Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:43, реферат
Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем многообразии, т, е. как продукт природы, а изучает как совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.
Введение
Понятие личности
Основной принцип классификации личностей
Социальное поведение
СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ВКЛЮЧЕННЫЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ.
Заключение
Список Литературы
Студенческая
жизнь вопреки расхожим представлениям
тоже не обходится без ролевых
конфликтов. Для овладения избранной
профессией, получения образования
требуется сосредоточенность на
учебной и научной
Личностно-ролевые конфликт
Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.
Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.
Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.
В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.
В разработку социальной
типологии личности большой вклад
внес американский социолог и психолог Э.
Фромм(1900-1980), который создал концепцию
социального характера. По определению
Э. Фромма, социальный характер-
это ядро структуры характера, свойственное
большинству членов определенной культуры.
Значение социального характера Э. Фромм
видел в том, что он позволяет наиболее
эффективно адаптироваться к требованиям
общества и обрести чувство безопасности
и защищенности. Классическому капитализму,
по Э. Фромму, присущи такие черты социального
характера, как индивидуализм, агрессивность,
стремление к накоплению. В современном
буржуазном обществе возникает социальный
характер, ориентированный на массовое
потребление и отмеченный чувством пресыщения,
скуки и озабоченности. Соответственно
Э. Фромм выделил четыре типа социального
характера:рецептивный (
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.
Заключение
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Список литературы
Информация о работе Личность как субъект общественных отношений