Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:41, реферат

Описание

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
1. Понятие личности………………………………………………..4
2. Социализация личности…………………………………………6
3. Общество…………………………………………………………8
4. Взаимоотношение личности и общества……………………...10
4.1. Свобода и ответственность личности……………………10
4.2. Личность в правовом государстве………………………..11
5. Пути совершенствования отношений между личностью и обществом……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 44.76 Кб (Скачать документ)

Коломенский Институт (филиал)

Московского Государственного Открытого Университета

имени В.С. Черномырдина

 

 

 

 

 

Реферат по философии

на тему

«Личность и общество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ступицкая К.В., гр.М-21;

 Проверила:

       Высотина В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна

2012

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………....3

 

    1. Понятие личности………………………………………………..4
    2. Социализация личности…………………………………………6
    3. Общество…………………………………………………………8
    4. Взаимоотношение личности и общества……………………...10

4.1.  Свобода и ответственность личности……………………10

4.2.  Личность в правовом государстве………………………..11

    1. Пути совершенствования отношений между личностью и обществом……………………………………………………….12

 

Заключение……………………………………………………………..14

Список используемой литературы……………………………………15

 

 

Введение

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы  выдающихся ученых разных эпох, которые  пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть  человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так  как каждая личность представляет собой  обособленный духовный мир.

 В процессе  рассмотрения  этих вопросов всегда сопоставлялись  интересы личности и общества. Общество представляет собой  единый и огромный механизм, состоящий  из крошечных элементов - человеческих  личностей. И чем дальше развивалось  общество, тем все актуальнее  становилась проблема личности  и общества, которая все чаще  затрагивается на страницах книг  и журналов.

Личность непрерывно связана с обществом. В личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека. "Человеком рождаются, а личностью становятся". Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

Все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющие собой те или  иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие личности

 

Понятие личности относится  к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово «личность» связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида».

Сразу рассматривать человека как  личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать  вывод, что личность формируется  в процессе жизнедеятельности, не приобретается  при рождении.

Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап - человек.

Можно сказать «родился человек», подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап - индивид.

Индивид - это конкретный представитель  человеческого рода.

Третий этап - индивидуальность.

Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка  формируется характер, который зависит  от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок  растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние  особенности).

И, наконец, четвертый этап - личность.

Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального  опыта.

В социологической трактовка личности отражается мера социального в человека, мера его включенности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств  человека.

Многие современные исследователи  распространяют понятие личности на класс социальных объектов, более  широких по объему, чем человеческий индивид (племя, группа, государство). Они определяют «социальную личность» как присущий некоему социальному объекту произвольного уровня общности целостный уникальный доктринально-конституционный комплекс (интегрированная жизненная суперпрограмма, иерархизированная система в разной мере осознаваемых идеалов, ценностей, теоретических воззрений, законов и прикладных образцов организации существования, воспроизводства и развития данного социального объекта).

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к  каким социальным группам она  принадлежит, каковы ее профессия и  виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность постоянно получает новую  информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды  и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения — ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и  идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.

Важнейшие элементы внутренней структуры  личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного  типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социализация личности

Процесс усвоения личностных качеств  на разных этапах физического существования  человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация — это сложный  процесс включения индивида в  общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые  для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация — это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

В социогенезе реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и прежде всего в предметном мире материальной и духовной культуры; языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества; существующих системах образования и воспитания; таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей. Во многие из этих отношений человек включается буквально с колыбели и действует в их рамках всю свою дальнейшую жизнь.

Люди и учреждения, с помощью  которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации —  родители, братья и сестры, бабушки  и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. — все люди, связанные  с индивидом тесными личными  отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств  массовой информации, партий, суда и  т.д.

У личности развиваются соответствующие  способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней  среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в  этой среде, проявлять творчество и  изменять условия своей жизни  в собственных интересах. Все  это становится возможным лишь при  постоянном умножении той или  иной личностью своих знаний и  всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным  видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее  образование в средней школе  и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи  и как результат всемирно-исторического  развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных  знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств — производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется, прежде всего, во взаимодействии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете — во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств личности функционирует  и развивается под прямым и  косвенным влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется  в конкретных социально-исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений  и межличностного общения, сложившихся  видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Все они функционируют  и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности —  системы всех ее социальных свойств.

Социальные связи той или  иной личности и ее общественные отношения  с другими субъектами следует  включать в ее систему. Да потому, что  она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые  вступает личность, — это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она  выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений  означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие  общественные отношения — экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие, на основе которых  при соответствующей системе  воспитания и образования можно  взрастить такие личности. Указанные  общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержание ее социальной активности, но и определяющим образом  влияют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей  надо начинать с совершенствования  общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.

Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов  людей чрезвычайно важен для  современной России, залог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения.

 

    1. Общество

 

В широком смысле, общество – это  обособленная от природы, но тесно связанная  с ней часть материального  мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами  взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут  быть удовлетворены лучше всего  только собственными их действиями.

Общество:

1. Исторический этап в развитии  человечества (первобытное общество, феодальное общество).

Информация о работе Личность и общество