Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:26, контрольная работа
1.Место и роль философии в культуре.
2. Психоаналитическая философия.
3. Современные представления об уровнях организации материи.
4. Предмет гносеологии.
5. Смысл проблемы сознания.
6. Насилие и не насилие в истории культуры.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
экономика
философия
Выполнила: Бекташева Л.Д
Студентка ___1_ курса
_______2____ семестр
_Ташкент____________, 2012__
1.Место и роль философии в культуре.
Понятие «философия» так или иначе можно связать с понятием «культура», и связь эта будет самой прочной. Можно сказать, что философия – это живая душа культуры, своеобразная квинтэссенция той или ино й эпохи. Действительно, между этими двумя понятиями существует глубочайшая связь, так как эти понятия характеризуют такую сферу жизнедеятельности, которая присуща исключительно человеку – сферу мировоззрения и миропонимания. Однако, понятие «культура» гораздо шире понятия «философия», ибо в сферу культуры входит большее количество составляющих, например, политика, религия, наука, мифология, искусство и так далее. Культура – это ценностно-смысловое ядро цивилизации, это искусственный мир, созданный человеком и создающий его самого. Таким образом, культура – это не только прямой результат практической и духовной деятельности человека, но и непосредственно сама эта деятельность.
Сама по себе культура иерархична. Внутри нее существует строгий порядок ценностей, на основании которых одни ее феномены стоят в этой своеобразной «табели о рангах» выше, другие – ниже. Культура отражает в себе специфику бытия человека, это то, что отличает его от животного.
Что же касается философии, то она входит в сферу духовной культуры человека. Само слово философия берет свое происхождение от древнегреческого слова и может быть буквально переведено как «любовь к мудрости». В обыденной жизни в понятие «философия» вкладывается несколько иной смысл, например, иногда под философией понимают некое отношение к определенному виду деятельности, или понимают нечто глубокое, вечное и серьезное. Но философию необходимо отличать от здравого смысла. На жизненно-практическом уровне философия формируется стихийно и зависит от индивидуального опыта того или иного человека, но рационально-теоретическое ядро философии формируется сознательно. Философия антропоцентрична, ее интересует проблема взаимоотношения системы «человек-мир» и «человек-человек».
Так или иначе, философия – это невероятно сложная сфера духовной деятельности человека, и она далека от материальной сферы, от практической пользы. Еще Аристотель отмечал тот факт, что несерьезно надеяться на то, что философия способна быстро приносить плоды. Та или иная философская концепция может и не найти отклик в той эпохе, в которую творил мыслитель, это может произойти гораздо позднее. И невозможно предсказать, какое влияние это окажет на культуру человечества.
Философия зарождается тогда и только тогда, когда появляется человек, который освободился от решения насущных проблем повседневности. Философия – удел свободных. Другая сторона зарождения философии – это способность человека к абстрактному мышлению, к рефлексии (способность человека отдавать отчет в очевидности своего собственного сознания). Таким образом, практически каждый человек является «немножко философом», но поистине философом можно считать такого мыслителя, который обладает «творчеством в мысли»1.
Иммануил Кант, великий немецкий философ, относил философию к естественным склонностям человеческой души. На самом деле, рано или поздно, каждый человек пытается найти ответ на «вечные» вопросы (о смысле существования, о бессмертии и так далее). Кант обобщил эти вопросы и назвал их философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться?2.
Безусловно, опираясь на характер данных вопросов, философией можно заниматься везде и всюду. Но опять-таки встает вопрос о размежевании обыденного философствования и собственно философии. Философия дистанцируется как от науки, так и от обыденного знания, потому как занятия философией требуют наличия определенных умений, знаний, ясного мышления.
Именно поэтому философию невозможно вызубрить, как, к примеру, науку химии или физики. Философские воззрения, вырабатываемые самостоятельно, несут на себе отпечаток не только эпохи, но и личности творца. Философские идеи и суждения познаются и рационально, и иррационально, посредством разумной и чувственной составляющей человека.
Именно эта особенность определяет место философии в культуре. Философия определенным образом рефлексирует над фундаментальными основаниями культуры – над знаниями и ценностями всего человечества. Именно в этой связи Гегель, великий немецкий философ определял философию как «эпоху, схваченную в мыслях»3. Философия обеспечивает передачу знаний и ценностей последующим поколениям посредством мысленных форм. Философия – это не знание о фактах, это знание о феноменах, феноменах науки, культуры, политики, морали. С одной стороны, философия связана с жизнью, с другой стороны, она пытается заглянуть за ее предел. Философия начинается с удивления, философию привлекает мир неочевидных вещей. Философия – это размышления о должном, поэтому именно она является самой чуткой хранительницей культурных идеалов человечества. Философия формирует мировоззрение человека и дает ему возможность самореализации в рамках господствующих представлений о мире.
2. Психоаналитическая философия.
Психоаналитическая философия, как новое учение, осмысливала следующий ряд вопросов: структуру бессознательного и подсознательного (иррациональные структуры) и те структуры человеческой психики, которые поддаются логическому объяснению. Одним из основных был следующий вопрос: возможно ли рассматривать психику человека как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то, выходящего за пределы сознательности, или же те процессы, которые происходят бессознательно, следует вынести за пределы психической жизни человека.
Сами принципы нового исследования человеческой психики – медицинского психоанализа были заложены З. Фрейдом, австрийским ученым. Он систематично и с научной точки зрения приступил к изучению бессознательного. По сути, это философское учение оказалось абсолютно новым и сильно повлияло на развитие гуманитарных и медицинских наук, а в особенности на философию и психологию. На данный момент очень сложно представить себе духовную культуру человека без понятия о бессознательном.
Конечно, учение психоанализа – это, прежде всего, учение о человеке. Но, с течением времени, психоанализ стал новым направлением философской антропологии и психоаналитической медицины. Фрейд, занимаясь причинами возникновения неврозов и их характером, обнаружил бессознательный слой психики человека, который до него не был изучен. С течением времени, новый метод лечения невротический состояний вырос в новое философское течение мысли.
Но Фрейд был
не первым из мыслителей, которые придерживались
иррационалистической философской мысли.
К примеру, Шопенгауэр полагал, что сознательная
деятельность человека – это всего лишь
нечто незначительное, не имеющее особого
значения для процедуры познания. Ведь
разум не способен познать суть происходящего,
а лишь явления. Похожие мысли высказывал
и Фридрих Ницше. Он полагал, как и Шопенгауэр,
что в основании мира покоится некая бессознательная
воля, которая дает начало всему сущему.
Таким образом, структура бессознательного
– это основа не только познавательных
процессов, но и всей человеческой деятельности
вообще. Это бессознательное проявляется,
к примеру, в воле любого человека к власти.
Ницше рассматривает это влечение как
бессознательный инстинкт каждого человека.
Сознание по отношению к бессознательному
вторично, и в процессе жизнедеятельности
человека может вообще исчезнуть, уступая
место автоматизму. Именно эти взгляды
так импонировали Фрейду, который поставил
идею бессознательного в центр своего
психоаналитического учения. Таким образом,
Фрейд, опираясь на предшествующий философский
опыт, показал ограниченность рационального
в человеческом существе, ссылаясь на
то, что «разум, ценнейшее и человечнейшее
из
качеств человека, сам подвержен искажающему
воздействию страстей»4.
Психическую организацию человека З. Фрейд описывает при помощи следующей модели: психика человека состоит из Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Оно (Ид) – это наиболее примитивная составляющая, под властью которой находится все первичное, все то, что полностью подчиняется принципу удовольствия и не знает никаких ограничений. Эта составляющая полностью иррациональна и не знает никаких моральных установок. Ее требования удовлетворяет следующая составляющая – Я(эго). Эта составляющая уже соотносит себя с реальностью и вырабатывает те механизмы, которые позволяют ей адаптироваться к окружающей среде. Например, она может выполнять следующий набор функций: самосохранения организма, избегание угроз и опасностей и так далее. И последняя составляющая, Сверх-Я (или супер-эго), является источником «социальных» чувств – моральных и религиозных. Она несет на себе функции контроля и наказания. Сверх-Я – это продукт индивидуального опыта и влияния общества. Для того, чтобы Я смогло избавиться от давления и напряжения, исходящего из внешней среды, оно защищается посредством различных механизмов – рационализации, вытеснения, сублимации, регрессии и так далее.
Таким образом, психоанализ
и философия связаны достаточно
тесно. Во-первых, именно философские
воззрения оказали влияние на
становление психоаналитической теории
Фрейда о культуре и человеке. Во-вторых,
представления Фрейда о психической реальности
и человеческом бытии оказывают существенное
влияние на общественное сознание. В-третьих,
можно с уверенностью сказать, что идеи
психоанализа все активнее проникают
в самые разнообразные направления современной
философии.
3. Современные
представления об уровнях
Понятие философии о материи отражает ее сущностное свойство – она должна быть в качестве объективной реальности, не зависящей от субъекта, от его представления о ней и от его сознания. Таким образом, философия, как фундаментальная наука об общих принципах бытия, направляет конкретно-научные дисциплины на познание и исследование бесконечных свойств материи, ее структуры и строения.
В основе научных представлений современности о структуре и строении материи лежит идея о системности материи, о ее сложной организации. Система – это совокупность входящих в нее элементов, которые посредством своих отношений образуют целостность. Свойства целой системы не переносимы на свойства отдельных элементов. На самом деле, практически любой объект действительности может быть рассмотрен как система. Какую бы систему мы не взяли, она не может существовать изолированно, она так или иначе взаимодействует с другими системами, вследствие чего изменяются ее свойства. Но неизменное существование системы обеспечивается некоторыми ее свойствами, которые остаются стабильными в независимости от тех изменений, которые вносятся в систему. Таким образом, система способна сохранять свою идентичность.
Любой объект материального мира уникален в своей сущности. Но все объекты, которые обладают общими признаками, можно объединить в группы, в классы объектов, которые также тесно связаны друг с другом.
С одной стороны, мир вокруг нас состоит из материи, которая имеет специфические отличия, но все-таки она имеет несколько уровней организации, которые генетически связаны: неорганический, органический (живой) и социально организованный уровни материи.
Неорганический уровень:
- субмикроэлементарный
- микроэлементарный
- ядерный
- атомарный уровни и соответствующие им поля
- молекулярный
- уровень макромира (твердые, жидкие, газообразные тела и явления)
- планетарный
- уровень звезд, галактики и систем галактик
- уровень Метагалактики
- уровень Вселенной (мир – мегамир в целом)
Данные современной
науки позволяют сделать вывод
о том, что на определенном уровне
своего развития Вселенной в некоторых
планетарных системах могут создаться
благоприятные условия для
- нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки
- клетки и одноклеточные организмы
- многоклеточные организмы
- популяции
- виды
- биоценозы
- биосфера
В свою очередь, и на органическом уровне возникают особые популяции, которые благодаря своей деятельности превращают биологический субстрат в более сложно организованную материю, а именно социально организованную, то есть материю социальную, иначе говоря, возникает человеческое общество. Итак, социальный уровень материального мира:
- человек
- семья
- производственный коллектив
- социальные группы
- классы
-государства
- союзы государств
- человечество, Макро-общество.
Мир един в своей материальности
и при этом в своих атрибутах
и проявлениях качественно