Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 16:11, контрольная работа

Описание

На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека.
Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
Философия научна, эстетична, моральна.
Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его.

Работа состоит из  1 файл

Ответы по философии - копия.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

7 вопрос :

 

Гносеология Платона. 
 
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа  все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей».  
 
Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая  воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них». 
 
«Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию. 
 
Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе знания. В диалоге опровергается три несостоятельных с точки зрения Платона решения этого вопроса: 1) знание есть чувственное восприятие; 2) знание – правильное мнение; 3) знание – правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон отталкивается от учения о безусловной текучести и относительности всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить как истинное мнение, независимо от соотношения мнения истинного с мнением ложным. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его истинности, ни о его ложности. Правильное мнение вообще не определимо без чистого знания как такового. И, в-третьих, как не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может создать знания. Итак, знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

«Душа»: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой  все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

 

 

Вопрос 8  Идеальное государство Платона 

 

Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Главная задача трактата Платона о  государстве - проблема благой и совершенной  жизни общества в целом и его членов.

Совершеннейшее  благо обладает четырьмя главными доблестями:

- мудрость;

- мужество;

- благоразумие;

- справедливость.

Всеми силами он хочет  оградить свое идеальное государство  от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник - работу плотника. В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу. Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования.

 

 

Вопрос 9 Философия Аристотеля

(384—322 до н. э.) — древнегреческий  философ, «величайший мыслитель  древности». Аристотель был учеником  Платона (см.), но он отверг идеалистическую  теорию идей своего учителя,  подвергнув её суровой критике.  В этой критике уже содержится понимание теоретико-познавательных корней идеализма вообще. Платон, по мнению Аристотеля, отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратив тем самым общее (понятие) в отдельное существо; он создал особый идеальный, сверхчувственный мир наряду с миром чувственным, реальным.

Материя не может возникнуть из ничего, не может  также увеличиться или уменьшиться  в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность  возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. 

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
  • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это  сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. 

Проблема души и человека в философии  Аристотеля

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

  • растительная душа;
  • животная душа;
  • разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. 
 
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. 
 
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

 

 В основе мироздания находится неопределённый, пассивный  субстрат — «первая материя». Однако в таком виде материя существует только в абстракции; в действительности она определяется (и вечно определена) активностью самих по себе нематериальных форм. Материя - это возможность, способность вещи, идеальная форма её действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению: форма материализуется, материя формируется. Хотя формы и связываются Аристотелем с материей, тем не менее существует, по Аристотелю, одна чистая, т. е. отрешённая от материи, форма всех форм. Это мысль, разум, который «мыслит сам себя»,— это бог. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен. Вселенная, по Аристотелю, имеет форму шара с центром — Землёй, над которой движутся «сферы» с прикреплёнными к ним светилами.

 

Вопрос 10

Одной из наиболее известных школ этой эпохи  была школа, основанная последователями  кинизма. Это учение провозглашало пренебрежение и отрицание всего внешнего – начиная с физических потребностей и заканчивая наукой. Киники были убеждены, все блага приходят исключительно изнутри человека и не имеют отношения к внешнему, которое не только не способствует проявлению в человеческой жизни этих благ, но даже являет собой препятствие на пути к счастью.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) и его последователи  выдвигали несколько иные жизненные  и философские принципы, хотя в  их учении счастье также является одной из главных философских категорий. В учении Эпикура есть своя гносеология, онтология, физика, однако наиболее значимой в истории философии стала его этика. В основе этики Эпикура лежит принцип, согласно которому, удовольствие и наслаждение есть благо, но Эпикур не имеет в виду распутство, он понимает под наслаждениями, прежде всего, "отсутствие телесных страданий". Само понятие наслаждение в учении Эпикура пробрело некую интеллектуальную утонченность, и одним из компонентов такого наслаждения Эпикур считал занятия философией.

В конце VI в. до н.э., немного позже школы  Эпикура, эллинистический период античной философии ознаменовался образованием другой известной философской школы  – школы стоиков. Основателем  этой школы был Зенон. Основополагающий принцип стоиков был в следующем: счастье заключается в том, чтобы во всем следовать природе. Стоит отметить, что идеи стоицизма стали достаточно популярны в Древнем Риме. Эллинистическо-римская философия отмечена деятельностью наиболее крупных римских стоиков: Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета. В идеях мыслителей того периода почти совершенно утрачен интерес к философским проблемам, лежащим за пределами этики. А что касается самой этики, то римские стоики провозглашали идеи универсального братства людей, снисхождения, любви к своим ближним и даже к врагам.

Еще одним  известным течением, которым знаменита  эллинистическая философия, является скептицизм. Основателем скептицизма  является Пиррон (360 – 280 гг. до н.э.). Идея его учения состояла в том, что  именно философ считался, по мнению Пиррона, человеком, стремящимся к достижению счастья. Счастье заключается, прежде всего, в отсутствии страданий и полном спокойствии. По мнению скептиков, ни один способ познания нельзя определить как ложный или истинный, философское отношение к вещам заключается в воздержании от суждений об этих вещах. Достоверными являются только наши чувственные впечатления, а суждения приводят лишь к заблуждению.

Эллинистическая философия внесла некоторые изменения  в идейную направленность учений того времени, эти изменения были обусловлены, прежде всего, политическими и социально-экономическими переменами в развивавшемся обществе. Мыслители периода эллинизма основной упор делали на решение проблем человеческой морали, проблем поведения личности в обществе. Эллинистическая философия ознаменовалась революционными для того времени идеями о признании за рабами их человеческого достоинства, некоторые философы даже высказывали мысли о том, что рабы могут обладать высшими моральными качествами. В итоге развития новых философских воззрений на мир и на общество в целом, две старые школы, основанные Платоном и Аристотелем, постепенно утратили свой авторитет, и отошли на второй план.

ЭПИКУРЕИЗМ – одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателяЭпикура (ок. 341–270 до н.э.).

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.

Вопрос 11

 

НЕОПЛАТОНИЗМ —  последний этап развития античного платонизма (III—VI вв.). Основоположником неоплатонизма был Плотин, учившийся в  Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно. Лекции же самого Плотина («Эннеады») были изданы его  учеником Порфирием. Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Идеализм  Платона заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал их  противоречивым сочетанием. Учение же Плотина является  последовательной системой объективного идеализма. С точки зрения неоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими  усилиями человеческой мысли.  Убедиться в бытии Единого возможно только на путях апофатической  (отрицательной) теологии. Вместе с тем Единое уподобляется Солнцу и мыслится извечным источником эманации (истечения, излучения), посредством которой возникают все менее совершенные и общие, все  более множественные и телесные  сферы бытия. Второй ступенью  эманации становится Ум. Ум  раздваивается на объект (само Единое) и  субъект (собственно Ум), заключающий в себе совокупность платоновских идей. Третья ступень эманации — Мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичных  вещей. Результатом полного угасания творческого процесса эманации  остается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральная  противоположность ослепительному свету — Единому. Так нарисована схема любой системы объективного идеализма — «развитие вспять», от абстрактного к конкретному. Плотин и Порфирий образовали Римскую школу неоплатонизма, а в дальнейшем существовали  сирийская (Ямвлих, IV в.),  александрийская (Гипатия, Иоанн Филопон и др. V в.) и афинская (Прокл, V в.). Последняя была закрыта декретом византийского  императора Юстиниана в 529 г., что принято считать символической  датой кончины античной  философии. Неоплатонизм, обильно включавший в свои построения образы древнегреческой  мифологии, находился в сложных отношениях с христианством.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"