Материалистическая диалектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире ,а именно: изменение, движение и развитие-подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и  исчезающего приводит мир к новым  структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики-научной  теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

       Всё,  что происходит в мире ,а именно: изменение, движение и развитие-подчиняется  законам диалектики. Диалектика  как наука составляет душу  марксизма, представляет собой  стройную систему экономических,  социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

        Чтобы понять диалектику, надо  выяснить некоторые исходные  положения. Диалектика как термин  используется в смысле отражение  всеобщих законов движения и  развития объективной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория материалистической диалектики

 

Диалектический  материализм   есть   мировоззрение   марксистско- ленинской партии. Оно  называется диалектическим  материализмом  потому,  что его подход к явлениям природы,  его  метод  изучения  явлений  природы,  его метод познания этих явлений  является  диалектическим,  а  его  истолкование явлений   природы,   его   понимание   явлений   природы,   его   теория   -  материалистической. Исторический    материализм     есть     распространение     положения диалектического материализма  на  изучение  общественной  жизни,  применение положений  диалектического  материализма  к  явлениям  жизни   общества,   к изучению общества, к изучению истории общества.

Характеризуя  свой диалектический  метод,  Маркс  и  Энгельс  ссылаются обычно  на  Гегеля,  как  на  философа,  сформулировавшего  основные   черты диалектики. Это, однако, не  означает,  что  диалектика  Маркса  и  Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом  деле  Маркс  и  Энгельс  взяли  из диалектики  Гегеля  лишь  ее  "рациональное  зерно",  отбросив   гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы  придать  ей современный научный вид.

"Мой диалектический  метод, говорит Маркс, в   основе  своей  не  только отличен от гегелевского, но  является  его  прямой  противоположностью.  Для Гегеля процесс мышления, который он под названием  идеи  превращает  даже  в самостоятельный субъект,  есть  демиург  (творец)  действительного,  которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот,  идеальное  есть не  что  иное,  как  материальное,  пересаженное  в  человеческую  голову  и преобразованное в ней" (К.Маркс, Послесловие ко второму немецкому изданию 1-го тома "Капитала").

Характеризуя свой материализм, Маркс и  Энгельс  ссылаются  обычно  на Фейербаха, как  на  философа,  восстановившего  материализм  в  его  правах. Однако это не означает,  что  материализм  Маркса  и  Энгельса  тождественен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из  материализма Фейербаха его "основное  зерно",  развив  его  дальше  в  научно-философскую теорию материализма и  отбросив  прочь  его  идеалистические  и  религиозно-этические   наслоения.   Известно,   что   Фейербах,   будучи   в   основном материалистом, восставал против  названия  -  материализм.  Энгельс  не  раз заявлял,  что  Фейербах  "несмотря  на  материалистическую  основу,  еще  не освободился от старых идеалистических  пут",  что  "действительный  идеализм Фейербаха выступает наружу  тотчас  же,  как  мы  подходим  к  его  этике  и философии религии" (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.XIV, стр.652-654).

Диалектика  происходит от греческого слова "диалего", что значит  вести беседу, вести полемику.  Под  диалектикой  понимали  в  древности  искусство добиться  истины  путем  раскрытия  противоречий  в  суждении  противника  и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы  считали,  что раскрытие противоречий в  мышлении  и  столкновение  противоположных  мнений является лучшим средством обнаружения истины.  Этот  диалектический  способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы превратился  в диалектический  метод  познания  природы,   который   рассматривал   явления природы, как вечно движущиеся и  изменяющиеся,  а  развитие  природы  -  как результат развития противоречий  в  природе,  как  результат  взаимодействия противоположных сил в природе.

В своей основе диалектика прямо противоположна метафизике. Марксистский   диалектический   метод   характеризуется   следующими основными чертами:

а) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  природу  не как случайное  скопление  предметов,  явлений,  оторванных  друг  от  друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, - а  как связное, единое целое, где предметы,  явления  органически  связаны  друг  с  другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление  в природе не может быть понято,  если  взять  его  в  изолированном  виде,  вне  связи  с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может  быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать  вне  связи  с  окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть  понято  и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи  с  окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений.

б) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  природу  не как  состояние  покоя  и  неподвижности,  застоя  и  неизменяемости,  а  как состояние непрерывного  движения  и  изменения,  непрерывного  обновления  и развития, где всегда что-то возникает и развивается,  что-то  разрушается  и отживает свой век.

Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и  обусловленности,  но  и  с  точки зрения  их  движения,  их  изменения,  их  развития,  с  точки   зрения   их возникновения и отмирания.

Для диалектического  метода важно прежде всего не  то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже  отмирать,  а  то,  что  возникает  и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для  него неодолимо только то, что возникает и развивается.

"Вся природа,  говорит Энгельс, начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начиная от протиста (первичная живая клеточка. – авт.) и кончая человеком, находится в вечном возникновении и уничтожении, в течении, в неустанном движении и изменении» (там же, стр.484).

Поэтому, говорит  Энгельс, диалектика «берет вещи и их умственные отражения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.XIV, стр.23).

в) В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, - а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.  «Природа, говорит Энгельс, есть пробный камень диалектики, и современное естествознание, представившее для этой пробы чрезвычайно богатый, с каждым днем увеличивающийся материал, тем самым доказало, что в природе, в конце концов, все совершается диалектически, а не метафизически, что она движется не в вечно однородном, постоянно сызнова повторяющемся круге, а переживает действительную историю. Здесь прежде всего следует указать на Дарвина, который нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на природу, доказав, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно также и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет» (там же, стр.23).

Характеризуя  диалектическое развитие, как переход  от количественных изменений к качественным изменениям, Энгельс говорит: «В физике… каждое изменение есть переход количества в качество – следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы. Так, например, температура воды не имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее жидкому состоянию; но при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды наступает момент, когда это состояние сцепления изменяется и вода превращается – в одном случае в пар, в другом – в лед…

Так, необходим  определенный минимум силы тока, чтобы платиновая проволока стала давать свет: так у каждого металла имеется своя теплота плавления; так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и кипения – поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, у каждого газа имеется критическая точка, при которой соответствующим давлением и охлаждением можно превратить его в жидкое состояние… Так называемые константы физики (точки перехода от одного состояния в другое состояние. – Ред.) суть большею частью не что иное, как название узловых точек, где количественное (изменение) прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество» (там же, стр.527-528).

 

2. К.Маркс о диалектическом материализме

 

Диалектический материализм  есть мировоззрение марксистско-ленинской  партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его  подход к явлениям природы, его метод  изучения явлений природы, его метод  познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория - материалистической.

Исторический материализм  есть распространение положения  диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений  диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.

Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются  обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего  основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид.

"Мой диалектический  метод, говорит Маркс, в основе  своей не только отличен от  гегелевского, но является его  прямой противоположностью. Для  Гегеля процесс мышления, который  он под названием идеи превращает  даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (К.Маркс, Послесловие ко второму немецкому изданию 1-го тома "Капитала").

Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс ссылаются  обычно на Фейербаха, как на философа, восстановившего материализм в  его правах. Однако это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха его "основное зерно", развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Известно, что Фейербах, будучи в основном материалистом, восставал против названия - материализм. Энгельс не раз заявлял, что Фейербах "несмотря на материалистическую основу, еще не освободился от старых идеалистических пут", что "действительный идеализм Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии религии".

Диалектика происходит от греческого слова "диалего", что  значит вести беседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности  искусство добиться истины путем  раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы. превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе.

В своей основе диалектика прямо противоположна метафизике.

Марксистский диалектический метод характеризуется следующими основными чертами:

а) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, - а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление  в природе не может быть понято, если взять его в изолированном  виде, вне связи с окружающими  явлениями, ибо любое явление  в любой области природы может  быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений.

б) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

Информация о работе Материалистическая диалектика