Контрольная работа по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Аристотель - основатель логики, если точнее, так называемой, формальной логики.

Содержание

Введение
1. Логика Аристотеля
1.1 Фундамент логики
1.2 Суждение
1.3 Законы противоречия
1.4 Силлогизм
Заключение
2. Как вы понимаете основной тезис стоицизма: «Жить согласно с природой - это тоже самое, что жить согласно с добродетелью»
3. Структура доказательства
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 30.07 Кб (Скачать документ)

В онтологическом понимании закон противоречия признает одновременную присущность одной  вещи противоположностей, которые соединяются  во времени через действие.

Для закона исключения третьего, в свою очередь, достаточно, чтобы суждение и отрицание были полностью противоположны. Если же это не так, то возможно действие или  закона противоречия, или отсутствие действия законов.

Поэтому эти  законы можно классифицировать по их действию:

в суждении должно утверждаться то же, что отрицается в отрицании, и наоборот;

если в одном  суждении отрицается то же, что утверждается в другом, то они относятся как  утверждение и отрицание;

если действительно  второе, то они будут связаны и  законом исключения третьего.

Аристотель устанавливает  логическую возможность или невозможность  мысли соответствовать действительности и различает три значения термина  «возможность»: возможность, необходимость, не необходимость. Логически утверждение  и отрицание возможного подчинено  тем же законам, что и суждение, то есть законам противоречия и исключения третьего.

Онтологически возможность рассматривается немного  иначе, особенно, что касается предсказаний о возможном будущем или о  том, что должно свершится. При предположении  чего-либо в бытии не действует  закон исключения третьего: мы не можем  достоверно знать, что произойдет, а  что нет. Если завтра возможно утверждение  А или отрицание Б, то возможно, что не произойдет ни А, ни Б, в другом случае, как пишет Аристотель, оно  перестало бы быть возможным.

Если утверждается какая-либо возможность, то отрицаться должна именно возможность.

Вся логика Аристотеля покоится на различение истины и лжи  по достаточному основанию. Из «Первой  Аналитики»: «Все истинное должно быть повсюду согласно с самим собой». На этом основаны и покоятся законы противоречия.

 

1.4 Силлогизм 

Силлогизм есть умозаключение, в котором из двух данных суждений получается третье. Аристотель подробно изучает и создает так  называемую теорию силлогизма, этому  вопросу посвящен труд «Первая Аналитика». Там же он дает такое толкование силлогизма: «Силлогизм есть речь, в  которой, если нечто полагается, то вытекает с необходимостью иное, чем  положенное, и именно из того, что  оно есть; под выражением «из того, что оно есть» я разумею, что  вследствие его вытекает, «вследствие  же его вытекает» значит, что для  возникновения необходимости не требуется никакого постороннего термина. Совершенным я называю силлогизм, не нуждающийся ни в чем другом, кроме принятого для обнаружения  необходимости; несовершенным же - нуждающийся  для этого в другом одном или  многом, что хотя и необходимо следует  из данных терминов, но прямо в посылках не принято».

Теорию силлогизма, можно назвать «самой авторской». Аристотель наиболее полно раскрывает здесь все свои знания. Основные элементы, введенные им, это фигуры и модусы силлогизма. Все это формы  мысли, которые позволяют придти к какому-либо недвусмысленному выводу1.

Он вводит понятие  логической переменной, не в современном  смысле, а, конечно, буквенное обозначение, что позволило, абстрагироваться от конкретных мыслей, создать теорию, которая и сегодня «используется» без изменений.

 

Заключение 

В дошедших до наших  дней трактатах Аристотеля встречается  много спорных моментов об авторстве  именно Аристотеля, высказываются предположения, что, возможно, какие-то части были дописаны уже его учениками-перипатетиками. Но нельзя отрицать того, какой вклад  он внес в миропонимание.

Знание стало  рассматриваться на новом уровне как элемент познания. Его называют энциклопедическим умом Античности в силу того, что он сумел объединить разрозненные ростки знания, внести упорядоченность  в ход рассуждений.

Важно и то, что  Аристотель жил именно в своем  времени, то есть он создал свою школу (Академию), современники его понимали, соглашались с ним или спорили, принимали его точку зрения. Он не был практиком, а был теоретиком, что, конечно, из-за презрительного отношения  к рабскому труду в античности, уменьшало практическую ценность его  умозаключений для современников, но это не уменьшает их общечеловеческую ценность1.

Выводы, сделанные  Аристотелем были положены в основу научного знания в семнадцатом веке. Но и тогда они не рассматривались  с надлежащей полнотой, изучались  только отдельные части его сочинений. Некоторые моменты в ходе его  рассуждений были заново открыты  совсем недавно.

Только в последнее  время, изучив его сочинения, стало  возможным осознанно говорить о  том, какой вклад он внес в зарождение науки

 

2. Как  вы понимаете основной тезис  стоицизма: «Жить согласно с  природой - это тоже самое, что  жить согласно с добродетелью»?

Философское наследие Зенона о человеке.

Зенон, например, учил, что цель человека жить “согласно  с природой”. Но что же такое “природа”? Жить согласно с природой, продолжает Зенон, это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет  нас к добродетели. “И наоборот, жить добродетельно - это значит то же, что жить по опыту всего происходящего  в природе, потому что наша природа  есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот верный разум, всепроникающий, тождественный с Зевсом, направителем и распорядителем всего сущего. Это  есть добродетель, ровно текущая  жизнь счастливого человека, в  которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядителя”.

Даже при поверхностном  анализе этого отрывка нельзя не увидеть как органично и  неразрывно соединены в этом рассуждении  физика, натурфилософия, логика и собственно этика. И это присуще любому положению  стоической философии1.

 

3. Структура  доказательства 

Основу доказательства составляют следующие положения:

Тезис -- утверждение, истинность которого надо доказать.

В идеалистической  философии Гегеля тезис рассматривался как исходная ступень диалектического  развития;

В античном стихосложении  как место в стихе, не несущее  ритмического ударения и в сочетании  с сильными слогами образующее ритм стиха.

В музыке тезис  означает ударную, тяжёлую часть  такта. Противоположностью тезиса является арсис, он означает подъём, или в  музыке неударную, лёгкую часть такта.

Аргументы и факты -- это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Утверждения, называемого  тезисом. Чтобы тезис можно было считать истинным, все аргументы  должны содержать в себе истинную информацию, достаточную для доказательства тезиса с помощью верных логических умозаключений. Аргументация может  быть доказательной и недоказательной.

Доказательная аргументация -- установление истинности тезиса с использованием логических формул с помощью аргументов, истинность которых установлена заранее. Форма такой аргументации -- дедукция. Тезис -- достоверное суждение

Недоказательная аргументация бывает трёх видов, тезисы этого вида аргументации -- правдоподобные суждения;

1. Истинность  аргументов (всех или некоторых)  не доказана; форма аргументации -- дедукция или полная (научная)  индукция

2. Истинность  аргументов установлена заранее;  форма аргументации -- индукция, аналогия

3. Аргументы  правдоподобны; форма аргументов -- индукция, аналогия

Демонстрация (форма  доказательства) -- способ обоснованной логической связи между утверждаемым тезисом и аргументами.

 

Список  использованной литературы 

1.Алексеев П.  В. , Панин А. В. Философия. - Изд. 2-е - М., 2003.- с.126-127.

2. Ахманов А.С.  «Логическое учение Аристотеля».-М.,2005.- с. 96

3 Микеладзе З.Н.  «Логическое учение Аристотеля  с точки зрения современной  формальной логики» //М., 2004.- с  217-219

4. Назаров В.  Н. Философия в вопросах и  ответах. - М., 2004.- с 216

5. Стрельник  О. Н. Философия. - М., 2002.- с 58

6.Философия в  вопросах и ответах. - М., 2005.- с  197

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"