Контрольная работа по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Содержание

1.Типы мировоззрения…………………………………………………............3
2.Общая характеристика философии эпохи Просвещения…………............6
3.Проблема бытия в философии ХХ века…………………………………….9
4.Познание и творчество……………………………………………………...10
5.Сознание и бессознательное………………………………………..............13
6.Ценности, идеалы и святыни человека………………….............................16
7.Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых…………………………………………………………………......18
8.Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса….............19
9.Человек - это………………………………………………...........................21
10.Позитивизм - это……………………………………………………...........22
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа философия вариант №10.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

  • Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.
  • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
  • Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
    • Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.
    • В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
    • Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

Сознательное  связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение  человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и  его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

В 14 параграфе  первой главы третьей книги Топики Аристотель говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего - то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд. 

Наличие сознательного  и бессознательного в психике  усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Третий тип  бессознательных явлений - те, о которых  говорит 3. Фрейд касающихся личностного  бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные  из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов  бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ценности, идеалы и святыни человека

Человек самим  своим существованием выделен из мира. Это вынуждает человека дифференцированно  относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?". Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру.

Ценностью является для человека все, что имеет для  него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка, которая часто выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией. В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность".

Часто проблему ценностей понимают в самом общем  плане, тогда в качестве ценностей  выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.

В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате целого ряда психологических актов. Философы в отличие от теологов традиционно уделяют значительное внимание соотношению сомнения и веры. Религиозная вера обычно рассматривается как непосредственный результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании.

Кант справедливо подчеркивал, что вера не сводится к деятельности разума, о ней нельзя дать отчет исключительно на языке понятий. Вера - это эйдос. Вера есть некоторый смысл субъективного ориентирования человека в его предрасположенности к действию. Итак, вера - один из наиболее значимых феноменов духовной жизни человека.

Вера - это тот  мост, который связывает человека с миром. Это непременная характеристика личности, она требует веры в себя, веры, переходящей в уверенность в своих возможностях.

Вера как  ценностный феномен имеет свои градации, на высшей ее отметке мы находим идеал. Идеал - это признающийся максимально целостным образ (эйдос) желаемого будущего. Ясно, что содержание идеала зависит от жизненного опыта субъекта, степени его образованности, уровня культуры.

Идеал - это отнюдь не просто конкретный образ конечного  будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических  и других представлений, которые  могут быть пересмотрены. Таким образом, идеалотворчество, если оно проводится недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается в идолотворчество. Вместе с тем идеалотворчество - непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима развитая философия, современная философия.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Отличие человеческого общества от сообществ животных и насекомых

После создания Ч. Дарвином эволюционной теории, со второй половины XIX в., получила распространение трудовая теория происхождения человека и общества. Согласно этой теории, труд, начавшийся с изготовления простейших орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становится все более умелой и свободной, наряду с рукой развивается мозг человека, возникают возможность и необходимость коммуникации и межличностных отношений. Таким образом, орудийная деятельность, речь и мышление, сплочение в общность становятся решающими факторами становления человека.

Почему предки человека начали трудиться? Ведь животные в природе не испытывают в этом никакой потребности и вполне способны поддерживать свое существование. Даже тогда, когда животные осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Если выводить мышление из труда, а не труд из мышления, у нас не будет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных к целеполагающим формам труда. Но поскольку труд возник, мы получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Речь идет о возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей возможности становления человека. Животные в ряде случаев тоже осуществляют орудийную деятельность с элементами целеполагания. Однако этот опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не происходит, развития животных не наблюдается. Существенной чертой антропосоциогенеза является то, что человек изготовляет орудия труда, а не только использует удобные природные предметы, и придает изготовляемому орудию целесообразную форму. Эта форма сохраняет, аккумулирует способы деятельности с этими орудиями, и так осуществляется социальное наследование. Но из этого вытекает, что не мышление должно выводиться из труда, а наоборот - труд из мышления.

Американский  философ Л. Мамфорд критически проанализировал трудовую теорию становления человека и предложил иную концепцию антропосоциогенеза. Он обращает внимание на важный факт: способность к изготовлению орудий труда не требовала остроты ума и не создавала развитого черепно-мозгового аппарата у древних людей (судя по археологическим находкам черепов древних людей). И если бы уровня технических умений было достаточно для определения активности интеллекта, то по сравнению с бобрами и термитами, демонстрирующими технически сложные строительные способности, человек долгое время выглядел бы как неудачник. По мнению Мамфорда, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально обладал одним универсальным орудием - собственным телом, движимым умом, т. е. являлся самосовершенствующимся животным, использующим свой ум. Орудийная техника служила лишь вспомогательным средством в процессе самотрансформации, самопостроения человека.

    1. Духовно-исторические предпосылки экологического кризиса

В одном из своих стихотворений Бертольд Брехт отмечал, что люди, заявляя о своей «опытности», пилили деревья, до тех пор пока «с грохотом не полетели в бездну». В этих словах Б. Брехт довольно верно изобразил положение, в котором человечество оказалось на рубеже XX-XXI столетий. Положение это является ничем иным как экологической катастрофой, а посему, возникает вопрос: каким образом существо, давшее самому себе биологическое видовое имя Homo sapiens, оказалось вовлечено в коллективное гибельное движение к катастрофе? В первую очередь, напрашивается приблизительно такой ответ: человек, одновременно являющийся как субъектом, так и объектом экологического кризиса, скорее всего, отрекся от идеала мудрости, так как мудрость стремится к гармонии, а вовсе не к разрушению. По мнению В. Хесле, виновником экологического кризиса был сам человек, поскольку никакому иному биологическому виду не удавалось до сих пор истребить такое огромное количество других видов, тем самым необратимо изменив экологическую ситуацию на планете. Вследствие этого, стоит предположить, что ответственность за хищническое использование природы необходимо возложить именно на присущую человеку форму рациональности. При этом создаётся такое впечатление, что баланс между различными формами человеческой рациональности радикальным образом расшатывался на протяжении определённого исторического периода. Действительно, некоторые формы рациональности, в частности техническая рациональность, развиваются достаточно быстро, тогда как другие, традиционно называемые мудростью, ныне не развиваются совершенно, более того, претерпевают регресс. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"