Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей.
Введение................................................................................................................3
1. Процесс формирования личности:.................................................................4
Социализация.......................................................................................4
Индивидуализация..............................................................................6
Самореализация...................................................................................7
2. Проблема отчуждения личности....................................................................9
Формы и уровни отчуждения............................................................10
Возможные пути преодоления отчуждения.....................................13
3. Свобода и ответственность личности..........................................................15
Заключение.........................................................................................................17
Список используемой литературы...................................................................18
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:
а) трудовой способ существования;
б) наличие сознания;
в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя
базовую потребность в
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека3.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.
Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.
Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
С проблемой "человек
– общество" тесно связано
понятие отчуждения.
"Отчуждать" – это, по В. Далю, "делать
чуждым, чужим", «устранять», «отбирать»,
"передавать иному". В юриспруденции
этим словом обозначается акт передачи
прав собственности на что-либо от одного
лица к другому. В религии говорят об отчуждении
как о смерти индивида, о прекращении его
физической деятельности: душа человека
отчуждается от его тела, а тело от души;
прекращается активная деятельность человека
в мирских делах. Речь идет о процессе
отъединенноcсти одного от другого, о разъединении
некоего целого на элементы, о ликвидации
единого, целого. В философии отчуждение
касается деятельной личности и степени
полноты проявления сущностных способностей
человека. Но и это понимание требует уточнения.
Человек, как известно, со времени существования
родоплеменной общности был чужд природным
силам и находился под их гнетом, не имея
возможности сколь-нибудь существенно
влиять на них (да и до сих пор человек
оказывается беспомощным перед землетрясениями,
наводнениями, торнадо, не говоря уже о
воздействии на него солнечной активности).
Чуждость еще не означает отчужденности
в философско-социальном плане, хотя и
может быть с ней связана в случае негативного
воздействия человеческой деятельности
на природу и соответствующих экологических
бумерангов на все человечество.
Отчуждение – это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним.
2.1 Формы и уровни отчуждения
Проблема
отчуждения разрабатывалась на философско-идеалистической
основе в немецкой классической философии
(И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллингом, Г. В. Ф. Гегелем);
сопряженными с понятием отчуждения
были при этом духовные целостности,
отчуждавшие от себя противоположные структуры.
У Гегеля, например, таковой была Абсолютная
Идея. Сама по себе она пронизана у него
принципом диалектического развития,
однако, при отчуждении от нее природы
этот принцип оказывался лишенным развития
в материальном мире, а Идея получала неадекватную
ей форму. В учении о субъективном духе
Гегель показывает становление сознания,
результаты которого отчуждаемы в форме
государства, религии, искусства и т. п.
По Гегелю, Абсолютный Дух преодолевает
отчуждение посредством познавательной
деятельности; индивидуальное познание
проникает через отчужденные формы в сущность
развивающегося Абсолюта и сливается
с ним в высшем единстве.
Л. Фейербах много
внимания уделил разработке антропологической
философии человека и критике религии.
Он считал, что в представлениях о Боге
человек воплотил свою сущность; она оказалась
отчужденной и ему противостоящей. Л. Фейербах
полагал, что религиозное отчуждение разрушает
личность человека. "Чтобы обогатить
Бога, – говорил он, – надо разорить человека;
чтобы он был всем, человек должен сделаться
ничем". Религиозное отчуждение, считал
он, должно быть ликвидировано на основе
любви человека к человеку, перехода каждого
к «религии любви».
У К. Маркса проблема отчуждения была связана
с анализом частной собственности и товарного
производства. Одна из немногих его работ,
где такой анализ был неотрывен от гуманистической
направленности "Экономическо-философские
рукописи 1844 года". Здесь даже идея коммунизма,
позже политически заостренная, трактовалась
под углом зрения гуманистической природы
человека и как средство избавления от
отчуждения. «Коммунизм, – заявлял он,
– есть необходимая форма и энергический
принцип ближайшего будущего, но как таковой
коммунизм не есть цель человеческого
развития, форма человеческого общества».
Но вернемся все-таки к той марксовой концепции отчуждения, которая позднее превалировала в его политэкономических трудах. К. Маркс подчеркивал отчужденный характер средств производства и производимого наемным рабочим товара и прибыли при капитализме (везде у него речь шла, конечно, о капитализме его времени). К. Маркс писал: "Прибыль выступает… как простое присвоение чужого прибавочного труда, возникающее из превращения средств производства в капитал, т. е. из их отчуждения от действительных производителей, из их противоположности как чужой собственности всем действительно участвующим в производстве индивидуумам, от управляющего до последнего поденщика".
Всю историю человечества, отмечал К. Маркс, характеризует подневольность, принудительность труда. Человек должен был бы, по логике вещей, удовлетворять в труде свою самую подлинно человеческую потребность потребность в творчестве. Однако труд служит для него лишь средством к удовлетворению самых элементарных потребностей. К труду относятся как к проклятию, его исполняют с отвращением, от него бегут, как от чумы. В процессе труда – этой самой человеческой из потребностей – рабочий не чувствует себя человеком, он выступает здесь лишь как подневольное животное, как живая машина. Сама трудовая деятельность наемного рабочего, будучи физиологически неотделимой от его тела, оказывается отчужденной от него, поскольку она находится уже в распоряжении владельца средств производства. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность, не позволяет развиться ему как творческому существу. Капитализм является чуждым человеческой сущности; отношение к нему человека труда антагонистично.
Приведенный материл – не просто дань истории философии, истории рассматриваемого понятия. Сама проблема отчуждения очень непроста и нуждается в иллюстрациях, примерах, пояснениях. Что от чего, или от кого отчуждается? В чем состоит критерий (или отправной рубеж) отчуждаемости? Если индивид живет спокойно, удовлетворен своим образом жизни, не желает даже думать об отчуждении от него чего-то, то зачем, спрашивается, говорить, будто он отчужден?
Эта проблема, конечно, и практическая, и теоретическая. От степени ее разработки зависит трактовка как сути самого человека, смысла его жизни, так и сущности общества, назначения исторического процесса.
Уже
краткий экскурс в историю
философии показывает, что человек
в концепции отчуждения, с которым
соизмеряется духовная природа конкретного
индивида, берется как человеческая
родовая сущность; это как бы общая
сущностная модель человека, или, лучше
сказать, имеющаяся в нем программа, которая
может реализоваться частично или полностью,
но может и не реализоваться. С этой точки
зрения какие-то личности могут оказаться
и оказываются лишь частично наделенными
подлинно человеческими чертами, некоторые
из людей – античеловечными, а часть из
них – находящимися на высоком уровне
развития своих способностей, своего менталитета,
своей человечности.
Понятие «отчуждение»
требует, чтобы к человеку были приложимы
понятия «существование» и «сущность».
Недостаточно, чтобы индивид существовал,
важно, чтобы он обретал и в конце концов
обрел заложенную в него сущность (как
программу развития).
В настоящее время одной из существенных форм отчуждения в нашей стране является сужение возможности получения гражданами высшего образования (заметим – и это при росте спроса на образование!). Это сужение обусловлено ростом платных «элитных» школ, что снижает конкурентоспособность учащихся обычных общеобразовательных школ; отсутствием возможности использования репетиторства для большинства школьников, нарастающим числом платных вузов, факультетов, отделений и т.д., наконец, нищенской стипендией студентов и аспирантов большинства вузов, не позволяющей нормально учиться без «подработки», низкой зарплатой преподавателей вузов. Все это приводит к тому, что нередко обрывается путь развития многих молодых людей – они лишаются возможности самореализации, проявления своих творческих возможностей. Вынужденные «устраиваться» в нежеланный вуз или на работу, эти люди утрачивают свою индивидуальность. Здесь мы имеем не только потерю индивидами своих сущностных характеристик. Пресловутая утечка мозгов тоже дает печальный результат – отчуждение общества от собственного интеллектуального богатства. Отчуждение в нашем обществе порождается и экономическими проблемами, в особенности, низким прожиточным минимумом большинства семей. Эти обстоятельства также ведут к потере основных сущностных характеристик человека, обеднению его природы. В этих условиях труд человека, как правило, меньше всего является выражением высшей потребности индивида – творчеством, он все больше оказывается лишь попыткой обеспечения выживания. Низкий уровень жизни (по некоторым данным, в России сейчас за порогом бедности около 27 % населения), как уже указывалось, ограничивает доступ к образованию, приобщение к культуре, что оказывает негативное воздействие на ум, нравственность, способствует затуханию духовного начала в человеке (или вообще репрессирует его духовные задатки). Материальные трудности, препятствуя общению с близкими людьми (особенно живущими на значительном расстоянии), исключают возможность помощи более слабым – это, в свою очередь, снижает милосердие и ведет к антигуманности. Лишение человека возможности путешествовать, видеть и познавать свою страну еще более отчуждает человека от природы, от других людей, втягивая его глубже в машинообразную одномерность.
Изучение явления
«отчуждение» показывает, что как раньше,
так и теперь средство (как результат человеческой
деятельности), предназначаемое для ликвидации
какой-то конкретной формы отчуждения,
выполняя частично эту роль, в то же время
становится еще одной формой отчуждения.
К тому же люди привыкают
к отчуждению, не видят его негативных
сторон, принимают его за подлинную действительность.
В публикациях по проблеме отчуждения отмечается, что субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, в атрофии высоких гуманистических ценностей, в широком распространении апатии, равнодушия; указывается на сопряженный с ними рост наркомании, алкоголизма, самоубийств и т. п. Некоторые из этих следствий отчуждения уже отмечены выше. Преимущественное внимание уделяется тем формам отчуждения, субъектом которых является человек, лишенный части своих сущностных характеристик. Основным показателем отчуждения признается наличие в мировосприятии личности следующих доминант: во-первых, чувства бессилия, ощущения того, что судьба индивида вышла из-под его контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил; во-вторых, представления о бессмысленности существования, о невозможности получить путем каких-либо действий рационально ожидаемый результат; в-третьих, восприятия окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена институализированная культура, не признается господствующая система ценностей; в-четвертых, ощущения одиночества, исключенности человека из социальных связей; в-пятых, чувства утраты индивидом своего подлинного «я», разрушения аутентичности личности, т. е. Самоотчуждения.
В русской литературе советского периода преобладала точка зрения, согласно которой основной причиной отчуждения является частная собственность. Отсюда следовал вывод, что для ликвидации отчуждения необходима социалистическая революция, устраняющая частную собственность. А так как эта революция произошла, то и человеческой сущности представлены все условия для ее развертывания и созданы все условия для счастья человека; проблемы отчуждения в нашем обществе уже нет. Но это было ложное представление. Некоторые философы придерживались иного взгляда на отчуждение. Наиболее глубокими исследователями причин отчуждения, выводившими ее за пределы частной собственности, были В. Ф. Асмус, Г. Н. Волков и А. П. Огурцов.
2.2 Возможные пути преодоления отчуждения
Многими философами, писателями, деятелями культуры, науки, образования признается, что путь к развитию человека лежит через всестороннее развитие его способностей. Но как это понимать? Как одновременное способствование вызреванию в нем многих и самых разных талантов, чтобы он, к примеру, одновременно был и хорошим ученым, и первоклассным машинистом тепловоза, и крупным военачальником, и т. п.? Такая возможность, в принципе, не исключается. Но более эффективный путь другой, и он доступен обществу, его государственной и гражданской организации. Достижение всесторонне развитой личности, т.е. максимально преодолевающей отчуждение и одномерность, означает следующее: создание таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы беспрепятственно выходить в процессе своего общего образования на передний край человеческой культуры, на границу уже сделанного и еще не сделанного, уже познанного и еще не познанного, а затем свободно выбирать, на каком участке культуры (или деятельности) ему сосредоточить свои личные усилия: в физике или в технике, в стихосложении или в медицине. Иначе говоря, общество должно всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека.