Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа
1. Культура как предмет философского анализа.
2. Глобальные проблемы современности
3.конкретный пример из переодической печати по любому из контрольных вопросов;анализ этого примера.
1. Культура как предмет философского анализа. Культура выступает уникальной характеристикой
человеческой жизнедеятельности и потому
необычайно разнообразна в своих конкретных
проявлениях. Мир человека – это мир культуры.
В своем первоначальном значении культура
противостоит природному началу и означает
все то, что отличает человека от природы,
отличает искусственный мир от естественного.
Это мир, от начала и до конца создаваемый
самим человеком. В этом смысле мир культуры
противостоит и миру природному, и миру
божественному. В этом же предельно широком
смысле культура включает в себя все накопленные
людьми материальные и духовные ценности
и способы их приумножения и трансляции.
В настоящее время под культурой понимают:
1) способности субъектов (людей, общностей,
институтов, обществ); 2) деятельность субъектов,
в которой эти способности проявляются;
3) созданную людьми (субъектами) «вторую
природу», являющуюся совокупностью материальных
и духовных ценностей, и отношения между
ними.
Субъектом культуры является человек,
социальная общность, социальный институт,
народ как носитель определенного сознания,
культурных способностей духовного и
практического освоения действительности.
Это присущие субъектам, генетически не
наследуемые совокупности средств, способов,
форм, образцов взаимодействия с социальной
средой.
Культуру также определяют как характерный
для данного социального субъекта (индивида,
социальной общности, социального института,
социальной организации, народа) образ
мыслей и образ действий, в которых реализуются
ценности, убеждения, образцы и нормы поведения,
типичные для данных социальных субъектов.
Таким образом, культура есть единство
психологии, сознания, поведения и знаковых
средств.
Любой исторический тип культуры в своей
конкретности представляет неразрывное
единство двух составляющих – актуальной
культуры и культуры накопленной, или
культурной памяти. Под актуальной культурой
понимается та часть культуры, которая
непосредственно функционирует в данном
обществе и выражается в повседневных
проявлениях – культуре труда, быта, поведения,
образе жизни. Культурная память представляет
собой определенную культурную деятельность,
которая непосредственно не участвует
в воспроизводстве общественной жизни.
В течение многих столетий слово «культура»
соотносилось с отдельными людьми и им
выражались образованность, воспитанность,
высокая нравственность индивида. Начиная
с эпохи Возрождения «культура» становится,
наряду с исконным своим значением – формированием
культурного человека – также и словом,
охватывающим разные области человеческой
духовной деятельности: науку, искусство,
философию, религию. С XVIII века оно уже
вошло в обиход социальной мысли для анализа
широкой сферы социальной реальности.
В XIX веке в марксизме под культурой стала
пониматься совокупность духовных и предметных
образований, т.е. духовная и материальная
культура общества. Культура в марксизме
– совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных и создаваемых человечеством
в процессе общественно-исторической
практики и характеризующих исторически
достигнутую ступень в развитии общества.
В более узком смысле принято говорить
о материальной (техника, производственный
опыт, материальные ценности) и духовной
культуре (наука, религия, искусство, литература,
философия, мораль). В западноевропейской
научной литературе XX столетия довольно
часты употребления термина «культура»
как нечто противоположного «цивилизации»:
культура есть явление духовное, творческое,
а цивилизация – нетворческая стадия
развития общества, связанная преимущественно
с бездуховной техникой.
Анализируя различные определения понятия
«культуры», мы видим в некоторых из них
указание на то, что культура предстает
в двух видах. Есть культура духовная,
и есть культура материальная, вещественно-субстратная.
Концепция, ограничивающая культуру только
ее духовным аспектом и противопоставляющая
культуру машинной, бездуховной цивилизации,
оказывается ущербной и несостоятельной,
поскольку та же машина всегда основывается
на каком-то научном знании, идее и идеале.
Но и духовные образования имеют в качестве
своих носителей и средств исполнения
вещественно-субстратные компоненты.
Духовная культура и материальная культура
есть лишь две стороны одной и той же культуры.
Без одной из этих сторон нет вообще культуры.
Культура как система культурных феноменов
выполняет ряд важных функций: ценностно-гуманистическую
(направленную на производство духовных
ценностей, на формирование гуманных качеств
человека и общественной системы); информативную
(она выступает средством постижения объектов
действительности, средством освоения
культуры других народов); нормативную
(культура создает собственные культурные
нормы и распространяет их влияние на
все стороны жизни и деятельности человека);
аккумулятивную (сохранение и накопление
социального опыта, укрепление и развитие
традиций); коммуникативную (культура
как средство взаимопонимания и средство
осуществления коммуникации).
Типы и виды культуры.
Материальная и духовная
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.
Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Канадский социолог и культуролог Герберт Маклюэн выдвинул идею, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. И Маклюэн предлагает свою типологию: дописъменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры Современная западная историческая социология. М., 1989..
В дописьменном обществе (культуре) человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Восприятие мира и все формы общения здесь основаны на слухе и других органах чувств. Человек еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира -- синкретическое. Особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти. Поэтому дописьменная культура придает большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, она ориентирована на материальные предметы и вещи, потому что вещи помогают сохранить приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средством общения и передачи информации здесь служит язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры.
Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, поскольку стимулирует развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Кроме того, письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.
Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы». Не слух и осязание, а зрение стало теперь определять образ мира. С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к знаниям, окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего стало развитие техники и промышленные революции.
Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Развитие экранной техники усилило значение осязания и слуха в общении с себе подобными. Электронные средства вновь возвращают культуру к первобытной устной традиции. Однако между ними есть и принципиальное отличие -- в информационной культуре установлена глобальная коммуникативная сеть, что позволяет человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она зримо облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.
Другой вариант современной типологии культур -- деление их на традиционные и современные (модернизированные) Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. -- М.: Эксмо, 2007..
Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью, другие культуры в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми здесь строятся на основе принципов солидаризма -- благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива. Интересы индивида здесь подчиняются интересам общества, что порождает низкую степень развития личностного начала. Отсюда важнейшим моральным регулятором поведения члена племени выступает чувство стыда, а не вины. Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд -- озабоченностью тем, как будут оценены его поступки другими людьми -- членами его общины.
Здесь бережно сохраняются традиции как основные регуляторы общественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация как социокультурных, так и экономических структур и отношений в общине, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. Таким образом, можно назвать одну характерную черту традиционных культур -- их эгалитаризм, т.е. убеждение, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо от личного трудового вклада. Отсюда -- отсутствие мотивации для увеличения производства.
Становление модернизированной культуры
начинается в XVI в. и характеризует
современное состояние
Наконец, еще один современный вариант типологии -- разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в обществе. Этот методологический принцип позволяет различать два типа культур -- восточный и западный.
Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культурах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включаются и природа и история. Поэтому на Востоке популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с природой. При этом доминирует убеждение, что если индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монарха, деспота.
Западный тип культуры создает
научно-технические
Вопрос о культурной принадлежности России к Востоку или Западу всегда стоит отдельно. Срединное положение России между Европой и Азией считают основной причиной сочетания в русской культуре признаков как восточной, так и западной цивилизаций. Специфическое географическое положение России позволяет говорить о ее особом историческом пути и особой миссии в истории и культуре человечества, признавать факт исключительности русской культуры. Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим свойством
Существует еще одно разделение культуры: на массовую и элитарную. Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами собой. Элитарность - категория исторически подвижная: так, например, музыка Бетховена, романы Тургенева, живопись Пикассо, доктрина марксизма, теория Фрейда и пр. в свое время были, безусловно, элитарны, но с развитием общей культуры народа, под влиянием пропаганды, под действием системы образования и т.п. постепенно во многом свою элитарность утратили. Элитарность культуры имеет свои сильные и слабые стороны. Главное позитивное свойство элитарности - это обеспечение прогрессивного развития культуры, создание новых культурных ценностей, а следовательно, расширение культурного диапазона национальной и мировой культуры. Далее, элитарность поддерживает интеллектуальный уровень культуры, выполняя в обществе роль культурного лидера. Практически ни одна общественная культура не может обойтись без интеллектуальной верхушки: при отсутствии таковой общество захлестнет волна массовой культуры.
Массовая культура - это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали. В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации Шагинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. - М., 2000. .