Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:10, реферат

Описание

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их раз¬вития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно вы¬ражает об¬щий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех дру¬гих проблем философии и есте-ствознания.

Содержание

Введение________________________________________________ 3
1. Развитие философских представлений о материи
1.1 Понятие материи_____________________________ 4
1.2 Строение материи___________________________ 10
2. Атрибуты материи: движение, пространство, время, отражение
2.1 Движение_____________________________________ 12
2.2 Пространство и время___________________________ 15
2.3 Отражение_____________________________________ 18
Заключение____________________________________________ 21
Список литературы_____________________________________ 22

Работа состоит из  1 файл

реф. материя и ее осн. св-ва....doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии

 

 

 

 

 

Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы Э-21

Саруханова М.З.

 

Проверил: Устюгов В.А.

 

 

 

 

 

 

2004 г.
Содержание

 

Введение________________________________________________ 3

 

1.                 Развитие философских представлений о материи

 

1.1                    Понятие материи_____________________________ 4

 

1.2                    Строение материи___________________________   10

 

2.                 Атрибуты материи: движение, пространство, время, отражение

 

2.1            Движение_____________________________________  12

 

2.2 Пространство и время___________________________  15

 

2.3 Отражение_____________________________________ 18

 

Заключение____________________________________________  21

 

Список литературы_____________________________________  22


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их раз­вития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно вы­ражает об­щий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех дру­гих проблем философии и есте­ствознания.

Понятие материи относится к основ­ным философским кате­гориям и является центральным в материалистической филосо­фии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.

Материя не имеет ни начала, ни конца, и в то же время – множество концов и начал. Поэтому имеет смысл говорить не просто о материи, а о движущейся материи, материи в движении. Поскольку в мире множество форм взаимодействия, можно сказать, что мир – это многообразие форм материального движения. Движение относительно. Мировое движение существует лишь через различные формы  движения материи. Пространство и время связаны с движущейся материей. Пространство – производное от движения. Время же характеризует длительность пространственного движения материи. Отражение также является одним из важнейших свойств материи, поскольку различные материальные тела все время взаимодействуют друг с другом, запечатлевая особенности других тел.

Поэтому так важно разобраться не просто с понятием материи, а с понятием материи в совокупности с ее атрибутами. Без такого постижения невозможно представить себе, что на самом деле есть материя, а, следовательно, нельзя познать наш мир, состоящий из материи.


РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ.

 

Понятие материи.

Что такое материя? Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Достаточно распространенными в настоящее время являются: "материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" (гносеологический аспект); "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента" (онтологический аспект). (БСЭ, Т.15, с.503)

Но так было не всегда. Только когда люди стали понимать, что природа существует независимо от них, они стали пытаться отыскать то общее, что присуще всем её вещам, событиям, процессам. Вопрос ставился очень конкретно: «Из чего всё возникло, из чего всё состоит?» Ранние греческие философы, так называемые ионийцы, искали «то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём  сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях…» ( Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975 ). По сути  дела это были поиски общего субстрата, основы всего сущего, который позже стал называться материей (от лат. materia – вещество).

Стремление к отысканию такого субстрата дополнялось поисками общей структуры всех вещественных, телесных объектов. Таким образом,  понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались  те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). Считалось, что из атомов состоит всё, и они движутся в пустоте. Наибольшее развитие такое физикалистское  понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18в.: Ламетри,  Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18 в. трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия, озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя".   С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженности, непроницаемости, тяжести, массой; как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и, наконец, способностью вызывать ощущения (Гольбах).

Атомистические представления о строении материи, о том, что единство и материальность мира обеспечены атомарной его структурой, господствовали в умах философов – материалистов и виднейших естествоиспытателей почти до конца XIX века, хотя иногда неделимость атомов оспаривалась (например, Декартом и Ньютоном в их учениях о бесконечно делимых «корпускулах»).

К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли ограниченность всех этих представлений. Создание ими исторического материализма, распространения понятия материальности на сферу явлений общественной жизни заложили основу для последующего обогащения содержания понятия материи, поставив под сомнение сведение материи только к веществу: ведь базис общественной жизни материален не только в вещественном смысле, трудовая, производственная человеческая практика как предметная деятельность людей, находящаяся в основе всей жизни общества и обладающая объективными закономерностями, материальна, хотя она не есть сама по себе «вещество».

Кант в свое время отметил: « материя… есть не более как одна лишь форма или некоторый способ представления о неизвестном предмете через созерцание, которое называется внешним чувством. Вне нас, конечно, может существовать нечто такое, чему соответствует это явление, называемое нами материей; однако в том же качестве, что и явление, оно находится не вне нас, а исключительно в нас, как наша мысль, хотя эта мысль посредством указанного чувства представляет его находящимся вне нас. Следовательно, материя означает не особый вид субстанции, совершенно разнородный и отличный от предмета внутреннего чувства (души), а только неоднородность явлений предметов (которые сами по себе нам не известны), представления о которых мы называем внешними в отличие от тех, которые мы относим к внутреннему чувству…»( Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 3 (Критика чистого разума).        М.: Чоро, 1994)

К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что надо различать объективно существующие виды материи и понятие о материи. Ф. Энгельс в «Анти - Дюринге» писал: «Материя как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то существенно существующим. Когда естествознание ставит себе целью  отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. – млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. Теория Дарвина требует подобного первичного млекопитающего…, но должна в то же время признать, что если оно содержало в себе в зародыше всех будущих и ныне существующих млекопитающих, то в действительности оно стояло ниже всех теперешних млекопитающих  и было первобытно грубым, а поэтому и более преходящим, чем все они». Как доказал Гегель («Энциклопедия», ч.I, стр. 199), это воззрение, эта «односторонне математическая точка зрения», согласно которой материя определима только количественным образом, а качественно искони одинакова, есть «не что иное, как точка зрения» французского материализма XVIII века. Она является даже возвратом к Пифагору, который рассматривал число, количественную определённость, как сущность вещей»   ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. –           М.: Политиздат, 1977.).

Положения Ф. Энгельса о неисчерпаемости свойств материи, её атрибутов (пространства, времени) и о бесконечности её всевозможных изменений уже указывали на более широкие горизонты, чем узко вещественное понимание материи. Сформулировав основной вопрос философии как вопрос об отношении материи и сознания и показав фундаментальную роль понятия материи в философском взгляде на мир, Ф. Энгельс тем самым создал ещё одну предпосылку для более широкого, чем только вещественное, понимания материи. Заслуживает внимания и его высказывание о гипотетическом эфире: если эфир есть, то он материален, но не вещественен. Согласно современным господствующим в физике представлениям, эфира нет, но существуют невещественные поля и вакуум, и это тоже материальная реальность.

Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» ( Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с.131).

«Материя» как философская категория (категориальное понятие) применяется В. И. Лениным для характеристики объективной реальности, которая существует во времени и пространстве до, вне и независимо от познающего субъекта. При этом особо подчеркивается, что материя генетически первична в отношении сознания, что она порождает сознание и затем познается им (сознанием) как своим собственным продуктом. Таким образом, материалистическое решение основного философского вопроса было применено для образования определения понятия «материя». Следует подчеркнуть, что В.И. Ленин ввел в философию новое понятие вещества как вида материи. Вещество способно переходить в иные виды материи, причем эти иные виды в свою очередь могут переходить в вещество. Вещественное образование, например, представляет собой мозг человека, необходимый для возникновения сознания. Сознание как свойство мозга не материально, а идеально, но его физиологическое материальное основание включает в себя, по-видимому, многообразие видов материи и разных форм ее движения.

Ленинское определение категориального понятия материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, исходит из неисчерпаемости ее видов и свойств, но конкретное изучение этих видов и свойств есть дело физики, биологии и других частных наук. Определив философскую категорию (материя), В.И. Ленин вместе с тем качественно расширил, углубил, преобразовал само содержание этой категории как всеобщего философского понятия, выяснил ее взаимоотношение с частнонаучными (прежде всего физическими) представлениями о составе, строении и свойствах материальных (вещественных и невещественных) образований.

В определение категории материи входят только те признаки, которые достаточны и необходимы для ее отличия от других категорий, что достигается через ее противопоставление сознанию как диалектической противоположности в отношении к материи. Тем самым происходит и выявление существа основной историко-философской противоположности - между материализмом и идеализмом. В.И. Ленин выделяет то «единственное «свойство»» материи, с признанием которого связан философский материализм… свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18.,  с. 275).

Свойство материи быть объективной реальностью означает, что материя первична в отношении субъективной реальности, т.е. сознания, порождает ее. Другое важное свойство материи - быть познаваемой - отражается в сознании, быть источником знаний о мире. Это свойство открывает путь к познанию полноты содержания категориального понятия материи, а далее – к обогащению научных представлений о материи и ее движении.

Таким образом, содержание научных представлений о материи не исчерпывается содержанием философской категории материи, а тем более определением ее как такой категории. Если определение материи в его диалектическом содержании только указывает на факт неисчерпаемости материи и бесконечность ее познания, то в полном содержании этой категории философские следствия указанного факта раскрываются гораздо полнее и глубже. Речь идет здесь об атрибутивных характеристиках материи: движении и способности материи к развитию, о времени, пространстве в их закономерных связях и бесконечных взаимодействиях. Ф. Энгельс указывал, что пространство и время – это формы существования материи, а движение – способ ее бытия. Поэтому В.И. Ленин пишет о материальном мире: «Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием»  (Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 283).

Диалектический материализм исходит из того, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи, что сознание есть результат развития материи и возникает лишь на определенном историческом этапе, что единство мира состоит в его материальности. Признавая первичность материи и неограниченные возможности, как развития, так и познания объективной действительности, диалектический материализм решительно выступает против агностицизма и скептицизма, воодушевляет на познание и использование новых законов природы для развития производительных сил, для нужд НТР, для ускорения социально-экономического развития общества, для счастья человечества.

Однако в немарксистской философии до сих пор широко распространен прием, при помощи которого пытаются доказать «несущественность» материи и её «исчезновение» путем подмены понятий. При этом наиболее общее философское понятие материи отождествляют с понятием того или иного вида материи и, основываясь на том факте, что каждый такой вид изменяется, подчас существенно, коренным образом, опять и опять утверждают, что материя «исчезает», после чего заявляют, что материализм наконец-то опровергнут.

Информация о работе Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме