Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание

История христианства теснейшим образом связана с историей европейского континента, а в дальнейшем многих внеевропейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христианства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе можно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.

Содержание

Возникновение христианства. Его идейные предшественники.…...………………………………….……………………....…3
Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность……………………………………………..…..6
Основные направления и особенности христианской религиозной философии………………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Возникновение христианства.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Возникновение христианства. Его идейные предшественники.…...………………………………….……………………....…3

Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность……………………………………………..…..6

Основные направления  и особенности христианской религиозной философии………………………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение христианства. Его идейные предшественники.

История христианства теснейшим  образом связана с историей европейского континента, а в дальнейшем многих внеевропейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христианства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе можно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.

Одна из них ведет свое происхождение  от традиционной богословской точки  зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом  Христом, жившим и проповедовавшим  свое учение на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало 1 века н.э.). Переданное человечеству его учениками-апостолами, оно стало достоянием людей.

Ярким представителем другого направления, сложившегося в середине XIX века, является немецкий историк христианства Давид Штраус. В своем труде "Жизнь Иисуса" (1836 г.) Штраус впервые в Европе осмелился применить к христианству понятие "миф". Он положил начало так называемой "мифологической школе" в исследовании истории этой религии.

Марксистский подход к проблеме возникновения христианства содержится в ряде работ Фридриха Энгельса: "Бруно Бауэр и первоначальное христианство" (1882 г.), "Книга Откровения" (1883 г.) и "К истории первоначального христианства" (1884 г.). В них был поставлен вопрос об исторических условиях возникновения христианства и его социальных корнях. Одним из этих условий, по Энгельсу, стало образование Римской империи. Римское завоевание знаменовало собой крушение отдельных государств. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, всеобщее бесправие — привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у всего населения. Не видя возможности получить спасение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуждены были искать спасение и избавление на небе.

Но почему понадобилась новая религия, почему нельзя было найти утешение в старых религиях? Дело в том, что старые религии были племенными и национальными тех государств и народов, которые были завоеваны и вошли в состав Римской империи. Нужна была более гибкая религия, которая не была бы связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного и порабощенного населения.

На роль мировой в этих условиях могла претендовать только религия, которая отказалась бы от обрядов, разъединяющих людей. Первоначальной почвой, на которой возникла эта новая религия, стало иудейское сектантство. В иудаизме и в самой Палестине, и в диаспоре, в I-II веках существовал ряд вероучений, основанных на ожидании пришествия Мессии-Спасителя. Для евреев, которые больше, чем какой-нибудь другой народ, испытали бедствия иноземного владычества - греко-сирийского и римского — это ожидание Мессии сделалось краеугольным камнем религии.

Так, секта зелотов понимала Мессию как героя-воителя, который с мечом в руках освободит народ от римского ига, а эта надежда особенно обострилась в эпоху первой Иудейской войны (66—73 гг. н.э.) и во время второго иудейского восстания. Но когда оба восстания иудеев были подавлены, возникло новое течение, суть которого состояла в ожидании духовного Мессии, духовного избавителя. Это было движение (учение) ессеев, которые жили монашескими общинами в уединенных местностях Палестины.

Гораздо менее известна секта назореев, которая ближе всего стояла к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь Богу. Они не стригли волос, не пили вина, не прикасались к умершим и прочее.

Таким образом, можно  предположить, что первоначальное христианство возникло как одно из течений, сект иудаизма. В подтверждение этого  факта говорит и то, что и  в позднейшем христианстве сохранилось  много еврейских элементов: это  и личность Иисуса Христа - еврея, и место его деятельности -еврейская страна Палестина, Библия - еврейская священная книга - включена в состав христианского канона и т.д.

Вместе с тем в  раннее христианство вливались элементы восточных, языческих культов тех  народов, которые вошли в состав Римской империи. Так, например, известно о многочисленных культах божеств - спасителей в Египте, Вавилоне, Сирии, позже Греции. Таковыми являются Осирис, Таммуз, Адонис, Аттис, Дионис.

Христианство усвоило  и переосмыслило древние восточные религии и философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу.

Особенно заметное влияние  на основы христианского вероучения оказало философское учение Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) и этические взгляды римского философа Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 64 г. н.э.). Филон считал, что Бога как творца всего сущего можно познать только через Логос — Слово. Он говорил о прирожденной греховности людей, о покаянии. В основе этического учения Сенеки лежала мысль о повиновении судьбе, которая порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности.

Но что же было нового в христианстве по сравнению с  уже существующими религиями? Новой является центральная идея всего христианства - идея греховности человека и ее другая сторона — идея спасения. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники. Но могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с первородного греха Адама и Евы, который таким тяжким камнем висит на всем человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь — вера в великого и единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царствие небесное после смерти.

Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность

В течение последних  двадцати столетий постоянно и громко звучало в истории и жизни миллиардов людей имя Иисуса Христа. Оно пронизывало все области общественной и частной жизни. С этим именем совершалось добро и зло, творились подвиги милосердия и деяния бесчеловечной жестокости. В исторической памяти почти двух тысячелетий сам образ Христа сложился как нечто многоликое и противоречивое.

Трудность понимания  образа Иисуса Христа состоит в том, что большинство из нас, скорее всего, не открывало ни разу Евангелия, книг Нового Завета, где говорится о нем. О силе влияния Евангелия на читателя в свое время писал А.С. Пушкин: "...И такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах оторваться и противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".

И в самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей - запечатлеть образ Иисуса из Назарета, причем, пользуясь такими скупыми средствами изображения?

Итак, начать надо с Евангелия, но тот, кто впервые возьмет в руки эту книгу, столкнется со многими трудностями. Ведь авторов четырех Евангелиев отделяют от нас почти две тысячи лет. Здесь нам смогут помочь различные комментарии и обобщающие труды, которые, в основном, появились в прошлом веке, а также произведения наших современников, которые в своем творчестве обращались к этому великому образу.

Начало этому было положено фундаментальным трудом немецкого  богослова Давида Штрауса, который в 1836 году выпустил книгу под названием "Жизнь Иисуса", а также книгой французского исследователя Эрнеста Ренана с таким же названием, которая вышла в 1863 году. Штраус и Ренан поставили перед собой задачу обрисовать личность Христа на фоне событий и обстоятельств той эпохи. Вслед за ними и другие авторы брались за жизнеописание Иисуса Христа.

Одно время в литературе, изданной в нашей стране, в острой полемической форме утверждалось, что исторический Иисус никогда не существовал, его не было и не могло быть и что тот, кто признает его, идет на поводу у религии. Поэтому его жизнь и деятельность считали мифом, утверждали, что в основе евангельских рассказов лежат народные мистерии и различные аллегорические рассказы, которые рядовыми христианами понимались буквально. В настоящее время многие историки признают существование исторической основы у повествований Нового Завета.

Из этого можно сделать следующий  вывод: необходимо трактовать личность Христа во всей ее противоречивости, независимо от того, считать ли его порождением  религиозной фантазии или реальным историческим лицом.

Рассказывая о самом Иисусе Христе, обратимся, прежде всего, к значению его имени. "Иисус" — греческая передача еврейского личного имени Иешуа, что значит "бог, помощь, спасение". "Христос" - перевод на греческий язык слова "мессия", "помазанник". Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово "Спаситель" (старославянское "Спас"). Особое место среди обозначений Иисуса Христа занимает сочетание "Сын Человеческий", которое имеет связь с пророчеством ветхозаветной Книги Даниила. В русском переводе Нового Завета все наименования Иисуса Христа принято писать с большой буквы.

Мифологизированную биографию  земной жизни Иисуса Христа дают, главным  образом, Евангелия — канонические (включенные в состав Нового Завета) и многочисленные апокрифические. Разные Евангелия в разной степени акцентируют внимание на тех или иных моментах земной жизни Христа. Все это отражение времени, когда создавались эти книги, борьба направлений в раннем христианстве.

Итак, рождение Иисуса Христа предсказано архангелом Гавриилом, явившимся деве Марии в Назарете и возвестившим, что у нее должен родиться сын. Затем родители Иисуса должны направиться в город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи по месту проживания своего рода. Там, в Вифлееме, и рождается в хлеву Иисус Христос, куда к нему приходят поклониться пастухи и волхвы, путь которым указывает чудесная звезда. На сороковой день после рождения родители по иудейскому обычаю приносят его в Иерусалимский храм, где его встречает старец Симеон и узнает в нем ожидаемого всеми Мессию. Спасая младенца от царя Ирода, его отец и мать, Иосиф и Мария, бегут с ним в Египет.

Традиционное изложение  жизни Иисуса Христа по четырем Евангелиям приводит очень подробно практически любое издание Библии. Возвратившись из Египта, семья Иисуса поселяется в Назарете. Если бы мы могли очутиться в Назарете тех лет, то увидели бы около сотни белых домов с плоскими крышами, разбросанных на горе, обрамленной виноградниками и оливковыми рощами. С пологих возвышенностей открывается живописная панорама, на которой, вероятно, не раз останавливался взор Иисуса: голубые цепи гор, зеленые долины, засеянные поля.

Как жила семья в Назарете? Как жил Иисус? Апокрифические Евангелия рассказывают об этих годах множество подробностей. Авторы же четырех канонических Евангелий говорят сдержанно и лишь о том, что им было хорошо известно. В канонических Евангелиях отражен лишь один эпизод из детства Иисуса. Родители Иисуса, как и все набожные иудеи, каждый год ходили на праздник в Иерусалим. Они взяли с собой и сына. Когда надо было отправляться в обратный путь, они увидели, что мальчика нет с ними. Иосиф и Мария стали искать его, и нашли в галереях храма, где собирались и проводили время в богословских спорах толкователи и знатоки Закона. Среди них мать и увидела Иисуса. Он сидел, слушая речи ученых и задавая им вопросы. Знатоки Писания изумлялись "разуму и ответам" мальчика из Назарета.

Дальнейший рассказ  Евангелий повествует нам уже  о взрослом человеке. Он стал плотником и каменщиком, и после смерти Иосифа кормил мать трудом своих рук. Становление любой личности, а особенно — необыкновенной, всегда загадка, тем более мы не знаем, о чем думал он, о чем молился в своей маленькой мастерской. Давид Штраус так пишет о становлении его характера: "Все характеры, очищенные борьбой с сильными потрясениями, например, Павел, Августин, Лютер, сохранили неизгладимые следы такой борьбы, их образ дышит чем-то суровым, резким, мрачным. Ничего подобного нет у Иисуса. Он сразу предстает перед нами как совершенная натура, повинующаяся только своему собственному закону, признающая и утверждающая себя в своем сознании, не имеющая нужды превращаться и начинать новую жизнь".

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"