Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Процесс формирования личности:.................................................................4
Социализация.......................................................................................4
Индивидуализация..............................................................................6
Самореализация...................................................................................7
2. Проблема отчуждения личности....................................................................9
Формы и уровни отчуждения............................................................10
Возможные пути преодоления отчуждения.....................................13
3. Свобода и ответственность личности..........................................................15
Заключение.........................................................................................................17
Список используемой литературы...................................................................18

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Отдельные формы отчуждения устранимы мерами различной сложности, в разные сроки. Наиболее доступны общественному воздействию те формы отчуждения, которые связаны с потерей духовного начала в человеке, потерей милосердия, особенно в подрастающем поколении, потерей тяги к творчеству, культурным ценностям.

На  первое место (по возможностям и силе своего воздействия) выступает школа – ее роль в формировании личности ребенка, подростка. Целью образования является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Ее целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, в ее духовности. Несмотря на экономические трудности, замученность инновационными экспериментами, мы верим, что школа сохранила свои главные орудия: это квалифицированные, преданные своему делу педагоги, это замечательные традиции русской школы, это великая отечественная художественная литература и творческое наследие практиков и теоретиков педагогики.

Противостояние  нарастанию платных форм обучения, особенно высшего образования, улучшение материальных условий студентов и аспирантов – также барьер на пути отчуждения. В качестве борьбы с бездуховностью, цинизмом, жестокостью – отчуждением человека от его самых сущностных качеств – мы видим движение общественности, и в первую очередь родителей, педагогов, психологов, социологов и т. д., против засилья в СМИ, на телевидении, в поп-литературе, поп-музыке тем пропаганды насилия, эгоизма, стяжательства и т. п.  
Реализации этих и многих других мероприятий помогло бы всемерное развитие (лучше сказать – организация движения) различных форм благотворительности обществ милосердия, профилированных фондов, единовременных кампаний и др. Само участие людей в этом движении благотворно скажется на обретении ими чувства милосердия, сопричастности к жизни другого человека. 
 Роль церкви в снятии некоторых форм отчуждения – тема специалистов-религиоведов и богословов, но что это роль положительная несомненно. 
 В последние годы все больше внимания уделяется положительным следствиям, связанным с широкой информатизацией и компьютеризацией общества. Переход к новому уровню технологий позволит почти полностью освободить людей от тяжелого физического труда, во много раз увеличить свободное время, резко поднять уровень материального благосостояния людей и решить много других жизненно важных вопросов.

В преодолении  факторов отчуждения, их последствий  большую роль играет сам индивид, его воля и мужество, а этому  способствует, на наш взгляд, вовлеченность его в творческий созидательный процесс. "Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством". 
 Проблема отчуждения, точнее, проблема его устранения из жизни общества и человека, многими специалистами признается почти тупиковой, но просветы в ее решении, сколь бы сложной она ни была, как видим, все же имеются. 
 Общество во всех своих проявлениях по отношению к человеку должно стать подлинно человечным. И деятельность общества, и деятельность человека должны быть устремлены на созидание человечности. 

  • 3. Свобода и ответственность личности

 

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации  роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с  этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед оществом.

Первая  попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы  и необходимости ее признания  их органической взаимосвязи принадлежит  Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с  идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости  исходит из признания объективной  необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху  развития демократии проблема свободы  личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако  не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода  и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность   - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной  свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.  

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность  устанавливается не формальным путем  выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Заключение

Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности - это социализация, со стороны общества - конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Взаимоотношения личности с обществом - это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек  рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет - это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

Основополагающая жизненная  проблема личности - адаптироваться в  социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие  формы социальной деятельности и  таким образом удовлетворять  свои потребности и реализовать свои интересы.

Никакая личность развиваться  и творить вне общества не может, потому что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его  окружают несчастные люди, если деградирует  общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Список используемой литературы:

  1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- 608 с.
  2. Емельянов Б.В., Лазарева Н.М. Проблема человека в философии: история и основные понятия. Екатеринбург, 1994.
  3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.
  4. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988
  5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. // Соч. 2-е изд. М., 1974. «Отчужденный труд». Т.42.
  6. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с
  7. Чернявская Г.К. Личность: проблемы самореализации // Соц.-полит. Журнал. 1996. № 4.

1  Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- 608 с.

2  Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

3  Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.


Информация о работе Личность и общество