богатых патрицианских фамилий, - наихудшая форма правления. Выборная аристократия есть аристократия в настоящем смысле слова, т.е. правление лучших.

Правительство, даже избранное  народом, осуществляет исполнительную власть в пределах существующих законов. Правительство получает свое существование от верховного властелина – народа. Господствующей волей правительства как органа подчиненного должна быть всеобщая воля, т.е. закон. Когда правительство управляет государством не по законам, оно захватывает верховную власть. А захват правительством верховной власти есть нарушение общественного договора и разрушение государства. Чтобы противодействовать опасности захвата верховной власти правителями, Руссо рекомендует установить законом определенные сроки для особых периодических народных собраний, - сроки, которые никто не мог бы отменить и отложить. Указанные  собрания имеют по отношению к форме правления учредительные функции. На каждом таком собрании должны быть, прежде всего, поставлены два вопроса: угодно ли верховному властителю сохранить существующую форму правления? Угодно ли народу оставить заведование ею в руках тех, на кого оно возложено в данное время?

 Руссо стремится  поставить исполнительную власть  в условия, которые затруднили  бы для нее вторжение в сферу компетенции народа-законодателя. Тем не менее он признает, что бывают исторические моменты, когда исполнительной власти могут быть предоставлены полномочия управлять, не считаясь с законами, и приостановить на время деятельность верховной  власти народа, приостановить священную силу законов, и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на «достойнейшего», т.е. учредить диктатуру и избрать диктатора. При этом Руссо подчеркивал краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должная быть продлена.

Итак, в зависимости  от того, кому вручена исполнительная власть Руссо различает такие  формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Вместе с тем  в реальной жизни чаще встречаются  смешанные формы правительства. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит всему народу. При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. История политических и правовых учений: Краткий учебный курс / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. –352 с. – (Краткие учебные курсы юридических наук).
  2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. - 944 с.
  3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство "Зерцало", 2006. — 568 с.
  4. История политических и правовых учений: Учебный курс. / Под ред. В.С. Юрчук. – М.: 2007.
  5. История политических и правовых учений: Учебно-методическое пособие / Доржиев Ж.Б. - Издательство ВСГТУ, г. Улан-Удэ, 2004
  6. Руссо Жан-Жак. Трактаты. – М., 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М..: Наука, 1977, с.183-220.

2 Следует сказать, что Руссо разграничивает «общую волю» и «волю всех». Воля всех – сумма воле изъявлений частных лиц. Если же отбросить из этих волеизъявлении взаимоуничтожающие крайности, то  в результате сложения оставшихся получается общая воля.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"