Логика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:07, реферат

Описание

Гегель излагает свое логическое учение в таких своих произведениях как «Наука логики» (так называемая «Большая логика»), первой части «Энциклопедии философских наук» (т.н. «Малая логика») и популярно в «Философской пропедевтике» (лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в городе Нюрнберге).

Работа состоит из  1 файл

Аналитическая работа по философии.docx

— 33.68 Кб (Скачать документ)
 

 

«Система логики — это царство  теней, мир простых сущностей, освобожденных  от всякой чувственной конкретности. Изучение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней  есть абсолютная культура и дисциплина сознания». (Г.В.Гегель)


 

 

 Гегель  излагает свое логическое учение  в таких своих произведениях как «Наука логики» (так называемая «Большая логика»), первой части «Энциклопедии философских наук» (т.н. «Малая логика») и популярно в «Философской пропедевтике» (лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в городе Нюрнберге).

 

 

ЛОГИКА  ГЕГЕЛЯ

 

Наука в  целом делится, по мысли Гегеля, на три части: науку о природе, науку о духе (природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух – снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе) и логику.

«Логика» есть наука о чистом рассудке и чистом разуме, о присущих им определениях и законах. Соответственно этому все логическое имеет 3 стороны:

  • абстрактную, или рассудочную;
  • диалектическую, или негативно-разумную;
  • спекулятивную, или позитивно-разумную».

 

Логика Гегеля состоит из нескольких разделов:

  • учение о бытии,
  • учение о сущности
  • учение о понятии.

Мысль движется от абстрактного к конкретному, отсюда он и вывел эту строгую последовательность. Каждый раздел в свою очередь расчленяется по принципу триады. В первых двух частях, составляющих «объективную» логику (онтологическая логика), содержатся определения объективных отношений, третья часть относится к субъективной логике.

 

 

БЫТИЕ

 

Логика  начинается с характеристики самых  абстрактных категорий бытия. Изначально предмет, если мы отвлечемся от всех его определений, только есть, и мы знаем о нем только то, что он есть. Поэтому началом движения логических категорий будет «чистое бытие». У него нет определений, оно является чистой отвлеченностью и поэтому можно приравнять его к другой абстрактной категории – «ничто», так как «ничто» и есть то самое отсутствие определений. «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще». «Истину, как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это единство есть становление». Внутри «становления» заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). «Становление» разделяется на несколько категорий «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие».

«Наличное бытие» - результат становления , спокойное единство бытия и ничто.  Оно является конечным и ограниченным. Его определенность есть сущая определенность, качество. В понимании Гегеля качество - внутренняя определенность, тождественная с бытием. Своеобразие качественной определенности заключается в том, что оно «едино с бытием». Когда Гегель обосновывал  категорию качества, то принимал во внимание различия между качеством и свойством вещи. Вещь есть то, что она есть, только благодаря своему качеству. Если вещь теряет свое качество, то перестает быть сама собой, данной определенной вещью. Каждая вещь имеет определенные свойства, но хотя вещь и существует лишь потому, что она обладает соответствующими свойствами, ее бытие не связано необходимо с тем или иным свойством. «Например, цветок может утерять такое из своих свойств, как запах, но тем не менее он не перестанет быть данным качеством, то есть, цветком».

 Гегель обнаруживает множество бытий с присущими каждому индивидуальностями, внутренними характеристиками. Эту внутреннюю характеристику Гегель называет в – себе – бытием. «Бытие качества, как таковое, противоположность этому отношению с другим есть в – себе – бытие». Следующей категорией качества является для – себя – бытие. В нём качественное бытие завершено и идеально; оно бесконечное бытие. Из этой категории Гегель выводит категории притяжения и отталкивания. Через понятие для-себя-бытия Гегель приходит к категории количества.

Количество Гегель определял как первую, непосредственную, внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. В отличие от качественной, количественная определенность не тождественна с бытием и при изменении не ведет к изменению качества. Количество меняется, а бытие остаётся тем же. Например, комната останется тем, что она есть, независимо от того, будет ли она больше или меньше. Гегель считал качество и количество взаимопроникающими противоположностями. Он говорил, что как нет качества, не имеющего количественной характеристики, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Единство  качества и количества образуют меру. Она является завершающей категорией учения о бытии, истиной между количеством и качеством. Мера присуща всем предметам и явлениям, но наиболее ярко она проявляется в вещах органической природы и менее – в предметах неорганической природы. «Так, например, качества скалы и реки не связаны с определенной величиной. При ближайшем рассмотрении мы, однако, находим, что и такие предметы, как вышеназванные, не всецело лишены меры, ибо при химическом исследовании вода в реке и отдельные составные части скалы оказываются в свою очередь качествами, обусловленными количественными отношениями веществ, содержащихся в воде или в скалах». Качество, количество и мера – категории, составляющие основное содержание учения о бытии. Тесная взаимосвязь качества и количества приводит к тому, что количественные изменения влекут за собой качественные изменения и наоборот. Что немаловажно, переход от количественных изменений к качественным (на основе изменения количества) осуществляется путем скачка. Гегель вводит понятие узловой линии отношений меры – это процесс, который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества в качество. Согласно Гегелю, «всякое рождение и всякая смерть вместо того, чтобы быть продолжающейся постепенностью, есть, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количественного изменения в качественное».  Изучая переход количества в качество, Гегель уделял  внимание и обратному процессу - переходу качества в количество. «Эти два перехода от качества к определенному количеству и от последнего опять обратно к качеству, могут быть представлены как бесконечный прогресс, как самоотрицание и самовосстановление меры в безмерном».

 В своих рассуждениях Гегель довольно чётко говорит о том, как категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собой чего-то самостоятельного, их суть - состояние некоторого субстрата. Этот субстрат («простое взаимное проникновение количественного, или внешнего, определения и собственной внутренней определенности») является сущностью.

 

СУЩНОСТЬ

 

Существует  несколько категорий сущности: явление, действительность и основание существования. Мы уже знаем, что каждая категория бытия связывается с остальными при помощи переходов определений друг в друга. В то время как категории сущности отражаются друг в друге, т.е. по выражению Гегеля «рефлексируются».

Учение  о сущности является вторым разделом логики. Здесь Гегель выделяет  основную проблему – проблему противоречия и связанных с ней категорий. Гегель выводит его из других логических категорий – тождества, разности и противоположности.

В данном разделе Гегель вводит новое понятие - понятие конкретного тождества, т.е. тождества, включающего в себя различие, выраженное разностью или просто разнообразием. Определенное различие предполагает наличие сходных черт. На этой категории основываются сравнительные методы. Единство тождества и разности образуют противоположность. Когда противоположности выступают в едином, они тогда суть противоречие. «Все вещи противоречивы в самих себе». Противоречие есть корень всякого движения в самом себе, оно движется, обладает импульсом и деятельностью. Поскольку противоречия идут к основанию, то мы можем сделать вывод - сущность определяет себя как основание. Его мы можем разделить на абсолютное основание, определенное основание и условие. Определенное основание проходит три ступени: форма и сущность, форма и материя, форма и содержание. Гегель указывает на единство содержания и формы и в этом единстве главную роль он отводит содержанию, а также подчеркивает объективность формы.

Лишь  в том случае, когда нам известны все условия какой-нибудь мыслимой вещи, она вступает в существование.

Из категории  существования Гегель выводит категорию вещи. Он критикует кантовскую «вещь-в-себе», объявляет её пустой абстракцией и придает этому понятию свой смысл. Вещь «в себе» - это ее неразвитое состояние. И лишь получив полное развитие, она становится вещью «для себя». При этом она не останавливается на ступени «в себе», взаимодействуя с другими предметами, раскрывается, обнаруживается в свойствах. Так как, по мнению Гегеля, свойства вещей обнаруживаются только при соотношении с другими вещами.

Анализируя  понятие вещи, Гегель дает характеристику категории закона. Закон есть пребывающее, устойчивое, тождественное в пестрой сутолоке явлений. Закон есть существенное в явлении.

Далее Гегель рассматривает категории «существенного отношения»: целое и части, сила и обнаружение, внутреннее и внешнее. Единство внутреннего и внешнего образуют действительность (самостоятельное отношение). То, что относится к внутреннему действительности, есть возможность, к внешнему – случайность.

 Возможность бывает формальной и реальной. В смысле формальной возможности возможно все, что не противоречит себе, она отторгнута от действительности и по существу равна невозможности. Реальная возможность является совокупной полнотой условий, из которых познается возможность мыслимой вещи, она существует лишь в действительности. Реальная возможность и необходимость, по Гегелю, различны лишь кажущимся образом. Необходимость прежде всего выступает как реальная или относительная. Относительная она потому, что исходит из случайного. Анализируя процесс относительной необходимости, Гегель указывает на три момента:

    • условие;
    • предмет;
    • деятельность.

 Последним звеном в цепочке превращения реальной возможности в действительность является деятельность.

Внешней стороной действительности Гегель называет случайность. Он рассматривал случайное как «нечто такое, что может быть и может также и не быть таким, а также и другим, чье бытие или небытие, бытие такого или другого рода имеется свое основание не в нем самом, а в другом».

Далее Гегель рассматривал категорию субстанции, казуальности (причина) и взаимодействия. Субстанция вступает в отношение причинности. Субстанция - не только движущее начало, деятельность которого начинается внутри его самого, но и начало, которое имеет внутри себя все производимое им содержание, получающее наличное бытие в форме действия.

В категории взаимодействия, понимании мира Гегеля «всё связано со всем», при этом принцип взаимодействия был ограничен. Учение о сущности Гегель завершает анализом категории свободы. По его мнению, свобода возникает на путях осознания необходимости, через неё лежит путь к понятию.

 

 

ПОНЯТИЕ

 

 «Понятие  есть целое определений, связанное  в их простое единство». Гегель называет понятием результат абстрагирующей деятельности рассудка, истину в отношении к бытию и сущности. Поступательное движение понятия представляет собой развитие, посредством которого возникает лишь то, что уже имеется в себе. В процессе развития понятия ничего не полагается нового по содержанию, происходит лишь изменение формы.

Гегель  делит учение о понятии на:

    • учение о субъективном понятии;
    • учение об объективности (объекте);
    • учение об идее.

Моментами развития понятия являются: особенное, всеобщее и единичное. Исходным началом для них является всеобщее. Всеобщее самостоятельно и продуцирует особенное и единичное понятие путем саморазличения, отделения видовых отличий.

Далее Гегель анализирует суждение. Суждение есть развитие моментов понятия: всеобщего, особенного и единичного. В суждении мысль относится не к понятиям самим по себе, а к связям вещей и их свойств, выражаемым этими понятиями.

Существует  4 вида суждений:

    • наличного бытия,
    • рефлексии,
    • необходимости
    • понятия.

Суждение наличного бытия является непосредственным, оно опирается на восприятие чувственных качеств, но при этом не содержит в себе истины.

Суждение рефлексии отличается тем, что его предикат не есть некоторое абстрактное качество, но есть такого рода суждение, благодаря которому обнаруживается, что субъект соотносится с чем-то, здесь предикат полностью покрывает субъект.

Суждение необходимости является универсальным, оно делиться на категорическое, гипотетическое и разделительное. Субъект и предикат в суждениях необходимости связаны необходимым образом.

Тут возникает суждение понятия (единство всеобщего и особенного). Лишь в этом суждении имеется соответствие предмета с понятием, только оно содержит в себе истину. Суждения понятия делятся на ассерторические, проблематические и аподиктические (наиболее совершенная форма суждения, служит переходом к умозаключению).

 

 

Умозаключение. «Умозаключение есть выражение понятия в его моментах». Гегель выделяет 3 типа умозаключения: наличного бытия, рефлексии и необходимости.

    • Умозаключение наличного бытия - умозаключение рассудка. В этом типе единичность, особенность и всеобщность противостоят друг другу совершенно абстрактно.
    • Умозаключение рефлексии. От умозаключения наличного бытия оно отличается тем, что средний термин здесь не абстрактная особенность, а полнота определений. Умозаключения рефлексии включает в себя умозаключение всякости, индукции и аналогии.
    • Умозаключение необходимости. Только оно является истинным. Здесь средним термином является всеобщее. Это умозаключение бывает категорическим, гипотетическим и разделительным. Высшей формой умозаключения необходимости является разделительное умозаключение.

Информация о работе Логика Гегеля