Леон Баттиста Альберти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля[1] 1404, Генуя — 20 апреля[2] 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.

Работа состоит из  1 файл

Леон Баттиста Альберти.docx

— 34.26 Кб (Скачать документ)

 

Скептицизм Монтеня —  нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат  горького житейского опыта и разочарования  в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности  человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл  спасают его от крайностей того и  другого направления. Признавая  эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается  этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого  счастья, потому что если человек  будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье  и душевное спокойствие! Он осаживает  на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может  познать абсолютной истины, что все  истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

 

Основной чертой морали Монтеня  было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние  Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

 

Учение стоиков помогло  ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую  стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

Огород. Миниатюра из средневекового медицинского трактата «Tacuina sanitatis»

 

    «Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. „Порождаю человека“, — ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («Апология Раймунда Сабундского»)

 

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью  человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили  этой цели; всякое насилие над своей  природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно  этому взгляду, Монтень считает  самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами  Платона, приводимыми Монтенем: «Делай свое дело и познай самого себя».

 

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно  свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих  сил и способностей, силу воли, словом — изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой — бороться по возможности против тех и других.

 

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться  поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной  деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени  зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению  к самому себе следуют обязанности  по отношению к другим людям и  обществу.

 

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать  по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство — всегда предпочтительней, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

[править] Политика и педагогика

 

Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в  сфере политической. Желать изменения  существующего порядка ради заключающихся  в нем — и зачастую неизбежных — пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что  они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и  мешают человеку наслаждаться ею, Монтень  — и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый — сильно недолюбливал гугенотов, потому что  видел в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы. Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым и в высшей степени симпатичным новатором. Во главе её он ставит принцип возможно разностороннего развития.

 

По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать  из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего  человека вообще, с развитым умом, твёрдой  волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел  «Опытов» Монтеня оказал самое благодетельное влияние на всю позднейшую педагогику. Отголоски идей Монтеня можно  найти и в педагогических трактатах  Амоса Коменского и Локка, и в «Эмиле» Руссо, и даже в знаменитой статье Пирогова «Вопросы жизни и смерти».

[править] Развивающее обучение

 

Подвергая сомнению различные  обычаи и взгляды современного ему  общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых  школ, за внимательное отношение к  детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование  должно дополняться физическими  упражнениями, выработкой эстетического  вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств. Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита  Локком, а высокая оценка воспитательного  влияния сельской среды и отказ  от принуждения в обучении явились  своего рода основой теории естественного  воспитания Руссо. Главной идеей  в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это». «Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий». «После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.» В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории М. Монтеня.

Гилозоизм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) — представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.

Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее, Бога и мир[

умани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения


Информация о работе Леон Баттиста Альберти