Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:26, контрольная работа

Описание

1.Место и роль философии в культуре.
2. Психоаналитическая философия.
3. Современные представления об уровнях организации материи.
4. Предмет гносеологии.
5. Смысл проблемы сознания.
6. Насилие и не насилие в истории культуры.

Работа состоит из  1 файл

контр. философия 2 семестр.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, получается, что мир  вечен, един и бесконечен. В мире все является тем или иным проявлением  движущейся материи и было ею порождено, так или иначе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               4. Предмет гносеологии.

 

Гносеология (греч. gnosis –  знание, logos – учение) – раздел философии,  занимающийся вопросами познания, способах и условиях получения истинного  знания. Это именно теория познания. Процесс познания рассматривается гносеологией с точки зрения субъект-объектных отношений, то есть отношений познающего и познаваемого. Основная гносеологическая модель анализа познания такова: она включает в себя объекта, который наделен волей и сознанием, и предмет познания, который противостоит познающему и являет собой нечто независимое от сознания и воли субъекта. Предмет познания с субъектом познания связан только познавательным отношением.

Рассуждая об основном проблемном ядре гносеологии, можно выделить следующие проблемы: проблема истины, проблема интерпретации объекта и субъекта познавательной деятельности, проблема метода познания и так далее. Для античной философии, к примеру, предмет и знание о нем представляются чем-то единым. Для философии эпохи Средневековья этот вопрос уже не является таким однозначным. Именно в это время проблематика гносеологии получает более многоаспектное развитие, оформляются основные компоненты категориального аппарата гносеологии как науки. Именно в Средневековье появляется идея о том, что познание предполагает большое количество познавательных парадигм, и сам познавательный процесс может быть смоделирован по-разному (реализм, номинализм, концептуализм).

С развитием естествознания, что повлекло за собой постановку вопроса о способах достижения истинного знания,  привело к возникновению  оппозиции “сенсуализм-рационализм” и “эмпиризм-рационализм” (17-18 вв). Также становится актуальной проблема активности субъекта в самом познавательном процессе (Юм, Беркли). Иммануил Кант настаивал на выделении субъективных оснований познания, вследствие чего была выдвинута проблема множественности оснований познания и относительности истины.

Быстрое развитие естественных наук и отказ от метафизики в центр  философского знания поставили именно  познавательное отношение к миру.

Вопросы гносеологии  становятся наиболее существенными  и для неокантианства и позитивизма. Классическая гносеология связывает  познавательную деятельность с «изолированным субъектом».

То есть, сознание познающего субъекта является, по сути, последним источником достоверности. То есть, знание об объективной действительности не может быть объективным принципиально, так как оно ограничено рамками индивидуального сознания. Такой подход не допускает возможности возникновения и получения истинного знания и ведет к субъективизму. 

 

Критика оснований классической философии, начавшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся до сих пор, привела к трансформации традиционных представлений гносеологии. Современные исследования процесса познания, которые фиксируют ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных иные основания: предметная деятельность (“практика”), культурная норма (“парадигма”), язык. Таким образом, традиционная гносеологическая проблематика включается в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

                                5. Смысл проблемы сознания.

Понятие о сознании берет  свое начало от Декарта, который определял его как внутреннее пространство личности, внутренний субъективный мир. Сознание является высшим проявлением психики и противостоит бессознательному. Проблема сознания включает в себя много различных аспектов. Во-первых, вопрос об отличии сознания от других видов деятельности. Сознание невозможно воспринять непосредственно, на него невозможно подействовать материальными силами, оно не подчиняется принципам детерминизма, он не вещественно и не имеет пространственных характеристик. Во-вторых, проблема непосредственного существования сознания и проблема чужого сознания. Существование сознания проблематично, но сам акт сомнения уже есть акт сознания. Но вот сознание других людей действительно непроницаемо, а выводы о существовании сознания у другого мы можем сделать лишь на основании антропного единства.

В-третьих, не имеет единого  решения вопрос о происхождении  сознания. До 18 века этот вопрос решался  умозрительно, а, начиная с 18 века, появляются первые научные теории, позволяющие  подвести под решение этой проблемы научные обоснования.  Несмотря на множество подходов к возникновению сознания (материалистические, идеалистические, натуралистические, информационные, функциональные, сведение сознания к высшей нервной деятельности, моделирование сознания), мы все равно не знаем, как сознание зарождается в отдельном человеке. В-четвертых, представляется интересной проблема объективного, интерсубъективного и субъективного в сознании.  Говорить, что сознание – это сфера субъективного, неправильно. Сознание объективно, так как факт существования сознания не зависит от сознания, содержание нашего собственного сознания отчасти нам навязано объективной реальностью. Интерсубъективность в сознании – это то, что складывается в промежутках между сознанием, некое культурно-осмысленное поле и проявляется как сходство способностей, целей, эмоций и оценок. В-пятых, очень интересны и не однозначны вопросы о врожденном  и приобретенном в сознании, о социально-культурной обусловленности сознания, об общем и индивидуальном в сознании, о сознательном и бессознательном, о самосознании,  о взаимоотношениях сознания и языка.

 

 

 

 

                    6. Насилие и не насилие в истории культуры.

 

Многие представители  этической мысли полагают, что  личность человека, по своей сути, является ни доброй, ни злой. То есть, природа человека заранее не определена, человек всегда может выбрать между добром и злом.

Вообще, история развития человечества напоминает во многом летопись насилия. Войны, порабощение, колонизация… Однако, со временем, к людям стало приходить понимание того, что насилием нельзя избавиться от насилия, а отвечая злом на зло, добра не добьешься. Такие воззрения складывались еще во времена древних цивилизаций, и впервые были высказаны в религиозных представлениях Востока, таких как буддизм, индуизм, даосизм. Освобождение человека они видели в отказе от эгоизма, насилия и причинении вреда живому (ахимса). Именно в этом воззрении отражена глубокая идея о единстве всех живых существ и неотделимости человека от природы.

В Ветхом Завете насилие также рассматривается с отрицательной стороны. Израильский народ осуждал агрессивные проявления извне и призывал отказаться от ответных агрессивных действий. Несмотря на то, что во многих культурах того времени действовал принцип талиона и звучал он так: «Око за око, зуб за зуб!».

Очень интересной и необычной  оказывается позиция известного политического деятеля Махатмы  Ганди. Он был предводителем движения за независимость своей страны от иноземной колонизации. Несмотря на это, он не призывал своих соотечественников к войнам и революциям. Именно Ганди удалось заложить основы политики ненасилия. Именно такая политика продемонстрировала свою жизнеспособность на опыте борьбы за независимость Индии от господства англичан. Англии пришлось предоставить Индии свободу. Именно такая политика представляется наиболее эффективной как на современном этапе развития человечества, так и в будущем. То есть, высшая форма борьбы с насилием – это ненасилие. Что же может заставить человека выбрать ненасилие основополагающим принципом своего бытия? Только благоговение перед жизнью, перед всеми ее формами.

 

 

 

 

 

                         Общество как совокупность отношений.

Общество – есть некое  единое целое, которое состоит из людей, связанных самой различной  степенью общности. Их общность совместна, и возможно это лишь на весьма высоком уровне развития людей. Исторически, обществу предшествовало сообщество, которое было характерно для первобытного уровня организации людей.

Человеческое общество – это высший уровень развития самой высокоорганизованной материи объективного мира – социальной материи. Главные элементы этой системы, системы общественных отношений – люди, их деятельность, собственность, политика и власть, различные институты и духовная сфера. Общество – это самоорганизованная система взаимоотношений человека и человека, человека и природа, человека и Космоса.

Человеческое общество в целом включает в себя всех людей, не разделяемых по различным принципам: территориальным, экономическим, культурным, трудовым и так далее.

Общество – это  люди прошлого, настоящего и будущего, то есть все человечество в его истории и перспективе. Люди объединяются в системы помимо своей воли, это происходит только потому, что человек, входя в мир, добровольно входит в систему, в систему общества и общественных связей, который сложились до его появления и будут существовать после его исчезновения.

На какой бы ступени  своего развития общество не находилось, оно – сложное, многостороннее образование  и разветвленной структурой отношений  и связей людей. Но жизнь общества ни в коем случае не исчерпывается жизнями входящих в него членов. Обществом движут и другие силы, которые в свою очередь также создаются человеком: политика, право, техника, язык и так далее. Общество – это специфическая система, состоящая из расчлененных структурных единиц, но по сути своей, целостная. Развитие общества находится под влиянием различных законов и претерпевает непрерывные изменения, постоянно развиваясь. Общество – это сложный, но единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность характерных для данного строя взаимосвязей. Сущность человеческого общества образуют производство и складывающиеся на его основе производственные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфер жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

     

 

        8. Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.

Учитывая те глобальные процессы, которые на сегодняшний день происходят в мире и затрагивают каждую нацию и каждое государство, можно смело говорить о том, что каждое человеческое объединение находится под влиянием этих глобальных процессов. Какие-то объединения поглощают, а какие-то поглощаются. Пока сложно сказать, можно ли назвать современный мир «глобальной деревней», но факт того, что все мы начинаем жить по приблизительно одинаковым стандартам, отрицать нельзя. Что же касается культурных особенностей, то, скорее всего, если мир будет развиваться по установившейся тенденции, мы будем наблюдать упадок локальных культур и торжество единой культуры всего человечества. Итак, мир глобален по своей сути, и проблемы одного государства или нации становятся общими проблемами. То есть, мы наблюдаем глобализацию проблем человечества. Глобальные проблемы – это целый комплекс самых острых социоприродных конфликтов, которые затрагивают все человечество в целом.

 

 

  Классификация глобальных проблем такова (И. Т. Фролов, В. В. Загладин):

 

            1. В эту группу входят проблемы, которые связаны с взаимоотношениями крупных социальных общностей человечества, то есть государств. Это так называемые интерсоциальные проблемы. К числу этих проблем можно отнести следующие: проблема обеспечения мирного существования и сосуществования, установление экономической справедливости.

  

 

 

2. Во вторую группу входят проблемы, касающиеся взаимоотношений системы «человек-природа». Антропогенное воздействие на природу все усиливается, ресурсы истощаются, но не возобновляются. Очень проблематичным кажется обеспечение человечества в будущем пресной водой, полезными ископаемыми, топливом, чистым воздухом и так далее.

Кроме того, в эту группу проблем входят вопросы относительно человеческого вмешательства в окружающую среду, об ограничении и разумности этого вмешательства.

 

  1. И третья группа проблем касается вопросов относительно взаимоотношений человека и общества как таковых. Эти проблемы касаются каждого человека лично, здесь звучит вопрос о том, способно ли общество на современном этапе развития предоставить своим членам возможности для развития и самосовершенствования.

 
 
 
 
           9. Антропосоциогенез – это постепенный, исторически обусловленный процесс перехода биологического уровня развития материи к социально организованному уровню. Этот процесс связан с превращением человека из животного и формированием человеческого общества из примитивного животного. Формирование человека – это, прежде всего, формирование его как общественного существа (социогенез). Процессы социогенеза и антропосоциогенеза совпадают по времени.

 

 

10. Натурализм – это одно из философских направлений, которое рассматривает природу («натуру»)  как фундаментальный и универсальный способ трактовки и исследования всего сущего. То есть природа объясняется благодаря самой себе, без отсылок к трансцендентному началу и антропоморфизму. Природа самодостаточна и для своего понимания не нуждается в чем-то еще, кроме самой себя.

 

 

 

                      

 

                   

 

 

 

 

                    Список используемой литературы:

 1. Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Собр. соч. в 2-х томах. М., 1993. {1}

 2. Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.{2}

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"