Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание

Формирование марксистской философии.
Основные идеи философии марксизма.
Концепция человека в марксистской философии.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 30.90 Кб (Скачать документ)

ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

им. К.Г. Разумовского»  в г. КАЛУГЕ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

                     по дисциплине: «Философия»

                                    на тему: Марксистская философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: 100800 сфо

Студентка: Марковская К.С.

 

г. Калуга, 2012г.

План

 

  1.   Формирование марксистской философии.
  2. Основные идеи философии марксизма.
  3. Концепция человека в марксистской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование философской позиции К. Маркса

В 40-е годы XIX века на общественную арену выходит учение Карла Маркса (1818–1883), развиваемое им совместно с Фридрихом Энгельсом (1820–1895). Оно становится значительным идейно-политическим течением в Европе в 70–90 годах XIX века и теоретической базой соответствующих политических партий конца XIX – начала XX веков. К наиболее видным последователям марксизма можно отнести А. Бебеля и К. Каутского в Германии, П. Лафарга во Франции, А. Грамши в Италии, Г. Плеханова и В. Ленина в России. Марксизм как теория представляет собой систему взаимосвязанных идей философского мировоззрения, экономического и социально-политического знания.

В эволюции философского мировоззрения  Маркса можно выделить два этапа. Ранний (1841–1845) – период формирования методологии исследования классических философских вопросов, относящихся  к проблематике природы, сущности человека, общественных отношений. И поздний  этап (с 1845 г.), для которого характерна разработка конкретных концепций, связанных  с выбором программ практических действий и общественного преобразования (о законах истории, значении материального  производства в жизнедеятельности  общества, коммунистическом идеале, классовой  борьбе, социальной революции). Делалось это уже на базе ранее созданного философского мировоззрения и политико-экономического анализа капиталистического способа  производства.

Возникновение марксизма  имеет свои истоки, на первое место  из которых следует поставить  объективные социально-исторические причины и условия, сделавшие  возможным и необходимым создание философии, уже в самом начале своего становления открыто заявившей  о своей цели и задаче: не только объяснить, но изменить мир (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе, 1845). Середина и вторая половина XIX века – это эпоха индустриального развития капитализма, экономических кризисов, революций, национальных войн. Социальные противоречия выливались в массовые выступления рабочих против тяжелых условий труда и жизни. К ним относятся: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848 г. Эти процессы нашли отражение у Маркса в виде его теории классовой борьбы, роли пролетариата в преобразовании общества революционным путем. Маркс изучает новое для Германии общественное движение – социализм и коммунизм, знакомится с социалистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов. Принимая идею необходимости преобразования общества, он критикует утопичность проектов этого преобразования, в частности, понимание социальной справедливости через идею уравнительности.

Марксистская философия  сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Но наибольшее влияние на нее оказали: немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем и Л. Фейербахом; анлийская политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо; французский утопический социализм Ш. Фурье и А.К. Сен-Симона. Исходный пункт эволюции философского мировоззрения Маркса – идеи философии Гегеля, прежде всего, его диалектическая теория развития. Но уже в своей докторской диссертации «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Дальнейшие теоретические исследования и практическая деятельность приводят Маркса к мысли о несоответствии теоретических положений философии Гегеля  реальным общественным отношениям. Особо привлекает Маркса материалистическая  философия Фейербаха с его критикой идеалистического понимания Гегелем сущности человека. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось еще и в том, что Фейербах соединил в своей философии традицию гуманизма (осмысление человека как высшей ценности истории) с атеистической критикой религии и мыслями о гуманизации отношений людей к природе и друг другу.

Окончательный переход  Маркса на материалистические позиции  философии (1844) связан с изучением  политической экономии. Побудительной  причиной интереса к этой области  знания стало влияние Энгельса, самостоятельно пришедшего к материализму, увлеченного  в это время философией Фейербаха  и хорошо знавшего политическую экономию Смита и Рикардо. Критическая работа Энгельса «Наброски критики политической экономии» (1844) и навела Маркса на мысль о необходимости исследований в этой области.

Научные исследования этого  периода обобщены Марксом в «Экономическо-философских  рукописях» (1844), в которых исследуются  проблемы сущности и отчуждения человека в обществе (то есть такого положения, когда деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную  силу, чуждую самому человеку). Сама идея отчуждения человека рассматривалась  и в философии Просвещения, и  в немецкой классической философии. Маркс же не только анализирует, но стремится решить эту проблему. Сущность человека, полагает Маркс, есть труд. Однако фактически труд оказывается для  него чем-то внешним, не принадлежащим  его сущности. И человек в своем  труде не утверждает себя, а как  бы отрицает.

 

2. Основные идеи марксистской философии

Философия марксизма имеет  существенные отличия от предшествующего  материализма. Прежде всего, философия  марксизма представляет собой диалектико-материалисти-ческое мировоззрение. На основе обобщения развития естествознания середины XIX века, усвоения богатства диалектических идей Гегеля и их материалистического переосмысления создана теория материалистической диалектики как общая теория развития. Материалистическая позиция связана с диалектическим подходом к осмыслению мировоззренческих проблем, поэтому марксистская философия – это диалектический материализм.

Марксистскую философию  отличает иная трактовка сущности человека. В предшествующей философии она  рассматривалась с позиций установления зависимости либо от так или иначе  понимаемого абсолютного духа, либо от природы. Философам (и материалистам, и идеалистам) подлинно человеческим в человеке представлялось духовное начало, создающее высшие формы творчества, культуры. Маркс же выделяет практическую деятельность в качестве глубинной  основы и характеристики человеческого  мира. В «Экономическо-философских  рукописях 1844 г.» и «Тезисах о  Фейербахе» он утверждает, что жизнь  людей носит преимущественно  практический характер. Специфика позиции  Маркса выражается в том, что он начинает не с природы и не с человека, а с их действительного единства, которое осуществляется постоянно  в сфере материального производства. Человек как часть природы  сам себя выделяет из остальной природы  способом взаимодействия с ней, то есть собственным способом жизнедеятельности, каким является труд. В труде человек  утверждает себя как не сводимое к  природе существо. Таким образом, по Марксу, человек един с природой, но сам способ этого единства приводит к его отличию от нее.

В итоге Маркс пришел к убеждению, что понять человека можно только через его жизнедеятельность, через общество, через историю. Человек таков, каким его делает история, общество. Следовательно, необходимо познать те закономерности, которые создают и развивают общество, закономерности общественной активности. Маркс увидел в этом ключ, с помощью которого можно разгадать тайну человека. Такой подход к осмыслению сущности (природы) человека послужил основой качественно иного понимания истории – ее материалистической трактовки (исторический материализм).

Материалистическое понимание  истории стало главнейшей философской  идеей марксизма. Основоположниками  марксизма она разрабатывалась 50 лет – с середины 40-х по середину 90-х годов, наполняясь все новым  и новым содержанием. Суть этой идеи в том, что утверждается определяющее значение в жизни общества материальных, производственных отношений.

Но материалистическое понимание истории не отрицает роли идей в жизни общества (что особо  подчеркивал Ф. Энгельс при разъяснении  идей К. Маркса). Оно лишь требует  идти дальше: откуда берутся сами идеи? Почему в одно время у одних  людей преобладают одни идеи, а  у других – другие? Не отрицается и роль идейных факторов общественного  развития (нравственных, научных, религиозных, правовых). Их роль, несомненно, возрастает. Но как возник, как сформировался  сам идейный фактор? Если его сформировали сами люди, то что их к этому влекло и побуждало? Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих» (1846) и еще ярче: «Люди – и авторы, и актеры собственной драмы» (1847). В Предисловии к «Критике политической экономики» (1859) Маркс резюмирует сделанное им открытие так: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Такой подход, по мнению марксистов, дал возможность увидеть в  многообразии истории стран и  народов единство этой истории и  универсальность ее движущих сил. Это  позволило представить историю  в виде поступательного закономерного  развития, как естественноисторический  процесс.

Маркс увидел источник развития общества в изменении производительных сил, которые разворачиваются в  структуре определенных производственных отношений, образуя такую экономическую  реальность, как конкретно-исторический способ производства. Противоречия и  изменения внутри него фактически предопределяют все, что происходит в истории  и культуре. На основе классификации  конкретно-исторических способов производства Маркс создал формационную теорию истории, выделив пять общественно-экономических  формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) и основные законы движения от формации к формации.

Своеобразным является в марксистской философии объяснение движущих сил общественного развития. Ими выступают сами люди, стремящиеся  удовлетворить свои потребности, улучшить условия жизни. Объединяясь между  собой, они производят материальные и духовные блага, обмениваются результатами деятельности посредством определенных (независимых от отдельных людей) общественных отношений. Если эти отношения  препятствуют целям производства, люди их изменяют, создают новые. Изменения  же, происходящие в материально-производственной деятельности, приводят к изменению  условий жизни и соответственно, в конечном счете, к изменению самих людей. Такое самоизменение людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом проблемы человека, который рассматривается как совокупность всех общественных отношений.

Маркс полагал, что в  соответствии со своими объективными интересами люди в обществе подразделяются на определенные классы, которые могут  находиться между собой в антагонистических  и неантагонистических отношениях. Между антагонистическими классами возникает классовая борьба, которая  завершается социальными революциями  и сменой общественно-экономических  формаций.

Важнейшим тезисом марксистской философии является тезис о единстве теории и практики, ориентация на практическую деятельность, которую Маркс уже  в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал как обязанность философии не только объяснять мир, но и изменять его. Этот тезис имеет определенное основание в исторической связи философии с политикой. Но его абсолютизация могла привести к превращению философии в идеологию, что и произошло в определенной степени в российском варианте марксизма.

 

Коммунистическая идея К. Маркса

Как известно, важное место  в философских теориях занимает обоснование того или иного идеала общественного развития. Таким идеалом  в философии Маркса стала социалистическая (коммунистическая) идея. Она возникла задолго до Маркса и принадлежит  не ему, а связана с целой традицией  социально-философской мысли.

Социалистическая теория возникает как критика существующей цивилизации, которая в марксизме  достигает ее предельного отрицания. При этом социализм (и тем более  коммунизм) в представлении Маркса является не абстрактным отрицанием цивилизации, а таким, которое преодолевает ее с сохранением всего богатства  достигнутого. Маркс своей теорией коммунизма выдвинул альтернативу не просто капитализму самому по себе, а всей до сих пор существующей цивилизации, которая на этапе капитализма достигает своего наивысшего расцвета. Решающую роль капитализма в развитии техногенной цивилизации Маркс не отрицал. Но история общества, подчеркивал он, всегда включает историю культуры, в центре которой духовное, нравственное развитие человеческой личности, чему капитализм объективно не способствует.

Вся предшествующая история  цивилизации, по мысли Маркса, неуклонно  утверждала принцип общественного  разделения людей: разделение их труда, собственности, власти, национальное разделение. История цивилизации выступает как история победы разделенного или частного индивида (собственника или работника) над всеми формами первоначальной коллективности людей. При этом частное не есть синоним индивидуального. Существующая цивилизация не знает другого способа объединения людей, как их объединение в качестве частных индивидов, связанных между собою узами, не имеющими прямого отношения к их личности, индивидуальности. В этом смысле она и противостоит культуре, в которой принципом коммуникации между людьми является неповторимая самобытная личность, индивидуальность каждого человека, его свобода. В терминах социально-исторической теории Маркса различие между существующей цивилизацией и культурой выражается как различие между капитализмом в качестве высшего этапа всего цивилизованного развития и коммунизмом как культурной альтернативой этому развитию. Переход этот виделся Марксу как неизбежный в свете реализации прав человека не только на свою частную жизнь, но и на свое индивидуальное существование и развитие.

Кардинальная идея философских  и социологических исследований Маркса состояла в том, что научно-технический  прогресс и превращение науки  в производительную силу общества ломают рамки классовых и национальных отношений, создают условия для  освобождения человека. Согласно Марксу, история человечества превращается во всемирный процесс, который он обозначил как коммунизм с  присущим ему производством вне  наемного труда, отсутствием частной  собственности в условиях свободной  ассоциации свободных производителей. Труд в этом процессе превращается в средство саморазвития человека, в реализацию человеком его лучших личностных сторон, что в результате должно дать и качественно иное отношение  человека к природе и другим людям.

Информация о работе Марксистская философия