Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей.
Введение................................................................................................................3
1. Процесс формирования личности:.................................................................4
Социализация.......................................................................................4
Индивидуализация..............................................................................6
Самореализация...................................................................................7
2. Проблема отчуждения личности....................................................................9
Формы и уровни отчуждения............................................................10
Возможные пути преодоления отчуждения.....................................13
3. Свобода и ответственность личности..........................................................15
Заключение.........................................................................................................17
Список используемой литературы...................................................................18
Отдельные формы отчуждения устранимы мерами различной сложности, в разные сроки. Наиболее доступны общественному воздействию те формы отчуждения, которые связаны с потерей духовного начала в человеке, потерей милосердия, особенно в подрастающем поколении, потерей тяги к творчеству, культурным ценностям.
На первое место (по возможностям и силе своего воздействия) выступает школа – ее роль в формировании личности ребенка, подростка. Целью образования является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Ее целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, в ее духовности. Несмотря на экономические трудности, замученность инновационными экспериментами, мы верим, что школа сохранила свои главные орудия: это квалифицированные, преданные своему делу педагоги, это замечательные традиции русской школы, это великая отечественная художественная литература и творческое наследие практиков и теоретиков педагогики.
Противостояние
нарастанию платных форм обучения, особенно высшего
образования, улучшение материальных
условий студентов и аспирантов – также
барьер на пути отчуждения. В качестве
борьбы с бездуховностью, цинизмом, жестокостью
– отчуждением человека от его самых сущностных
качеств – мы видим движение общественности,
и в первую очередь родителей, педагогов,
психологов, социологов и т. д., против
засилья в СМИ, на телевидении, в поп-литературе,
поп-музыке тем пропаганды насилия, эгоизма,
стяжательства и т. п.
Реализации этих и многих других мероприятий
помогло бы всемерное развитие (лучше
сказать – организация движения) различных
форм благотворительности обществ милосердия,
профилированных фондов, единовременных
кампаний и др. Само участие людей в этом
движении благотворно скажется на обретении
ими чувства милосердия, сопричастности
к жизни другого человека.
Роль церкви в снятии некоторых форм отчуждения
– тема специалистов-религиоведов и богословов,
но что это роль положительная несомненно.
В последние годы все больше внимания
уделяется положительным следствиям,
связанным с широкой информатизацией
и компьютеризацией общества. Переход
к новому уровню технологий позволит почти
полностью освободить людей от тяжелого
физического труда, во много раз увеличить
свободное время, резко поднять уровень
материального благосостояния людей и
решить много других жизненно важных вопросов.
В преодолении
факторов отчуждения, их последствий
большую роль играет сам индивид,
его воля и мужество, а этому
способствует, на наш взгляд, вовлеченность его
в творческий созидательный процесс. "Ужас,
боль, расслабленность, гибель должны
быть побеждены творчеством".
Проблема отчуждения,
точнее, проблема его устранения из жизни
общества и человека, многими специалистами
признается почти тупиковой, но просветы
в ее решении, сколь бы сложной она ни была,
как видим, все же имеются.
Общество во всех своих проявлениях по
отношению к человеку должно стать подлинно
человечным. И деятельность общества,
и деятельность человека должны быть устремлены
на созидание человечности.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед оществом.
Первая
попытка обоснования точки
Развернутая
концепция диалектического
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В
праве гражданская, административная
и уголовная ответственность
устанавливается не формальным путем
выяснения состава
Личность и общество
взаимно обусловливают друг друга.
Между структурой социального мира
и структурой личности всегда происходит
процесс взаимного
Взаимоотношения личности с обществом - это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет - это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая жизненная
проблема личности - адаптироваться в
социальных условиях своего существования,
утвердиться в них через
Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, потому что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.
Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей.
1 Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- 608 с.
2 Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с
3 Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.