Логика Аристотеля: учения о категориях и силлогизме; основные законы человеческого мышления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 05:47, контрольная работа

Описание

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Содержание

ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМЕ АРИСТОТЕЛЯ 3
1.1. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. 3
1.2. ТЕОРИЯ СИЛЛОГИЗМА. 4
1.3. ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 6
1.4. УЧЕНИЕ О ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ. 7
1.5. ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ. 9
2. НАУЧНАЯ БАЗА ЛОГИКИ АРИСТОТЕЛЯ. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..11
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

10 Вопрос(Готов).DOC

— 93.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский  государственный аграрный университет»

 

 

Кафедра: Философии

 

 

 

Контрольная работа

по философии

 

 

 

 

Тема: Логика Аристотеля: учения о категориях и силлогизме;

основные законы человеческого мышления.

                      

    

                                                                                                           

                                                                                 Выполнила: Животягина Светлана

                                     Юрьевна                                            

                                                                                              Студентка 2-го курса з/о

                                                                                              Факультет: Экономический

                                                                                              Специальность: Финансы и кредит

                                                                                              шифр: № 111550

                                                                                              Ведущий преподователь: к.ф.н.,

                                                                                       доцент  Журавлёва С.М.__________

                                                                         

 

 

 

 

Барнаул 2013 г.

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Наше мышление подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Современная логика включает две относительно самостоятельные  науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.

Логическая  проблематика и тем более логика как наука не могли возникнуть раньше, чем само мышление стало предметом познания, а оно могло стать предметом мысли и познания только в сопоставлении с тем, что противостоит ему как мыслимое, т.е. в сопоставлении с бытием. Однако постановка вопроса о соотношении мышления и бытия, свидетельствуя о наличии философской проблематики, еще не означает зарождения логической проблематики в собственном смысле слова и тем более - науки логики. Логическая проблематика возникает тогда, когда ставится вопрос о том, каким условиям должно удовлетворять мышление, чтобы осуществлялись познание и цель его - истина, или, иначе говоря, когда ставится вопрос о правильном мышлении.

Говоря о  зарождении логической проблематики в  древней Греции, вряд ли можно указать  более раннюю дату, чем время появления учений: О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления. Однако, следует отметить, что в своих сочинениях Аристотель вышел за рамки чисто формальной логики, что особенно заметно при чтении трактата “Топика”. Помимо трактата “Топика” важным вопросам логики посвящены следующие его труды: “Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “О софистических опровержениях”, а также отдельные места трактата “Метафизика”.

 

 

 

  1. ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМЕ АРИСТОТЕЛЯ

    1. Учение о понятии и предложении.

Логика Аристотеля есть главным образом логика терминов, поэтому определение природы  понятия и отношений между понятиями были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что относится ко многим предметам в силу их природы. То, что во многом относится к существенному, дает понятие о роде. То, что состоит в связи с родом и может быть выведено из рода, есть свойство. Если свойство по природе отличает целую группу предметов рода от другой группы, то такое свойство дает понятие о виде. А если к свойствам вида и рода присоединяется свойство единичного предмета, выделяющего его и отличающее его от всякого другого, то такое свойство дает понятие о том, что собственно принадлежит предмету, о его собственном признаке.

Никакое понятие  не может быть, согласно Аристотелю, полностью адекватно своему предмету. Во всяком отдельном предмете, кроме характеризующего его свойства, есть некии неопределенный субстрат, который показывает свойство, отличающее этот предмет от других. Субстрат этот сам по себе уже неопределим, не может быть выражен в понятии. Именно поэтому единичный предмет не может быть исчерпан посредством понятия и адекватно отображен в нем.

Одними и теми же свойствами могут обладать несколько субстратов. Поэтому, каким бы конкретным ни было понятие, под него, возможно, подвести, по крайней мере, в мысли, несколько предметов.

Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и  простое соединение понятий также  еще не есть речь. Для того чтобы возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это происходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло, имеется на лицо предложение.

Аристотель  классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы. Одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения (в первой понятия соединяются, а во второй отделяются друг от друга). Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля различение истинных и ложных предложений фундаментально. Истинными предложениями он называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности. Ложными называются те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено.

Соединение  обоих оснований классификации  предложений дает четвероякое их разделение на:

1. утвердительные  истинные;

2. отрицательные  истинные;

3. утвердительные  ложные;

4. отрицательные  ложные.

Третье основание  для классификации предложений  определяется характером их общности. То, что высказывается в предложении, может относиться к одному предмету или их множеству. Предложение, в котором высказывание относится к одному предмету - единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем предметам известного вида - общее. Предложение с высказыванием не обо всех, а о нескольких предметах вида - частное. Кроме того, Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными. Это предложения, в которых не ясно указывается, к какой именно части класса относится высказывание.

Четвертое основание  для классификации предложений - способность их быть высказываниями о возможности, действительности и  необходимости. При различении этих трех видов предложений имеется  в виду не отношение мыслимого  к нашей мысли, а способность предложения отображать реальное состояние, т.е. нечто, относящееся к самой сущности предметов. В этом смысле, например, возможным считается не то, что признается таковым, а то, что возможно само по себе.

Согласно Аристотелю, можно выделить три вида возможного. Это, во-первых, возможное в обычном смысле, т.е. то что, будучи одним, может перейти в другое. Во-вторых, существует возможное, которое на деле всегда существует только в качестве действительного. Так как оно действительно, то тем самым оно и возможно, но оно никогда не встречается как возможное, а лишь как действительное. В-третьих, существует возможное, которое вечно остается только возможным и никогда не переходит в действительность.

    1. Теория силлогизма.

Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля - его теория силлогизма. В трактате “Первая аналитика”, где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что “силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть”/1/. Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье - заключение.

Исследуя строение силлогизмов, он все термины в  них представляет буквами, т.е. вводит в логику переменные. Аристотель, говоря словами Я. Лукасевича, “представил свою теорию в буквенной форме stoiceia, для того, чтобы показать, что получаемое заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания; буквы являются знаками общности и показывают, что такое заключение будет следовать всегда, какой бы термин мы не избрали”/7/.

Из этого  взгляда на переменные вытекает весь характер логики Аристотеля. Логика - это  не есть конкретное учение о конкретных вещах или терминах. Логика - это  наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных.

Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: “Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А.”  Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм - импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа:

Если А присуще  всякому В

и В присуще  всякому С,

то А присуще  всякому С.

Важное значение имеет то, что силлогизм-импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.

Форма силлогизм  характеризуется числом переменных, их расположением и логическими  константами. Две из них “и” и  “если” не представляют специфических  характеристик аристотелевской  логики и входят как часть в  более широкую  и более основную логическую систему. Кроме них имеется еще четыре постоянных, характерных для логической системы Аристотеля. Это отношения между общими терминами: 1. “быть присущим всякому”, 2. ”не быть присущим ни одному”, 3. ” быть присущим некоторому”, 4. ”не быть присущим никому”.

Аристотелевская логика предполагает свое применение только к общим терминам, например, “животное” или “млекопитающее”. Но и эти термины характеризуют  не саму его логическую систему, а лишь сферу ее применения.

Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основных вида (три “фигуры”), в которые могут быть сведены все отдельные его “модусы” (свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях). Принципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. ”Мы узнаем фигуру по положению среднего термина”/1/.

Цель силлогизма - обосновать отношение А к В. Для этого  необходимо найти нечто общее  как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами:

1. утверждение А относительно  С, а С относительно В;.

2. утверждение С относительно  их обоих;.

3. утверждение А и В  относительно С.

“Отсюда очевидно, что всякий силлогизм строится по какой-нибудь из этих фигур”/1/. В этой схеме А - предикат силлогистического заключения, В - его субъект, С - его средний термин. В первой фигуре средний термин - субъект по отношению к А (к “большому термину”) и предикат по отношению к В (к “меньшему термину”). Во второй фигуре средний термин - предикат, а в третьей - субъект по отношению к большему и меньшему терминам.

Аристотель разделил все  силлогизмы на “совершенные” и  “несовершенные”. “Совершенные” - это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие  доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. “Несовершенные” силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.

    1. Теория определения.

В теории определения, разработанной Аристотелем, раскрывается двоякая точка зрения на определение и определяемое.

Согласно первой точке  зрения на определение, задача определения  в том, чтобы указать такие  свойства определяемой сущности, которые, не составляя самой этой сущности как таковой, все же следовали  бы из нее.

В случае определения  таких индивидуальных сущностей  эти сущности, правда, воспринимаются чувствами, но оказываются неделимыми и в возможности и в действительности.

Согласно второй точке зрения Аристотеля на определение  неделимые простые сущности имеют  бытие не только как сущности в себе, но и как сущности для нас. Простые сами по себе, они делимы, так как составляют предмет мысли нашего ума. Какой бы простой не была мыслимая сущность, мы можем мыслить ее только при условии, если мыслим отношение ее к какой-то другой сущности.

Информация о работе Логика Аристотеля: учения о категориях и силлогизме; основные законы человеческого мышления.