Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:41, реферат
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
Введение………………………………………………………………....3
1. Понятие личности………………………………………………..4
2. Социализация личности…………………………………………6
3. Общество…………………………………………………………8
4. Взаимоотношение личности и общества……………………...10
4.1. Свобода и ответственность личности……………………10
4.2. Личность в правовом государстве………………………..11
5. Пути совершенствования отношений между личностью и обществом……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………15
2. Круг людей, объединенных
3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
4. Человечество в целом.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.
Основное предназначение общества
состоит в обеспечении
Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.
Социальная сфера – это
Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.
Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».
Понятие личности выражает социальную
сущность человека. Личность – это
субъект деятельности, имеющий определенное
сознание, самосознание, мировоззрение,
испытывающий на себе влияние общественных
отношений и одновременно осмысливающий
свои социальные функции, свое место
в мире как субъекта исторического
процесса. В мире нет более
Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.
Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:
Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях,
их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях и
цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Свобода - это одна из основных
философских категорий, характеризующих
сущность человека и его существование,
состоящая в возможности
Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи
свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи
принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.
Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все проблемы
всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская,
Соблюдение прав и свобод
Развитие человеческой
определяющая любую
Правовое государство
их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип – подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.
Правовое государство является
своего рода сочетанием
Правовое государство и
органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.
Правовое государство
Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.
В процессе социализации личности все в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.
Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества. Остановимся на ценностях творчества. Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций, монографий, проведены научные исследования.
В науке начался серьезный
И хотя подобного рода литература
не всегда отличается высокими достоинствами,
описания психологических технологий
развития и защиты личностных сил
полезны и необходимы. Конечно, гению,
яркой одаренности нужны не столько
технологии, тренинги, «мозговые коллективные
штурмы», сколько благоприятные
экономические, социально-политические
и культурные условия для мотивации
к творческой деятельности. В этих
условиях каждый человек использует
имеющиеся методики, технологии творчества,
развивая, перерабатывая и обогащая
ранее существовавшие. Поэтому для
утверждения смысла человеческого
существования и новой
Словом, если попытаться сегодня выстроить
модель сбалансированного
На наш взгляд, это контуры новой парадигмы общественного развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления социального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализации своих сущностных сил. Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.
Главное в защите личностных сил
— утверждение человека-