Леон Баттиста Альберти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля[1] 1404, Генуя — 20 апреля[2] 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.

Работа состоит из  1 файл

Леон Баттиста Альберти.docx

— 34.26 Кб (Скачать документ)

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля[1] 1404, Генуя — 20 апреля[2] 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

 

Альберти первым связно изложил  математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в  развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.

 

[править] Биография

 

Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе  и праву в Болонье. В 1428 г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. — место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462 г. Альберти оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.

Леон Баттиста Альберти

[править] Гуманистическое  мировоззрение Альберти

 

Гармония

 

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти — яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

 

Человек

 

Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и  воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в  своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

«  Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца - благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье.

(Леон Баттиста Альберти)  »

 

Творчество и труд

 

Исходная посылка гуманистической  концепции Альберти — неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических  позиций как носительницу божественного  начала. Человек, включённый в мировой  порядок, оказывается во власти его  законов — гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому  к добру существованию. Ответственность  за моральное совершенствование, имеющее  как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих  людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал  широко — от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора — устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной  способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти — не наказание  за первородный грех, как учила  церковная мораль, а источник душевного  подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми  и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

 

Семья

 

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные  блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней  он видел основную ячейку всей системы  общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель — укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

 

Семья и общество

 

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается  гуманистом и как основа хозяйственной  деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с  накопительством, основанным на принципах  бережливости, рачительной заботой  о делах, трудолюбием. Нечестные  методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с  купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

 

Общество

 

Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его  слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая  условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная  среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город  разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам — кварталы ремесленников  и мелких торговцев. Дворцы высшего  слоя общества, таки образом, пространственно  отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный  принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия  возможных народных волнений. Для  идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей  разного социального статуса  и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий —  школ, терм, театров.

 

Воплощение представлений  об идеальном городе в слове или  изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, учёный и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

 

Нравственное совершенствование

 

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности  обеспечить социальный мир путем  нравственного совершенствования  каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека»  во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться  разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его  «Моме» и «Застольных беседах», но не стали определяющими для главной  линии его размышлений. Ироничное  восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

[править] Творчество

 

Литература

Палаццо Ручеллаи, Флоренция

 

Первые работы Альберти написал  в 20-е гг. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е — начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке — «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443).

 

В 50-60-е гг. Альберти написал  сатирически-аллегорический цикл «Застольные  беседы» — свои главные сочинения  в области литературы, ставшие  образцами латинской гуманистической  прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов» (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).

 

Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги — первые образцы этих жанров на итальянском  языке.

 

Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

Церковь Сант Андреа в Мантуе

 

Зодчество

 

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед  за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в.

 

Альберти занимался и  живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства  Возрождения известен сочинением «Десять  книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).

 

 

 

 

 

 

 

Мише́ль де Монте́нь (фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мише́ль Эйке́м де Монте́нь, фр. Michel Eyquem de Montaigne; 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо) — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Биография

 

Монтень родился в фамильном  замке в местечке Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в свое время мэром этого города; умер в 1568. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни.

 

Во время гугенотских  войн Монтень часто выступал как  посредник между враждующими  сторонами, его одинаково уважали  король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

 

В 1565 Монтень женился, получив  солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность  и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был  философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580—1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г.

 

Писатель скончался 13 сентября 1592 г. во время мессы.

[править] «Опыты»

[править] История публикации

 

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе — в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954—1960 годах русский  перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924—1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. — четвёртое по счёту — с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Страница из «Бордоского экземпляра» с правкой Монтеня

[править] Жанр

 

Книга Монтеня, написанная как  бы «скуки ради», отличается крайней  прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение  подчиняется прихотливым извивам  мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы  чередуются с пространными; самая  большая глава «Опытов» — обладающая вполне самостоятельной ценностью  «Апология Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень — родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

[править] Философия Монтеня

 

«Опыты» Монтеня — это  ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Информация о работе Леон Баттиста Альберти