Личность как субъект общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:43, реферат

Описание

Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.

Содержание

Введение
Понятие личности
Основной принцип классификации личностей
Социальное поведение
СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ВКЛЮЧЕННЫЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ.
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

философия реферат.docx

— 43.69 Кб (Скачать документ)

Российский  Государственный  Торгово-Экономический  Университет 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: «Философия»

по теме: «Личность и общество. Личность как субъект общественных отношений.» 
 
 
 

                                                   Выполнила:

                    Студентка группы  

                                                   Проверил: 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

Содержание:

Введение

Понятие личности

Основной  принцип классификации личностей

Социальное  поведение

субъект общественной жизни, включенный в социальные связи и отношения.

Заключение

Список  Литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Элементами  любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.

      Понятие личности

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

    Понятием  «индивид» обычно обозначается человек  как единичный представитель  той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется  по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная  самостоятельность по отношению  к обществу и ответственность  за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

    Личность  является не только следствием, но и  причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически  определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя  социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует  социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

    Понятие личности имеет смысл лишь в системе  общественных отношений, лишь там, где  можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие  и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание  индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и  заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются на ми прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект проступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности — это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия — это «самозаконность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном  базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «проступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная  целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

Основной  принцип классификации  личностей.

    А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917)

    Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов  давала бы не только субъективные особенности  данного человека, но также его  мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи  с его характером. Предлагаемая здесь  попытка, нисколько не претендующая  на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

    В основу классификации положен принцип  активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие  “Среды” берется в самом широком  смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и  человеческие взаимоотношения, но также  идеи, духовные блага, эстетические, моральные  и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого  основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших  подразделений: по психическому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов  и их разновидностей.

    Такое двойственное деление прямо и  всецело вытекает из упомянутого  выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной  человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или  менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого  приспособления определяются с одной  стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой ( и это самое важное)- тем прирожденным  запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название “степени одаренности”.  В то время как бедно одаренные  индивидуумы обычно всецело подчиняются  влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением  к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую  их жизнь, приспособляя и переделывая  ее сообразно своим запросам и  стремлениям; начиная, подобно более  примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

    Если  деление по психическим уровням  выражает собой степень активности приспособления личности  к окружающей среде ( или, на более высоких уровнях, степень приспособления Среды к  собственным запросам и стремлениям  личности), то не следует забывать и  того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости  от чисто качественных различий между  отдельными человеческими индивидуумами.  Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем. что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового  развития всех отдельных психических  функций или способностей.

    Само  собой разумеется. что в зависимости  от различий темперамента и характера  крайне различны будут также и  те пути и способы, какими человек  воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или иначе приспособиться к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума  на окружающую среду и лежат в  основе того, что называют делением личностей по их психическому содержанию.

Социальное  поведение

    C термином «поведение» в науке  связывается активность, система  действий, которая состоит в адаптации,  в приспособлении к уже имеющейся  наличной среде, притом у животных  только к природной, а у человека — и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям — природным или социальным — а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ.  Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения — хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления — а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий — будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность — как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью. Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

Информация о работе Личность как субъект общественных отношений