Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:01, контрольная работа
2.Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным ти-пами сознания? 5.В чем специфика искусства как формы общественного сознания?
Автономная образовательная некоммерческая организация
высшего профессионального
образования
«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
ФИЛОСОФИЯ | |
вариант: |
№1,в,2,5,8, | |
Выполнил(а) студент(ка) |
гр. 125/2 БУ |
Солдатова И.А. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Руководитель |
|
Черников М. В. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Оценка _______________
Дата _______________
Воронеж 2013
2.Каково взаимоотношение
между общественным и
Общественное сознание — в марксизме. отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознание как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.
5.В чем специфика искусства
как формы общественного
Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного сознания. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и развития общественного сознания являются и правосознание, и идеология, и мораль, и религия, и философия, и наука вообще. И, разумеется, искусство. Специфика искусства как формы общественного сознания определяется его предметом, художественно-образной формой отражения действительности и выполняемыми им функциями в обществе.
8. Что собой представляют
такие понятия в системе
Мони́зм (от древ греч μόνος— один, единственный)— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью
Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
Онтоло́гия Бытие как тема философии. Изменчивость и устойчивость бытия. Понятие материи, "первоначала", "существования" и "присутствия". Существование и структура вещи. Платоновская модель соотношения устойчивости и изменчивости бытия. Жизнь как реальность
Гносеоло́гия "Живое созерцание" или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания. Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания. Абстрактно-мысленное постижение мира, его формы и роль в познании.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Материали́зм философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное)— вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции— материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание)— являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм
Агностицизм (от греческого ágnōstos — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.
Автономная образовательная некоммерческая организация
высшего профессионального
образования
«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
ФИЛОСОФИЯ | |
вариант: |
№2,в,2,5,8,11, | |
Выполнил(а) студент(ка) |
гр. 125/2 БУ |
Солдатова И.А. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Руководитель |
|
Черников М. В. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Оценка _______________
Дата _______________
Воронеж 2013
2. Для какой формы
общественного сознания –
Магия типична не для религиозного, а для мифологического мышления. В мифологическом сознании, определяющей чертой которого является синкретичность, естественное и сверхъестественное находятся как бы в одном пространстве, они принципиально не различаются. Именно поэтому мыслима возможность «зацепить» естественными средствами сверхъестественное, принудить сверхъестественное к тому или иному типу действия. Исполнительными элементами такого принуждения в магии выступают заклинание или особой ритуал. Эти магические процедуры, будучи правильным образом исполнены, как считается, с необходимостью порождают конкретно-целевое воздействие сверхчеловеческих сил.
5. В чем заключается функциональная роль мифов для древних обществ?
Миф сам по себе не является верным отражением природной реальности, миф – это совокупность вполне фантастических представлений, на основе которых никак нельзя эффективно преобразовать окружающий мир. Но для мифологического общества задача преобразования природного мира отнюдь не является актуальной, такая задача возникает только при переходе к производящему типу хозяйства, а мифологическое общество – это стадия потребляющего хозяйства, все, необходимое для жизни, здесь находится в готовом виде. Главная задача, стоящая перед мифологическим обществом – это не производство, а обеспечение солидарности в масштабах племени. Но такую солидарность как раз и формируют мифы. Мифы для мифологического общества задают систему общественных ценностей, систему единых мировоззренческих координат, благодаря которым и обеспечивается сплоченность сообщества. При этом не очень значимо, насколько истинными являются разделяемые всеми представления, главное, чтобы они разделялись всеми. Для того чтобы быть вместе, не так важно в какую сторону мы смотрим, главное чтобы мы смотрели в одну сторону.
8. Почему религия основывается на вере, но не на разуме?
Принципиальным является понимание того, что религия основывается на вере, но не разуме. Для обоснования этого утверждения существуют два основополагающих аргумента. Первый – так как онтологический аргумент, сводится к указанию на то, что разум, будучи естественным человеческим средством, можно сказать – по определению, не в состоянии проникнуть в область сверхъестественного, не в состоянии уразуметь сверхъестественное. Как сказано, «неисповедимы пути Господни». единственным каналом,, позволяющим человеку принять откровение сверхъестественного, выступает вера, которая и становится центральным нервом религии. Второй аргумент – этический. Типичным для религии является понимание Бога как абсолютной личности, что предполагает отношение человека с Богом как отношения абсолютной любви и абсолютного доверия. Отсюда вытекает понятие религиозной веры как абсолютного доверия. Разум же, будучи всегда критическим, всегда сомневающимся, подрывает абсолютность доверия, а потому в отношениях с Богом выступает как этических неуместный.
11. Как соотносятся мифология,
религия и философия по
Философия, как и религия (в противовес мифологии) – это рефлексивные формы общественного сознания, но, в отличие от религии, в философии не предполагается как особая сфера мироздания область сверхъестественного.
Автономная образовательная некоммерческая организация
высшего профессионального
образования
«Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
ФИЛОСОФИЯ | |
вариант: |
№3,в,2,5,8,11, | |
Выполнил(а) студент(ка) |
гр. 125/2 БУ |
Солдатова И.А. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Руководитель |
|
Черников М. В. | |
(подпись) |
(ФИО) |
Оценка _______________
Дата _______________
Воронеж 2013
2. Каким образом и для чего вводит Парменид в философский оборот категорию «бытие»?
Парменид, пытаясь отыскать общее начало, общий элемент всех существующих вещей, обнаруживает, что таким общим элементом оказывается само свойство существования, то, что все существующее – «есть». Но это значит, делает вывод Парменид, что подлинно существующее, истина всех вещей – это то начало, которое проявляет себя в действии, выражаемом глаголом «есть». Чтобы поименовать это начало, надо образовать отглагольное существительное. Глагол «есть» = «быть», соответственно, отглагольное существительное – «бытие». Так Парменид вводит категорию, которой было суждено сыграть очень большую роль в истории европейской философии. Парменид также пытается определить и то, какими характеристиками обладает бытие – истина всего сущего. Он ставит вопрос следующим образом: какими свойствами обладает бытие если оно бытие? Исследуя этот вопрос, Парменид вы- страивает такое умозаключение: «что есть – то есть, чего нет – того нет; следовательно, бытие (то, что есть) – есть, а небытия (того, чего нет) – нет; но, следовательно, и перехода от бытия к небытию и, наоборот, от небытия к бытию – нет (так как нельзя перейти от того, что есть, к тому, чего нет, и наоборот); следовательно, смерти (переход от бытия к небытию) – нет, рождения (переход от небытия к бытию) – нет, движения – нет, изменения – нет, а есть только бытие, которое, таким образом, выступает как вечное, неподвижное, неизменное и самодостаточное. А все что движется, изменяется – это, согласно Пармениду, лишь мнимость, кажимость. Так Парменид противопоставляет бытие и движение, мысль (которая только и способно постичь бытие) и чувства (которые свидетельствуют о движении и изменении). Истина соотносится Парменидом только с мыслью и бытием, а чувства – это лишь обманщики человека.
5. В чем заключается общность и различие между мировоззренческими позициями софистов и Сократа?
Сократ (469–399 гг. до н.э.) релятивизму софистов противопоставил свой абсолютизм, полагая, что не все относительно, существуют абсолютные сущности – абсолютная (истинная) Красота, абсолютная (истинная) Справедливость, абсолютное (истинное) Благо и др., познание которых весьма важно для человека. Только истинное знание (знание абсолютных сущностей) дает возможность вести правильную, подлинно добродетельную жизнь, к которой по существу и стремит- ся каждый человек. По Сократу дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. Однако, знание абсолютных сущностей не дано человеку непосредственно (по этому поводу Сократ говорил: «Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю»). Задача познания абсолютных сущностей может быть решена только философией (что и делает последнюю предельно ценной для человека). Сократ разрабатывает особый философский метод познания абсолютных сущностей, на- званный им майевтикой (дословно – родовспоможение). Сократ считал себя «бес- плодным», поскольку не мог самостоятельно породить знание абсолютных сущностей, но при этом Сократ думал, что он может помочь сделать это другим – от- сюда и название метода.