Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:10, реферат

Описание

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их раз¬вития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно вы¬ражает об¬щий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех дру¬гих проблем философии и есте-ствознания.

Содержание

Введение________________________________________________ 3
1. Развитие философских представлений о материи
1.1 Понятие материи_____________________________ 4
1.2 Строение материи___________________________ 10
2. Атрибуты материи: движение, пространство, время, отражение
2.1 Движение_____________________________________ 12
2.2 Пространство и время___________________________ 15
2.3 Отражение_____________________________________ 18
Заключение____________________________________________ 21
Список литературы_____________________________________ 22

Работа состоит из  1 файл

реф. материя и ее осн. св-ва....doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

В. И. Ленин показал полную несостоятельность подобных утверждений. Он пишет: «Материя исчезает – это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 275).

Марксистко-ленинское учение о материи, раскрывающее диалектику философских и частнонаучных представлений о ней, имеет важное методологическое и мировоззренческое значение, позволяя преодолевать кризисы, возникающие в развитии науки, осмысливать её открытия с позиций диалектического материализма, вести успешную борьбу с любыми проявлениями идеализма, агностицизма, субъективизма и волюнтаризма.

 

Строение  материи.

Говоря о строении материи Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге» пишет, что «… она расчленена на ряд больших, хорошо ограниченных групп с относительно различными размерами масс, так что члены каждой отдельной группы находятся со стороны своей массы в определенных, конечных отношениях друг к другу, а к членам ближайших к ним групп относятся как к бесконечно большим или бесконечно малым величинам в смысле математики. Видимая нами звездная система, солнечная система, земные массы, молекулы и атомы, наконец, частицы эфира образуют каждая подобную группу. Дело не меняется от того, что мы находим промежуточные звеньями между отдельными группами: так, например, между массами солнечной системы и земными массами мы встречаем астероиды, - из которых некоторые имеют не больший диаметр, чем, скажем, княжество Рейс младшей линии[*], - метеориты и т. д.; так, между земными массами и молекулами мы встречаем в органическом мире клетку. Эти промежуточные звенья доказывают только, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков» ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. – М.: Политиздат, 1977. с. 395).

Мир и все в мире – это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне её структурной организации. Допустим, что материя безструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем–то различные объекты или стороны, свойства объектов. (Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001., с. 245)


АТРИБУТЫ МАТЕРИИ: ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ОТРАЖЕНИЕ.

 

Движение.

«Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто её свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до её высшего продукта, мышления, - вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый данный момент. Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например, механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду»                ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. – М.: Политиздат, 1977., с. 346).

Энгельс указывает, что «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя, – мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на другое, то, поскольку оно активно, его можно рассматривать как причину движения, поскольку это последнее является переносимым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же – проявлением силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и её проявление, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение» ( Энгельс Фридрих. Анти - Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. –           М.: Политиздат, 1977., с. 55). Нигде и никогда не может быть материи без движения. Движение – это всякое изменение качественных и количественных характеристик объектов, это есть изменение вообще, в том числе ведущее к развитию.

Может возникнуть также вопрос: не находиться ли положение о неотделимости движения от материи в противоречии с теми наглядными фактами, которые свидетельствуют о наличии в мире тел, пребывающих в состоянии покоя? Диалектический материализм не отрицает покоя, но рассматривает его как частный способ движения и как покой относительный. О покое можно говорить только тогда, когда мы выделяем некоторые тела из их связей с другими телами и рассматриваем их отдельно. Однако нельзя найти ни одного тела, пребывающего в состоянии покоя в данной системе, которое в то же время не входило бы в состав какой-либо системы, которая движется. Покой – это только момент движения, обусловленный относительным постоянством того или иного явления. Возможность относительного покоя тел является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни и сознания. Покой имеет существенное значение также и для создания движущейся материи, без относительного покоя невозможно познать и движение. Покой и движение образуют диалектическое единство противоположностей, но покой относителен, а движение абсолютно.

Представление диалектического материализма о движении как об абсолютном способе существования материи направлено против метафизического понимания материи, согласно которому её нормальное состояние усматривают в покое. Согласно этим взглядам, материю приводит в движение, и притом только на время, лишь некая внешняя сила. Такое метафизическое представление о материи ведет к познанию существования первого толчка (как у Ньютона) и бога как источника этого первого толчка.

В книге «Материализм и эмпириокритицизм» Лениным неоднократно подчеркивается неразрывность материи и движения и связь этого положения с материалистическим решением основного вопроса философии. В. И. Ленин писал о том, что оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, т. е. перейти на позицию идеализма. Он указывал и на коренное различие между метафизическим и диалектическим материализмом по вопросу о материи и движении: «Метафизический, т. е. антидиалектический, материалист может принимать существование материи (хотя бы временное, до «первого толчка» и т. п.) без движения. Диалектический материалист не только считает движение неразрывным свойством материи, но и отвергает упрощенный взгляд на движение и т. д.» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 285)

Многообразные конкретные проявления движе­ния могут быть соотнесены с определенными мате­риальными носителями. Это дает возможность по­строения разных классификаций форм движения ма­терии. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи.

  1. Механическое движение, связанное с переме­щением тел в пространстве.
  2. Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.
  3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.
  4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.
  5. Социальное движение (все изменения в обще­стве).

Дальнейшее развитие естествознания заставляло вносить изменения в классификацию форм движения материи. Естествознание и философия раскрывают диалектику взаимосвязи между всеми формами движения материи и тем самым все более обогащают понимание материального единства мира и его многообразия.

 

 

Пространство и время.

В произведениях классиков марксизма – ленинизма, а также в ряде более поздних исследований философов – марксистов, обобщивших новые данные естествознания, раскрывается сложная объективная диалектика пространственных и временных отношений. Материалистическое решение основного вопроса философии означает и последовательно материалистический взгляд на пространство и время.

Опираясь на достижения науки и практики своего времени, классики марксизма – ленинизма показали, что пространство и время – это объективные основные формы (способы) бытия материи, существующие вне и независимо от человека и его сознания. «… Наши развивающиеся понятия времени и пространства, - писал В.И. Ленин, - отражают объективно реальные время и пространство…» ( Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18., с. 183) В отличие от механицистов и вообще метафизических материалистов, рассматривавших пространство как независимое от материи вместилище, диалектический материализм показывает зависимость свойств пространства и времени от материи и изменяемость их в зависимости от характера движения последней. Мысль о возможной зависимости между геометрическими характеристиками пространства и характером движения материальных объектов впервые в истории и науки была высказана Н.И. Лобачевским.

Пространство – это протяженность, соотношение, взаимное расположение и сосуществование материальных образований, а время – это длительность и темп изменений следующих друг за другом материальных процессов. «Разумеется, обе эти формы существования материи, - писал Ф. Энгельс, - без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове» ( Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20., с. 550). Вечностью существования и неисчерпаемостью движущейся материи определяется вечность пространства и времени, их изменчивость и неисчерпаемость свойств.

Пространство, будучи основной формой бытия движущейся материи (ее атрибутом), является коренным условием существования (взаимного положения) материальных объектов. Категория пространства отражает общее свойство бесконечного множества существующих объектов определенным образом отграничиваться друг от друга и вместе с тем, наоборот, продолжать друг друга.

Время, также, будучи основной формой бытия движущейся материи (ее атрибутом), выступает как коренное условие изменения ее состояний. Это общая черта процесса возникновения одного и исчезновения другого объекта, исчезновения старого и появления нового. Категория времени отражает процесс изменения материи в разрезе отношений следования, но речь идет не только о смене состояний. Время – это длительность материальных объектов в их собственном бытии, зависящее от отношений данного тела к другим телам, а также от характера процессов, происходящих в этом теле. Одной из важнейших и еще малоизученной характеристикой времени является его однонаправленность – от настоящего к будущему (так называемая стрела времени).

Категория времени в философии отражает общее свойство протекающих в реальном мире процессах изменения, возникновения, развития, превращения одних материальных объектов в другие и их исчезновение. Содержание категориальных понятий «пространство» и «время», развивающихся в ходе познания действительности, все в большей степени отражает объективное содержание этих атрибутов материи, а через них – и охватываемых последними ряда свойств самой материи. Процесс познания пространства и времени бесконечен не только потому, что пространство и время неисчерпаемы, но также и потому, что движение материи приводит к возникновению новых ее видов и новых свойств, присущих пространству и времени, которые обладают как общими свойствами, характерными для форм существования всякой материи, так и особенными, которые определены законами развития именно данного вида материи. Внутренние противоречия материи находят свое проявление и во внутренней противоречивости пространства и времени.

Диалектический характер пространства и времени состоит, в частности в том, что по своей природе они и бесконечны и конечны. Бесконечность пространства складывается из конечных протяженностей отдельных материальных объектов, а бесконечность времени – из конечных длительностей (интервалов времени) отдельных материальных процессов.

Пространство и время представляют собой единство прерывности и непрерывности. Противоречивость пространства связана также с наличием у него и непрерывности и дискретной структурности, а противоречивость времени – с бесконечной длительностью и сменой моментов. Протяженность и длительность – суть формы выражения непрерывности, а структурность строения и дискретные моменты – формы выражения прерывности. Конкретные единства протяженности и структурности – это отрезки, фигуры и конструкции, а длительности моментов времени – временные интервалы.

В ньютоновской механике пространство и время рассматривались как объективные формы существования материи, но в обособлении друг от друга и от движения материальных тел. Пространство и время у Ньютона абсолютно и экспериментально непознаваемы. Объективность пространства и времени была им отождествлена с абсолютностью в смысле самостоятельности и неизменности их существования. Ньютон полагал, что материальные тела и их движение не оказывают никакого влияния на течение времени и на свойства пространства. Эти взгляды Ньютона на пространство и время были связаны с признанием их возможности мгновенной передачи взаимодействия между телами и с мыслью о том, что любое явление может быть причиной любого другого, независимо от пространственного промежутка и временного интервала между ними.

В действительности реальные взаимодействия тел не может передаваться мгновенно, и это доказано современной физикой. Оно может передаваться от одного объекта к другому только за определенный промежуток времени и в определенном пространственном интервале. Признание нереальной возможности мгновенной передачи сигнала и вообще взаимодействия между телами, косвенно оправдываемое утверждением о безотносительности пространства и времени к движению тел, было серьезным методологическим затруднением для механики Ньютона, которое обсуждалось физиками на протяжении долгих лет.

На современном уровне наших знаний естественнонаучной литературе разграничивают следующие понятия пространства и времени:

      реальное (физическое) пространство и время;

      перцептуальное пространство и время (условия существования и смены наших ощущений, присущие субъекту формы чувственности);

Информация о работе Материя и ее основные свойства в диалектическом материализме