Критерии общественного прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:16, реферат

Описание

Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Эллинская философия как бы вписывала человека в космос, а космос в представлении античных мыслителей являл собой нечто пребывающее, вечное и прекрасное в своей упорядоченности.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………3
1. Общественный прогресс. Прогресс и регресс. ……………..4
2. Общественный прогресс – идея и реальность……………...8
3. Критерии прогресса.
Критерии общественного прогресса………………………..12
Заключение…………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Критерии общественного прогресса»..doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

     И все же господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила  к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил — основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

     Примечательно, что вывод о состоянии и  уровне развития производительных сил  как генеральном критерии прогресса  разделялся и оппонентами марксизма  — техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Позиция  последних нуждается, очевидно, в некоторых комментариях, ибо возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс прежде всего в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в материальном производстве.

     В процессе еще только уходящего в  прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологический критерий нельзя брать в отрыве от характера господствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения, как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной — экономической — сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным, т. е. пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.

     Таким интегративным, а значит — наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10—12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

     Уровень гуманизации общества как интегративный  критерий вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и  цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.

     Итак, содержанием общественного прогресса  было, есть и будет «очеловечение  человека», достигаемое путем противоречивого  развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса. 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   1). Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.10 Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как я считаю, просто не существует.

   2). Несмотря на противоречивость  и неясность многих положений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политического размышления и рассуждения, оказывают и сегодня достаточно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях.11       

Понятие  прогресса, как выше сказано, опирается  на  какую - небудь  ценность  или  совокупность  ценностей.   Но  понятие  прогресса   настолько  прочно  вошло   в  современное   массовое  сознание,  что  мы  сталкиваемся  с  ситуацией,  когда   само  представление   о  прогрессе  -  прогрессе  как  таковом  -  выступает  в  роли  ценности.  Прогресс таким  образом  сам  по  себе,  безотносительно  к  каким-либо  ценностям  пытается  наполнить  смыслом  жизнь  и  историю,  и  от  его  имени  выносятся  вердикты. Прогресс,  может  мыслиться  либо  как  стремление  к  какой-то  цели,  либо  как  беспредельное  движение  и  развертывание.  Очевидно,  что прогресс без  основания  в  какой-либо  иной  ценности,  которая  бы  служила  ему  целью,  возможен  лишь  как  бесконечное  восхождение.   Его  парадоксальность  состоит  в  том,  что  движение  без  цели,  движение  в  никуда,  вообще  говоря,  бессмысленно. 

Список  использованной литературы: 

  1. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Философия, Москва Гардарина 2005г.

     

  1. Волчек Е.З., Философия, Минск 1995г.
 
  1. Фролов  Н. В., Введение в философию, Москва 1989.
 
  1. Статья  «Понятие общественного прогресса  в социальной философии»   

            // данные сети Интернет:

            http://filreferat.popal.ru/printout1389.html 

  1.  Реферат  // студент II курса юридического  факультета Яворский Д.В.

            ( исп. Бутенко А.П. Общественный  прогресс и его критерии.)

             // данные сети Интернет:

             http://www.referats.ru 

  1.    Политическая  социология: учебное пособие / Ю.С.Борцов, Ю.Г.    

            Волков. Ростов н/Д, 2001 г 

  1.    Человек  и общество: Учеб. пособие для  учащихся 10-11 кл. / Л.Н.  

             Боголюбов, Е.А. Глушков и др, «Просвещение», 1996 г, стр. 156

  1.    Алферов А.А.  Идея общественного прогресса: содержание и                становление.  (опубл. в:  Философия в пространстве культуры.  Серия «Восток - Запад - Россия».  Ростов н/Д,  1999)  

Информация о работе Критерии общественного прогресса