Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание

1. Культура как предмет философского анализа.
2. Глобальные проблемы современности
3.конкретный пример из переодической печати по любому из контрольных вопросов;анализ этого примера.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993.. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

В заключение следует подчеркнуть, что культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

Список использованной литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1993.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

4. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

5. Садохин А.П. Культурология:  теория и история культуры: Учебное пособие. -- М.: Эксмо, 2007.

6. Современная западная историческая  социология. М., 1989.

7. Спиркин А.Г. Философия: учебник  / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008.

8. Философия в вопросах и ответах:  Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл. ХХV, XXVI.

9. Философия культуры. Становление  и развитие. СПб., 1998.

10. Франк С.Л. Духовные основы  общества. М., 1992.

11. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. - М., 2000.

ли и жизни -- этой центрирующей силой, живой душой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

2. Глобальные проблемы современности

Люди всегда мечтают жить в обществе, свободном от социальных и политических опасностей - войн, кровавых конфликтов, бедности и нищеты, голода, рабского подчинения. Опасность связывается в нашем сознании с явной угрозой причинения того или иного вреда, ущерба либо по причине сознательного намерения, либо в силу несознательных, стихийно складывающихся и независящих от нас обстоятельств. Люди стремятся жить в безопасном обществе. Потребности в безопасности относятся к числу первостепенных и по мере развития общества становятся более масштабными и многообразными. В глубокой древности они сводились к созданию систем противодействия военным опасностям, поддержания общественного порядка, охраны власти, борьбы со стихийными бедствиями. В середине XX в. понимание безопасности усложнилось, выделяются как относительно самостоятельные - экономическая, экологическая, информационная безопасности. Если военная безопасность обеспечивает территориальную неприкосновенность и целостность, свободу и независимость государства, экономическая безопасность - развитие хозяйственного механизма, экологическая безопасность - сохранения природы, то социальная безопасность служит защите человека, людей как высшей ценности любой страны. Стремление к безопасности явилось одной из причин формирования специальных институтов (армии, полиции, службы охраны от стихийных бедствий и т. п.), ряда международных организации (включая ООН), призванных предохранять народы от войны.

В XX в. здоровье, благополучие, свободы  и права людей, а также функционирование систем их жизнеобеспечения стали более  уязвимыми со стороны политики, экономики, военных событий. [2; с.270-271]

В современных условиях в центре внимания международных отношений находятся глобальные проблемы человечества. Они представляют собой углубление и обострение ранее существовавших противоречий в системе отношений «человек - общество - природа». Специфика этих противоречий ныне состоит в том, что они захватили все регионы мира и приобрели глобальный характер. Решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества.

В политической литературе выделяются три группы глобальных проблем. Первая - включает суперглобальные проблемы, затрагивающие основы существования и дальнейшую судьбу всего человечества. Речь идеи прежде всего о предотвращении мировой ракетно-ядерной войны, установлении нового международного порядка, построенного на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, о развитии экономической интеграции.

Вторая группа охватывает общечеловеческие, или субглобальные, проблемы. Они  связаны с противоречиями социокультурного, гуманитарного порядка, требующими дальнейшей демократизации международных  отношений К ним относятся: проблема ликвидации эксплуатации, нищеты, голода; проблема повышения уровня и качества жизни; проблемы охраны здоровья, совершенствования системы образования; проблема соблюдения прав и свобод каждого человека.

Третья группа глобальных проблем  представлена общепланетарными, или ресурсными, проблемами. Они связаны с необходимостью оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений человека к природе. Это прежде всего экологическая проблема, демографическая, энергетическая, проблема использования космоса и т.д.

Ведущее место в деятельности ООН  занимает проблема предотвращения войны, обеспечение мира и безопасности. До настоящего времени мир во многих частях земного шара остается неустойчивым и взрывоопасным. Имеют место  бессмысленные гражданские войны, жертвами терроризма становятся ни в чем неповинные люди. Мировое сообщество считает, что к цели обеспечения международного мира и безопасности сегодня нужно идти по двум взаимодополняющим направлениям: обеспечивать безопасное физическое существование людей, где победа означает их освобождение от страха, и на социально-экономическом направлении, где победа означает освобождение человека от нужды.

Между тем в последние годы обозначился  кризис в усилиях мирового сообщества по уменьшению опасности ядерного уничтожения человечества. Индия и Пакистан, не подписавшие Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1963) и Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), в 1998 г. провели подземные ядерные испытания. Последние события стали для всего мира суровым напоминанием о том, что проблему нераспространения ядерного оружия нельзя считать окончательно решенной. Увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием, представляет серьезную угрозу миру и безопасности всего человечества. Благодаря научно-техническому прогрессу общество не только повышает свой уровень жизни. Оно создало такое количество смертоносного ядерного (и не только ядерного) оружия, 12% которого в ходе его применения способно уничтожить все живое на Земле. На вооружение ежегодно расходуется свыше триллиона долларов, и это в условиях, когда человечеству (по данным доклада Римскому клубу) уже в начале XXI в. грозит голод. [4; с.318]

Не менее опасным для безопасности и здоровья людей остается химическое и биологическое оружие. Ряд государств уже отказалось от разработки и применения химического оружия. Тем не менее остается фактом, что некоторые государства тайно разрабатывают и накапливают оружие массового уничтожения. Мировое сообщество прилагает все усилия к тому, чтобы своевременно выявлять такие государства и осуществлять превентивные действия для предотвращения угрозы миру.

В борьбе за мир и безопасность необходимо также принимать активные меры по пресечению незаконного распространения  стрелкового оружия среди гражданского населения в различных регионах мира. По имеющимся данным, 90 процентов убитых и раненых в результате применения легких вооружений - это мирные жители, большинство из которых составляют женщины и дети.

В целях укрепления мирного процесса и обеспечения его необратимости Организация Объединенных Наций продолжает в этом направлении активную работу. В составе миссий, развернутых по всему миру под флагом ООН, насчитывается ныне около 14 500 военнослужащих и полицейских. В 1998 г. шесть таких операций проводились в Европе, четыре - на Ближнем Востоке, четыре - в Африке, две - в Азии и одна - на американском континенте. Деятельность ООН по поддержанию мира продолжает совершенствоваться с тем, чтобы в максимальной мере удовлетворять изменяющимся потребностям и конкретным ситуациям.

Постконфликтное миростроительство  предполагает осуществление комплексных  и скоординированных действий мирового сообщества, направленных на устранение прежде всего коренных причин насилия - будь то политические, правовые, институциональные, военные, гуманитарные, экономические, культурные или демографические. Своевременное устранение этих причин создает основы для установления стабильного мира и безопасности. Постконфликтное миростроительство можно рассматривать как долгосрочную стратегию предотвращения конфликтов и кризисов в различных регионах мира.

Следующая острейшая проблема, которая  стоит перед всем человечеством, — это искоренение нищеты. Достаточно сказать, что в настоящее время  пятая часть населения мира имеет  доход один доллар в день. Нищета является одной из причин голода, низкой продолжительности жизни, неграмотности, духовной скудости. Все это, в свою очередь, обусловливает и увековечивает нищету из поколения в поколение. В некоторых районах развивающегося мира нищета кажется неискоренимой. Эти суровые реальности сохраняются до сих пор, несмотря на то, что последние полвека были одним из самых длительных периодов экономического роста в истории человечества.

В то же время объем внешней помощи развивающимся странам на протяжении всего текущего десятилетия неуклонно снижался и составляет сейчас 0,22 % ВВП промышленно развитых стран мира и лишь 0,19 % ВВП группы семи крупнейших промышленно развитых стран, в которую входят наиболее богатые из них. Кроме того, страны-доноры все чаще резервируют выделяемую помощь для определенных целей, и при этом нет никаких гарантий того, что их преференции в этом плане отвечают потребностям получателей.

Общий объем помощи на цели развития, предоставляемой ООН, относительно невелик и составляет 5,5 млрд долларов США в год. Однако, несмотря на ограниченность своих ресурсов, ООН как один из институтов системы развития считает искоренение нищеты одной из своих центральных задач, затрагивающей все направления ее деятельности. Ее всеобъемлющий мандат, охватывающий экономическую, социальную и политическуюсферы, позволяет ей разрабатывать и внедрять межсекторальные подходы к сотрудничеству в интересах развития, увязывать предоставление чрезвычайной помощи с решением более долгосрочных задач развития и обеспечивать, чтобы мирные процессы и усилия по достижению внутриполитического примирения подкреплялись поступательным движением по пути развития и, в свою очередь, дополняли такое поступательное  движение.   Кроме  того,  многообразность институциональных функций Организации позволяет ей последовательно заниматься всем спектром вопросов сотрудничества в интересах развития - от нормотворчества до проведения анализа, выработки политики и осуществления оперативной деятельности.

Группа ООН по вопросам развития, объединяющая в своем составе Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Мировую продовольственную программу (МПП) и другие соответствующие оперативные подразделения, содействует совместной разработке политики и принятию решений по вопросам, касающимся сотрудничества в целях развития. Новые управленческие инструменты повышают эффективность сотрудничества и степень согласованности процедур. Пожалуй, наиболее существенной новацией в последние годы стало создание Рамочных программ ООН по оказанию помощи конкретным странам в целях развития. Эти программы, разрабатываемые на совместной основе страновыми группами под руководством координатора-резидента ООН, дают новый стратегический подход к достижению общемировых целей и национальных приоритетов в области развития, а также к рассмотрению на комплексной основе многочисленных аспектов проблемы искоренения нищеты. Группа ООН по вопросам развития изучает возможность сочетания Рамочных программ по оказанию помощи нуждающимся странам с помощью, оказываемой Всемирным банком. В настоящее время Рамочные программы уже апробируются в 18 странах мира, анализируются и обобщаются результаты их действия.

Среди важнейших глобальных проблем, решением которых постоянно занимается мировое сообщество, находится и состояние экологии планеты. Дальнейшее бесконтрольное вмешательство человека в природу в ходе научно-технического прогресса может привести к разрушению озонового сдоя, глобальному потеплению, уменьшению биологического разнообразия на Земле и т.д. Все это представляет серьезную угрозу нормальной жизнедеятельности всего человечества.

Международное сотрудничество в рамках ООН и в других международных  организациях призвано остановить потенциально вредное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. Центральное место в этих усилиях отводится Комиссии по устойчивому развитию и утвержденной Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП, 1972).

В последние годы особое внимание Комиссия уделяла роли промышленности в выработке стратегий устойчивого развития. Беспрецедентным в истории Организации Объединенных Наций стал организованный Комиссией равноправный диалог в отношении стратегий между правительствами, частным сектором, профсоюзами и организациями гражданского общества. В результате достигнута договоренность о том, чтобы провести с участием самых разных заинтересованных сторон обзор добровольных инициатив, направленных на поощрение экологически и социально ответственных методов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Такие встречи будут проводиться в ходе сессий Комиссии на регулярной основе.

На специальной сессии "Рио + 5" (1997) Генеральная Ассамблея рассмотрела  исследование, в котором содержалось  предупреждение о том, что если не будут приняты превентивные меры, две трети населения планеты могут к 2025 году испытывать нехватку питьевой воды и проблемы с качеством воды. В 1998 г. была проведена серия международных совещаний, на которых предпринимались попытки выработать правильную политику в этой области. На другом направлении под эгидой Комиссии работает Межправительственный форум по лесам. Он утвердил на своей первой сессии (сентябрь, 1997) трёхгодичную программу работы, в которой намечено рассмотрение возможного документа, имеющего обязательную силу и предусматривающего устойчивое освоение лесов и их ресурсов.

Всемирная метеорологическая организация  и ЮНЕП совместно подготовили  обновленную научную оценку разрушения озона. В этом документе отмечается, что если будет целиком выполнен Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, то к середине следующего столетия может произойти полное восстановление защитного озонового слоя Земли. В оценке также указывается, что совокупное содержание всех озоноразрушающих соединений в тропосфере достигло пика в 1994 г., а сейчас медленно сокращается. Как и предыдущее исследование, проведенное в 1994 г., эта оценка дает научный консенсус, необходимый для того, чтобы направлять международное сотрудничество в целях постепенного исключения использования веществ, разрушающих озоновый слой.

ООН добилась также значительного  прогресса в разработке двух новых  международных правовых документов, призванных обеспечить безопасное обращение  с опасными химическими веществами, подверженными трансграничному переносу. Первый касается стойких органических загрязняющих веществ, которые накапливаются в живых организмах и могут вызвать раковое заболевание, нарушения репродуктивной системы, повреждения центральной и периферической нервной системы, сбои иммунной системы, а также отклонения в развитии детей.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"