Маркс, опираясь на историю
западноевропейской культуры (что в общем-то
имело ограниченный характер), попытался
определить направленность развития общества.
Он пришел к выводу, что общество, достигнув
высокой степени своей материальной и
культурной зрелости, решит проблему жизнеобеспечения
и поставит во главу человека, создаст
ему условия для всестороннего развития
и проявления его способностей. Это будет
общество «реального гуманизма».
Марксу (но не только ему) принадлежит
заслуга критики в середине XIX
века противоречий существующей цивилизации,
ее негативных последствий для человека:
социальных, духовных, культурных, экологических.
Эта критика стала одной из основных тем
всех философских течений XX века. Неприятие
Марксом буржуазной цивилизации в качестве
окончательной и единственно возможной
формы человеческой жизни ставят его в
один ряд с известными мыслителями прошлого
и настоящего.
В последнее время многие
положения марксизма подвергаются
критике:
- утверждение первичности
материи и вторичности сознания (особенно
применительно к обществу, где важнейшую
роль играют духовные начала);
- сведение личности
к совокупности всех общественных отношений;
- учение об общественно-экономических
формациях;
- принцип деления
общества на классы и особенно обоснование
классовой борьбы.
Все это еще раз доказывает,
что ни одна теория, которая возникла
достаточно давно, никогда не может
претендовать на всю полноту истины.
Не бывает так, чтобы она не опроверглась
ни в одном своем положении и предвидении.
Это справедливо и для марксизма.
- Концепция человека в марксистской философии
В марксистской философии представлена оригинальная концепция человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии -- в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Человека отличает его социальная сущность.
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Марксистская философия предлагает раскрыть сущность человека не только как природно-биологического существа, но и на основе концепции общественно-практической, деятельной сущности человека.
С точки зрения этой концепции, человек выделился из мира животных благодаря труду. Началом такого выделения марксистская антропология определяет начало изготовления человеком орудий труда. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении. Дело в том, что у животных уже наблюдаются элементы трудовой деятельности, и имеют место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Но они используются для обеспечения, и в качестве вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности. В сущности, этот способ, основанный на системе условных и безусловных рефлексах и инстинктах, можно считать предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще нельзя рассматривать в качестве человеческого начала.
Таким образом, можно сформулировать такую синтетическую характеристику человека.
Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.
Итак, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но в месте с тем отмечает, что человечества как такового не существует. Существуют отдельные представители - «индивиды».
Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.
Использование понятий «индивид» и «личность» в таком контексте позволяет марксистской антропологии применить исторический подход к изучению человека, его природы, рассматривать как отдельного человека, так и человечество в целом.
В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность.
Но марксистская философия проводит различие между индивидом и личностью не только в плане эволюционного развития человека, но и как особые типы социальности человека.
Индивид - это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей собственной позиции. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но и в современном обществе имеет широкое распространение.
Понятие «личность» как особый социальный тип чаще всего употребляется как противоположное по своим основным характеристикам понятию «индивид». Личность - это автономный человек, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли ,но и самосознания, то есть самоанализа, самооценки ,самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте.
Литература основная:
- Введение в философию. Под ред. И.Т Фролова. М.,2002.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
- Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.,2005.
- Философия. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. Humanitas. М., 2007. Т. I.
- Хрестоматия по философии.//Составитель П.В.Алексеев.М.,2006.
Литература дополнительная:
- Человек: мыслители прошлого, настоящего и будущего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1995. Альтюссер Луи. За Маркса. М. 2006.
- Баллаев А.Б. Читая Маркса: Историко-философские очерки. М., 2004.
- История марксизма-ленинизма. Ч. 1. М., 1986.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
- Энгельс Ф. Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.