Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:18, контрольная работа
История христианства теснейшим образом связана с историей европейского континента, а в дальнейшем многих внеевропейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христианства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе можно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.
Возникновение христианства. Его идейные предшественники.…...………………………………….……………………....…3
Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность……………………………………………..…..6
Основные направления и особенности христианской религиозной философии………………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………16
Но - вот его время пришло. Ему было около тридцати лет. Он был полон духовных и физических сил. Встреча с Иоанном Крестителем на берегу Иордана повернула его жизнь по-новому. Он принимает водное крещение, а затем удаляется в пустыню. Следующие этапы его жизни происходили на глазах многих людей и, прежде всего, его первых учеников (апостолов). Поэтому о них подробно рассказывают все четыре евангелиста. Несколько лет он проповедует свое учение в разных частях Израиля. Затем в Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников — Иудой — за 30 серебренников властям, был осужден иудейским религиозным судом — синедрионом — на смертную казнь. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. Но "по пришествии субботы" он воскрес и явился своим ученикам. Так об этом рассказывают авторы Евангелий.
Вместе с тем, об Иисусе Христе есть и другая литература, кроме Евангелий. К ним можно отнести и книгу Эрнеста Ренана "Жизнь Иисуса" и книгу "Сын Человеческий", написанную нашим соотечественником, - трагически погибшим в 1990 году протоиреем Александром Менем, или очень личностный рассказ о нем известного французского писателя Франсуа Мориака "Жизнь Иисуса" — и все это будет рассказ о Христе. О нем рассказывают на своих полотнах великие художники, посвятившие свои картины наиболее значительным эпизодам из жизни Христа: Рождество, искушение Христа в пустыне, нагорная проповедь, последняя неделя в Иерусалиме, распятие и т.д.
Сегодня образ Иисуса принадлежит не только прошлому, но и сегодняшнему дню. Это не только евангельский Иисус, но и Христос на иконе "Спас нерукотворный" конца XII века, Христос А. Рублева, Рембрандта, А. Иванова, Н. Крамского; его образ раскрывается нам в музыке И.-С. Баха и С. Рахманинова, в книгах Ф. Достоевского и Л. Толстого, М. Булгакова и Б. Пастернака, в фильме итальянского режиссера Пазолини "Евангелие от Матфея" и рокопере "Иисус Христос - суперзвезда".
Однако нельзя забывать, что жизнь Христа проходила среди людей определенного времени, что, прежде всего, к ним он обращался в своей проповеди. Мы должны уметь представить конкретную обстановку, служившую фоном евангельских событий. Увидеть Иисуса из Назарета таким, каким видело его каждое поколение людей, живших до нас, — это самая трудная задача.
Основные направления и особенности христианской религиозной философии
Религиозная философия представляет собой совокупность различных течений и школ, конкурирующих друг с другом. Религиозная философия дает свое решение мировоззренческих вопросов, социальных и иных проблем. Главным в ней является учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует богословие, догматика, идеи Священного писания и основы вероучения.
Прежде чем перейти к изложению особенностей главных направлений в христианстве как религии, попытаемся хотя бы вкратце познакомиться с теми проблемами, которые рассматривает с самого начала существования христианства его философия.
Как и само христианство — его философия также имеет свои различия. Православная философия впервые получила широкое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснованием основных принципов вероучения.
Видным ее представителем являлся Иоанн Дамаскин (675 — 753 гг.). Свое понимание проблем он изложил в обширной работе "Источник знания", где сформулировал основополагающие установки о том, что философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм и христианских принципов.
В последующие века в византийской, а после принятия христианства и в русской христианской философии разрабатываются различные проблемы христианской жизни и отношения к действительности. Православная философская мысль подарила миру целое созвездие выдающихся имен. Среди них можно назвать Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335 — ок. 394 гг.), Григория Паламу (1296- 1359 гг.) и наших соотечественников — Сергия Радонежского (1314-1396 гг.), Нила Сорского (ок. 1433-1508 гг.), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515 гг.).
Позже, в конце XVIII — начале XIX веков формируется так называемая академическая философия (ее представители были преподавателями духовных академий России). Общей задачей православной философии становится формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания Бога.
Конец XIX — начало XX вв. стало "серебряным веком" русской религиозной философии. Это был значительный и важный этап в разработке основополагающих христианских философских концепций нового времени. Начало было положено трудами философа-мистика, богослова и поэта В.С. Соловьева (1853—1900 гг.), который разработал философскую теорию, получившую название "философии всеединства".
Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной философии был С.Н. Булгаков (1871—1944 гг.), в центре религиозной философии которого было учение о Софии. Благодаря божественной премудрости, "софийности" — все разрозненное в обществе и мире приобретает целостность, бого-человеческий характер.
Одним из видных представителей религиозной философии в России XX века был Н.А. Бердяев (1874- 1948 гг.). В его разработках вопросов христианской философской мысли прослеживается попытка приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития общества.
В католической философии можно выделить две тенденции: одна из них — это тяготение к иррационализму и мистике. Выразителем этого направления стал Аврелий Августин (354 — 430 гг.). Главное в его трудах - это учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. В своей книге "О граде Божием" историю человечества он излагает как борьбу двух враждебных сил — царства приверженцев всего земного и царства Божия. Царство Божие — это римская католическая церковь.
Второе направление — рационалистическая традиция, которую начал развивать Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.). Это был первый учитель церкви, "князь философии". В 1879 году он признан официальным католическим религиозным философом. Все мироздание рассматривается Фомой как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Выбранные из его философии 24 тезиса были 24 июля 1924 определены церковью года как истинное учение.
В отличие от традиционных взглядов, совершенно по-новому решает эти проблемы видный ученый и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955 гг.). Он считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. В мире постоянно происходит эволюция. Человек занимает в процессе эволюции исключительное место в мироздании, потому что на этом возникает высшая форма в развитии мира — мысль, сознание, духовность.
Протестантская религиозная философия наиболее молодая. Ее основы разработаны М. Лютером (1483— 1546 гг.) и Ж. Кальвином (1509— 1564 гг.). В центре их религиозных представлений проблема спасения грешников. Человек грешен, потому что он отошел от Бога. Божий глас в душе это собственная совесть. В одном из своих писем М. Лютер писал: "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать". Тем самым, по мнению Лютера, верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.
Кальвин развил систему протестантских представлений, в основу которых положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом Завете, является единственным источником христианской истины. Христианская религиозная философия, несмотря на многие трудности, находится в развитии. Она пытается рассматривать и по-своему решать многие социальные и другие проблемы современного общества.
Список литературы:
1. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. - Chicago, 1990.
2. Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983 г.
4. Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М. Изд. политической литературы. 1991.