Логика Аристотеля: учения о категориях и силлогизме; основные законы человеческого мышления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 05:47, контрольная работа

Описание

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Содержание

ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМЕ АРИСТОТЕЛЯ 3
1.1. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. 3
1.2. ТЕОРИЯ СИЛЛОГИЗМА. 4
1.3. ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 6
1.4. УЧЕНИЕ О ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ. 7
1.5. ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ. 9
2. НАУЧНАЯ БАЗА ЛОГИКИ АРИСТОТЕЛЯ. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..11
Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

10 Вопрос(Готов).DOC

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Совмещение  обеих указанных точек зрения на определяемые сущности указывает  на черты определения как элемента и условия достоверного знания.

По Аристотелю, “материя” определяемого не должна быть отделяема от “формы” и, наоборот, “форма” - от “материи”.

Так, согласно Аристотелю, определением понятия затмения Луны будет: “лишение Луны света вследствие расположения Земли между ней и Солнцем”/2,II/.

    1. Учение о доказательстве.

В проблеме доказательства Аристотель различает знание достоверное  и вероятное. Началом доказательства не может быть ни правдоподобное, ни неправдоподобное знание и умозаключение  должно быть построено из необходимых  посылок.

В теории доказательства утверждается, что исходные начала доказательства - сущности, природа которых не доступна доказательству, но доказательство все же способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы.

Ценность, в  глазах Аристотеля, этого способа получения свойств из сущностей представится еще большей, если учесть, что сущности, познание которых имеет в виду Аристотель, в большенстве не простые, а сложные.

Задача доказательства - привести к усмотрению, что некоторое  свойство принадлежит предмету или некий предикат принадлежит субъекту.

Возможные виды силлогизмов не исчерпываются его  научной формой. “...[Всякое] доказательство есть некоторого рода силлогизм, но не всякий силлогизм - доказательство”/1,I/. И он выделяет в классе силлогизмов “риторические” и ”диалектические”, вполне корректные по логической связи между посылками и заключениями, но начала их - только вероятные положения, принятые на веру.

Силлогизм, лишенный того, что делает его доказательным, не способен дать знания о необходимой причинной связи. Для такого знания лучше, если причинная связь интерпретированна в понятиях содержания, например, “смертность принадлежит человеку”. Аристотель часто дает именно такую интерпретацию.

И в посылках, и в заключении речь идет о свойствах  всеобщего, и каждом случае иной оказывается только степень общности. Аристотель неоднократно и настойчиво разъясняет, что не может быть доказательства о единичном как таковом, о чувственно воспринимаемым как таковом, о переходящем как таковом. Доказательство возможно только о всеобщем и хотя бы постоянном. “Если бы общего не было, то не было бы и ... никакого доказательства”/2,I/.

Во всех доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойства, некоторой сущности, причина - всеобщая.

Исследование  причинного отношения Аристотель считает основной задачей научного знания : “рассмотрение причины, почему есть данная вещь, есть главное в знании”/2,I/. Для Аристотеля “знать, что есть данная вещь и знать причину того, что она есть, -это одно и тоже”/2,II/. Это понятие о причине делает ясной роль среднего термина в умозаключении и доказательстве. Средний термин есть также понятие, общее двум понятиям, отношение которых рассматривается в силлогизме и доказательстве.

Особенно ясно выступает свойство среднего термина быть причиной в достоверных доказательных умозаключениях. Во всех таких умозаключениях их достоверность - не только достоверность какой-то причины, а именно истинной причины.

Очень характерно для Аристотеля, что единичные  предметы, термины которых выступают в умозаключении доказательства, рассматриваются сами по себе все же как универсальные. Даже если для непосредственного созерцания фигура единична, то сама по себе она универсальна.

Доказательство  у Аристотеля становится методом  науки. Однако Аристотель вводит в учение важное ограничение. Связано это с его убеждением в том, что общность может существовать только между подчиненными одно другому понятиями. Каждая отдельная наука имеет свой особый высший род, но переход от одного рода к другому невозможен.

Всякое доказательство опирается на некоторые положения, как на исходные начала. Иногда начала выводятся из некоторых предшествующих им начал посредством нового доказательства. Однако этот процесс не может идти до бесконечности. Согласно выражению  Аристотеля, “по направлению вверх” идут и относящиеся к сущности и случайные признаки, “однако и то, и другое не бесконечно.

Аристотель  различает три вида недоказуемых начал : 1.аксиомы; 2.предположения; 3.постулаты.

Аксиомы - положения, обусловливающие возможность какого бы то ни было знания либо в науке, либо в группе взаимозависимых наук. Пример аксиомы для всех наук - начало или закон противоречия. Начало - это не гипотеза, а то, что необходимо знать человеку, если он познает хоть что-нибудь. Аксиомы имеют силу для всего существующего, а не специально для одного какого-либо рода.

Предположениями Аристотель называет положения, которые сами по себе доказуемы, но в пределах данного научного рассуждения принимаются без доказательства. Предположение не безусловно и имеет значение лишь для того, для кого оно сформулировано и выдвинуто. Функция предположений в суждении - в обосновании заключений: “[предположения] - это [суждения], при наличии которых получается заключение благодоря тому, что они есть”/2,I/.

Постулатами (“требованиями”) Аристотель называет положения, которые принимаются в пределах данного научного рассуждения, но принимаются или при полном отсутствии у исследователя мнения по поводу исследуемого объекта, или даже при наличии несогласия учащегося, исследователя с постулируемым положением.

 

    1. Законы мышления.

Из чеырех законов  мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два: закон [запрещения] противоречия и закон  исключенного третьего. Законы тождества  и достаточного основания у Аристотеля намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому “невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно” /3,IV/(закон тождества).

В краткой форме  закон [запрещения] противоречия звучит как “вместе существовать и не существовать нельзя” /3,IV/, а в полной как утверждение: “невозможно, чтобы одно и тоже вместе было и небыло присуще одному и тому же в одном и том же смысле” /3,IV/. В “Метафизике” сформулирован и логический аспект закона [запрещения] противоречия в словах о том, что “нельзя говорить верно, вместе утверждая и отрицая что-нибудь”. Этот закон прямо обосновать нельзя, однако можно опровергнуть противоположный ему взгляд, показав его нелепость.

Закон [запрещения] противоречия у Аристотеля абсолютен, но он действует только в сфере актуального бытия, а в сфере возможного он не действует. Поэтому и становление, по Аристотелю, существует как реализация одной из возможностей, которая, будучи реализованной, актуализированной, исключает другие возможности, но только в действительности, но не в возможности.

У Аристотеля можно  найти и другие принципиальные ограничения  сферы действия закона противоречия. Его действие не распространяется на будущее, так как это связано со сферой возможности. Будущее чревато многими возможностями, настоящее же бедно, поскольку актуализируется нечто одно, но оно потенциально богато.

Обостренной формой закона [запрещения] противоречия является закон исключенного третьего, этот закон выражен так: “Не может быть ничего посредине между двумя противоречащими [друг другу] суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать”/3,IV/.

Действие этих законов таково, что закон [запрещения] противоречия не обязательно влечет за собой закон исключенного третьего, но закон исключенного третьего предпологает действие закона [запрещения] противоречия.

 

 

  1. Научная база логики Аристотеля.

Во всех сочинениях Аристотеля, посвященных вопросам логики рассматриваются обобщенные и, в известной мере, формализованные виды умозаключения и доказательства.

Но логика Аристотеля возникла не в безвоздушном пространстве логических абстракций. Она возникла как попытка логического исследования тех форм и видов логического  мышления, которые действуют в умозаключениях и доказательствах науки. Логика не предписывает науке ничего, что не было бы выведено из бытующих в самой науке форм, методов. Для Аристотеля такой подход для нахождения форм логического мышления естествен: ведь сам Аристотель был не только крупнейшим философом своего века, но и его крупнейшим ученым широкого творческого охвата.

В филосовской /5/ литературе выдвигалось предположение, что научной базой логики Аристотеля были его наблюдения и исследования, посвященные вопросам морфологии и физиологии животных. По-видимому, именно биология, в частности зоология, представляла в глазах Аристотеля пример систиматики, классификации предметов на роды и виды. Различение биологического рода и вида, выступающее в биологической классификации, в логическом плане основывается на операции определения, на которой, в свою очередь, основывается в том же логическом плане доказательство.

И все же имеются  серьезные доказательства о том, что основой для Аристотеля оказалась  не столько современная ему биология, сколько математика. Известно, что в логических сочинениях Аристотеля почти все иллюстрации, необходимые для обоснования и разъяснения логики, почерпнуты из геометрии.

Согласно Аристотелю,”предметом [изучения] математических наук являются понятия, а не какая-либо [материальная] основа. А в другом месте он добавляет, что наука, “не имеющая дело с материальной основой, точнее и выше науки, имеющей с ней дело, как арифметика по сравнению с гармонией”/2,I/. Правда, основа этой науки и ее понятий - физическая реальность. В связи с этим математические объекты, в известном отношении, Аристотель ставит ниже, чем собственно “формы”, именно потому, что предметы математики - только абстракции и обладают индивидуальностью не в самой действительности, а только в мысли.

Но, признавая  умопостигаемую реальность объектов математики, благодаря которой математическое рассуждение - естественный “материал”, в котором раскрывается природа логических операций и форм. Для Аристотеля “органон” знания - не математика, а “аналитика”, т.е. логика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Деятельность  Аристотеля принадлежит как истории  философии, так и истории науки. В кругу наук, разработкой и  созданием которых занимался  Аристотель, первое место принадлежит  логике. Аристотель - автор оригинальной, чрезвычайно тщательно разработанной логической системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.

Великая заслуга  Аристотеля состоит в том, что  он впервые сделал приемы рассуждения  предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.

Все, что было сделано в логике до Аристотеля - это было всего лишь подходами, попытками  уяснить отдельные методы и принципы, без какой-либо их систематизации и  объединения в единую стройную систему. В трактате “О софистических опровержениях” Аристотель пишет: “в искустве красноречия имелось многое и давно сказанное. Что же касается учения о умозаключениях, то мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил.

Аристотель  сделал фундаментальное для всей логики открытие, вводя переменные. Тем самым было показано, что логика - это не есть конкретное учение о  конкретных вещах или терминах, а  логика - наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных. Изучая различные суждения, формальная логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию предметов.

 

Список литературы.

 

  1. Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.117-254.
  2. Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.255-346.
  3. Аристотель. Метафизика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 1, с.63-308.
  4. Аристотель. Топика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.347-532.
  5. Аристотель. О софистических опровержениях //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.533-593.
  6. В.Ф.Асмус  Античная философия // Москва, Высшая школа, 1976 г., 543с.
  7. ..Лукасевич Аристотелевская силлогвистика с точки зрения современной формальной логики //

 


Информация о работе Логика Аристотеля: учения о категориях и силлогизме; основные законы человеческого мышления.