Материалистическая диалектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире ,а именно: изменение, движение и развитие-подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

  Используя закон  единства и борьбы противоположностей  всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный  результат двух начал. Даже если вспомнить  миф о Меркурии – две Земли  переплетаются в не поддающихся  узорах, и только тогда, когда Апполон  бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

  Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

 Отсюда минимум  два вывода:

1) любое "слева"  уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх"  имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется  центр.

 Противоречие - выражает  внутренний источник всякого  развития, движения. Познание внутреннего  ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"

"Диалектическое противоречие  есть единство взаимоисключающих  (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия"

  Противоположности  характеризуются как взаимообусловленные  и взаимодействующие стороны  диалектического противоречия. Противоположности  ,по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

  Типы (виды) противоречий:

 а) внутренние и  внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

 б) Основные и  не основные ,главные и неглавные.  Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в  ядре атома представляют собой  процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!

  В материалистической  диалектике отрицание рассматривается  как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

  Отрицание означает  превращение одного предмета  в другой при одновременным  переходе первого на положение  подчиненного и преобразованного  элемента в составе второго,  что называется снятием.

  Диалектическое отрицание  включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

  Отрицание отрицания  предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

 Примеры диалектического  отрицания в истории России:

1.Переход от языческой  веры к православной - Крещение  Руси - это поворот к Западу  отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское  иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы  - ориентировка России с Востока  на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор  времени снова направляется с  Запада на Восток.

5. Идет перестройка  - признаки идеализации Запада.

 Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

  1. Качество-это совокупность  свойств, указываемых на то ,что  представляет собой вещь, чем  она является.

  1. Количество-это  совокупность свойств, характеризующих  величину вещи, ее размеры.

  2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

  2. Количество-характеристика  по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

  Каждая отдельная  вещь обладает бесчисленным количеством  свойств, единство которых, означает  ее качество.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. «Манифест коммунистической партии», издание 1938 г.,
  2. Ленин, т.XIII,
  3. К.Маркс и Ф.Энгельс, Полное собрание сочинений т.V,
  4. К. Маркс и Ф.Энгельс Полное собрание сочинений, т.XIV,
  5. К.Маркс, «Капитал», т.I, , издание 1935 г
  6. К.Маркс, Послесловие ко второму немецкому изданию 1-го тома "Капитала"
  7. В.И. Ленин  «Философские тетради»,
  8. К.Маркс, «Капитал», т.I, стр.121, издание 1935 г.
  9. Т.И. Ойзерман «Формирование философии марксизма», Второе, доработанное издание Издательство «Мысль» Москва • 1974

1

 




Информация о работе Материалистическая диалектика