Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:41, реферат

Описание

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
1. Понятие личности………………………………………………..4
2. Социализация личности…………………………………………6
3. Общество…………………………………………………………8
4. Взаимоотношение личности и общества……………………...10
4.1. Свобода и ответственность личности……………………10
4.2. Личность в правовом государстве………………………..11
5. Пути совершенствования отношений между личностью и обществом……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 44.76 Кб (Скачать документ)

2. Круг людей, объединенных общностью  целей, интересов, происхождения  (дворянское общество, общество филателистов).

3. Страна, государство, регион (французское  общество, советское общество).

4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной  организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания  человека как вида. Поэтому основными  элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство  их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная  деятельность общества, когда создаются  материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение  и взаимодействие людей друг с  другом.

Политическая сфера – это  область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область  создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект  труда, социальной формы жизни, общения  и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия  «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это  субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий  свои социальные функции, свое место  в мире как субъекта исторического  процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными  особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря  самопознанию, которое позволяет  свободно подчинить свое «Я» нравственному  закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Результат деятельности людей –  это развитие всего общества в  целом.

В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Отличие деятельности человека от деятельности других живых  существ:

    • преобразование природной и социальной среды обитания,
    • выход за рамки опыта,
    • целеполагание,
    • целесообразность.

Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:

    • Цель
    • Средства достижения цели
    • Действия, направленные на достижение цели
    • Результат.
    • Потребности человека:
    • Биологические (самосохранение, дыхание),
    • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
    • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взаимоотношение личности и общества

 

Индивид и общество находятся  в диалектических взаимоотношениях,

их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

            В современных условиях и условиях  ускоренного развития

цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает  проблема свободы и ответственности  личности перед обществом.

 

    1. Свобода и ответственность личности

 

Свобода - это одна из основных философских категорий, характеризующих  сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего  принуждения.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи

свободы и необходимости  ее признания их органической взаимосвязи

принадлежит Спинозе, который  определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического  единства свободы и

необходимости с идеалистических  позиций была дана Гегелем. Научное,

диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.

Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

            Однако не все проблемы свободы  личности решены в России и  во

всем мире, так как это  одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на

данный момент исчисляются  миллиардами и каждую минуту на земле  сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия  как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

            Ответственность   - это категория  этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной  свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

            В праве гражданская, административная  и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и, в конечном счете, понимания законов поступательного развития истории.

 

    1. Личность в правовом государстве

 

            Соблюдение прав и свобод личности  и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.

            Развитие человеческой цивилизации  требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как

определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

            Правовое государство гарантирует  личности его права и свободы  и

их правовую защиту - важнейший  принцип. Следующий принцип – подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

            Правовое государство является  своего рода сочетанием свободы  и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.

            Правовое государство и народовластие  - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных

органов своим избирателям  и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

            Правовое государство предполагает  закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

            Конституция России поставила  интересы личности на первое  место.

Первоочередная задача для  правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.

 

    1. Пути совершенствования отношений между личностью и обществом

 

В процессе социализации личности все  в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам  человек волен выбирать свой жизненный  путь и отвечать за свои действия в  мире, что и обращает человека к  его самосознанию.

Человек может сделать свою жизнь  осмысленной, во-первых, с помощью  того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем  от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством позиции, которую  мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества. Остановимся на ценностях творчества. Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.

В науке начался серьезный разговор, проводятся исследования в области  духовного потенциала человека, цель которых — пробудить интерес  личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в  жизни и смысла человеческого  существования. Предлагаются психологические  технологии самооценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути самосовершенствования.

И хотя подобного рода литература не всегда отличается высокими достоинствами, описания психологических технологий развития и защиты личностных сил  полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько  технологии, тренинги, «мозговые коллективные штурмы», сколько благоприятные  экономические, социально-политические и культурные условия для мотивации  к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие. Поэтому для  утверждения смысла человеческого  существования и новой парадигмы  общественного развития будущего сбалансированного  и гармонического развития мира необходимо достижение единства объективных и  субъективных факторов, взаимодействующих  в процессе развития личности нового типа.

Словом, если попытаться сегодня выстроить  модель сбалансированного гармонического развития мира, то схематически она  может быть представлена в виде нескольких тенденций, где вектор развития постепенно смещается из состояния сегодняшнего в сторону закономерностей, принципов будущего.

На наш взгляд, это контуры  новой парадигмы общественного  развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления социального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализации своих сущностных сил. Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.

Главное в защите личностных сил  — утверждение человека-собственника, распоряжающегося результатами своего труда и тогда отвечающего  за все, что происходит вокруг. При  этом условии возможно и гражданское  общество, которое ставит под свой контроль государство, политическую власть и превращает ее в интеллектуальный центр управления общественными  делами. Только при наличии свободного труда (не наемного), прочных гарантиях  распоряжения его результатами и  собственностью, что создает объективные  предпосылки для развития гражданского общества, возможно отступление тех  бед и страданий, которые сегодня  сопровождают человека на протяжении его жизненного пути.

Информация о работе Личность и общество