Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:16, реферат
Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Эллинская философия как бы вписывала человека в космос, а космос в представлении античных мыслителей являл собой нечто пребывающее, вечное и прекрасное в своей упорядоченности.
Введение. ………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс. Прогресс и регресс. ……………..4
2. Общественный прогресс – идея и реальность……………...8
3. Критерии прогресса.
Критерии общественного прогресса………………………..12
Заключение…………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ
СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический
факультет
по предмету
«Философия»
на тему:
«Критерии
общественного прогресса».
Выполнил ст. гр. М1-06: Хашимов Н. Р.
Преподаватель:
Бишкек
- 2007 г.
Содержание:
Введение.
………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс. Прогресс и регресс. ……………..4
3. Критерии прогресса.
Критерии общественного
прогресса………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………….22
Введение
Идея
общественного прогресса является порождением
Нового времени. Имеется в виду, что именно
в это время укоренилось в сознании людей
и стало формировать их мировоззрение
представление о поступательном, восходящем
развитии общества. В античности подобного
представления не было. Античное мировоззрение,
как известно, носило космоцентрический
характер. А это значит, что человек античности
был координирован по отношению к природе,
космосу. Эллинская философия как бы вписывала
человека в космос, а космос в представлении
античных мыслителей являл собой нечто
пребывающее, вечное и прекрасное в своей
упорядоченности. И человек должен был
найти свое место в этом вечном космосе,
а не в истории. Для античного мироощущения
характерно было также представление
о вечном круговороте - таком движении,
при котором нечто, созидаясь и разрушаясь,
неизменно возвращается к самому себе.
Идея вечного возвращения глубоко укоренена
в античной философии, ее находим у Гераклита,
Эмпедокла, стоиков. Вообще движение по
кругу рассматривалось в античности как
идеально правильное, совершенное. Оно
представлялось совершенным античным
мыслителям потому, что не имеет начала
и конца и происходит в одном и том же месте,
являя собой как бы неподвижность и вечность.
Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху ( как эпоху «просвещения» ), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества. Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума. Так, Кондорсе в своем « Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума » говорит, что «этот прогресс подчинен тем же общим законам, которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей…».1
Идея
общественного прогресса есть идея истории,
точнее - всемирной истории человечества*.
Эта идея призвана связать историю воедино,
сообщить ей направленность и смысл. Но
многие мыслители Просвещения обосновывая
идею прогресса, стремились к тому, чтобы
рассматривать его в качестве естественного
закона, стирая в той или иной мере грань
между обществом и природой. Натуралистическая
трактовка прогресса была у них способом
сообщить прогрессу объективный характер…
Прогресс
(от лат. progressus — движение вперед) есть
такое направление развития, которое характеризуется
переходом от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному. Заслуга
выдвижения идеи и разработки теории общественного
прогресса принадлежит философам второй
половины XVIII в., а социально-экономической
базой для самого возникновения идеи общественного
прогресса послужило становление капитализма
и вызревание европейских буржуазных
революций. Кстати, оба творца первоначальных
концепций общественного прогресса —
Тюрго и Кондорсе — были активными общественными
деятелями предреволюционной и революционной
Франции. И это вполне объяснимо: идея
общественного прогресса, признание того
факта, что человечество в целом, в главном
идет в своем движении вперед, есть выражение
исторического оптимизма, свойственного
передовым социальным силам.
Три
характерных черты отличали первоначальные
прогрессистские концепции.
Во-первых, это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале — в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.
Во-вторых,
существенным недостатком многих ранних
концепций социального
В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.2
Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.
Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.
Если
попытаться в общем виде определить
причины общественного прогресса, то
ими будут потребности человека, являющиеся
порождением и выражением его природы
как живого и не в меньшей степени как
социального существа. Как уже отмечалось
в главе второй, эти потребности многообразны
по своей природе, характеру, продолжительности
действия, но в любом случае они определяют
мотивы деятельности человека. В повседневной
жизни на протяжении тысячелетий люди
вовсе не ставили своей сознательной целью
обеспечить общественный прогресс, а сам
общественный прогресс отнюдь не является
какой-то изначально заложенной в ход
истории идеей («программой»), осуществление
которой составляет ее сокровенный смысл.
В процессе реальной жизни люди движимы
потребностями, порождаемыми их биологической
и социальной природой; а в ходе реализации
своих жизненных потребностей люди изменяют
условия своего существования и самих
себя, ибо каждая удовлетворенная потребность
порождает новую, ее же удовлетворение,
в свою очередь, требует новых действий,
следствием которых и является развитие
общества.
Как вам известно, общество находится в непрерывном движении. Мыслители давно задумались над вопросом: в каком направлении оно движется? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей?
Прогресс и регресс
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?
В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727—1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над
тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондор-се, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться.
Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К- Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».3