Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:45, контрольная работа
Одним из центральных понятий философии является "материя", но точно определить её сущность достаточно сложно, так как само понятие очень абстрактно и, кроме того, материальные объекты, формы материи и её свойства весьма многообразны. Весь мир состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Эти предметы материального мира обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны,
Введение_______________________________________________3 стр.
1.Понятие и свойства материи_____________________________4 стр.
2.Атрибуты материи_____________________________________ 8 стр.
3.Пространство и время__________________________________ 9 стр.
4.Движение – как основной способ бытия материи__________ 11 стр.
5.Системность_________________________________________ 16 стр.
Заключение____________________________________________18 стр.
Литература______________
Содержание:
Введение______________________
1.Понятие и свойства материи_______________________
2.Атрибуты материи_______________________
3.Пространство и время_________________________
4.Движение – как основной способ бытия материи__________ 11 стр.
5.Системность_________________
Заключение____________________
Литература____________________
Введение.
Одним из центральных понятий философии является "материя", но точно определить её сущность достаточно сложно, так как само понятие очень абстрактно и, кроме того, материальные объекты, формы материи и её свойства весьма многообразны. Весь мир состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Эти предметы материального мира обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.
Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. Заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности человеческого разума.
Понятие «материя» мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которое представляет собой единство материального и духовного факторов: общественное сознание - отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяя его в процессе человеческой деятельности.
Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности и, кроме того, знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию, так как философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем.
Таким образом, категория материи одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции: 1) материя определяет сущность мира и является основой единства мира; 2) логика вещей (объективного) мира и определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира); 3) материальная деятельность человека - источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку является отражением, образом объективной реальности.
В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.
В своей работе я попыталась объединить различные трактовки этого понятия, дать развёрнутую характеристику её свойств и атрибутов, затрагивая исторические попытки осмысления этой проблемы.
1.Понятие и свойства материи.
В переводе с латыни «материя» означает вещество. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному.
На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи.
атомистическая модель (Демокрит);
эфирная модель (Декарт);
вещественная (Гольбах).
В качестве материи, первоначала предлагались конкретные вещества: вода, воздух, огонь и т. д. – или в отдельности, или группами (пять первоначал в натурфилософии Древнего Китая, четыре – в философии Древней Индии и Древней Греции). В дальнейшем важную роль в материализме сыграла атомистическая концепция, в которой материя понималась как множество атомов (неизменных, неделимых, несотворимых и неуничтожимых мельчайших частиц), которые движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом и, соединяясь, образуют различные тела. Различие вещей атомисты объясняли тем, что атомы отличаются по форме, весу и величине и образуют различные конфигурации при соединении. Идея о том, что у всех вещей, явлений мира имеется универсальная, единая материальная основа, – одна из исходных идей материалистической философии. Эта единая основа называлась или термином «субстанция», или термином «субстрат» (субстрат – это то, из чего что-нибудь состоит). Это субстратно-субстанциональное понимание материи.
В последующем были предложены другие варианты субстратно-субстанционального понятия материи. В XVII в. Декарт и его последователи предложили «эфирную» концепцию материи. Концепция Декарта была впоследствии развита Максвеллом. Он постулировал существование «эфира», заполняющего все пространство. В эфире распространяются электромагнитные волны.
В XVIII–XIX вв. ведущей становится вещественная концепция материи. Материя понимается как вещество, совокупность физико-химических тел и эфир. В силу этой двойственности объяснение одних явлений опирается на атомические представления (например, в химии), а объяснение других (например, в оптике) – на представления об эфире. Успехи, достигнутые естествознанием XIX в. на основе этой концепции, привели многих ученых к убеждению, что она дает абсолютно правильное представление о материи.
Субстратно-субстанциональное понимание материи в целом опирается на две идеи: а) материя (субстанция) характеризуется обычно небольшим числом неизменных свойств, эти свойства заимствуется из опытных данных, и им придается универсальное значение; б) материя (субстанция) рассматривается как некий носитель свойств, отличный от них. Свойства материальных объектов как бы «навешиваются» на абсолютно неизменную основу. Отношение субстанции к свойствам в известном смысле подобно отношению человека к одежде: человек, будучи носителем одежды, существует и без нее.
Субстратно-субстанциональное понимание материи метафизично по своему существу. Нельзя сводить материю к какому-то частному, конкретному ее виду или состоянию, рассматривать ее как некую абсолютную, неизменную субстанцию.
Мир является материальным. Однако все многочисленные и разнообразные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира.
В диалектическом материализме определение материи, во-первых, дается на базе решения основного вопроса философии. Материалистическое решение первой стороны основного вопроса философии указывает на первичность материи по отношению к сознанию.
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.
Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще.
Выше уже говорилось, что материя обладает множеством свойств. Материя вечна и бесконечна, Это означает, что она никогда не имела начала во времени и пространстве и не будет иметь конца. Принцип неуничтожимости и несотворимости материи и движения является следующим свойством материи. Этот принцип конкретно реализуется в многочисленных законах сохранения. Важным свойством материи является способность к взаимопревращению различных видов материи друг в друга.
Отсюда следует, что отдельные виды материи могут исчезнуть, но при этом в
определенном количественном соотношении появляются другие ее виды. И этот
процесс бесконечен. Материя несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Наконец, материя характеризуется противоречивостью, единством
прерывного и непрерывного, единством конечного и бесконечного,
абсолютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую
взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства.
Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений
современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать
следующую ее структурную картину.
Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым
относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные,
гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой
элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся
элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела,
т.е. все то, что имеет массу покоя. Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой.
Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные
уровни материи:
1. Элементарные частицы и поля.
2. Атомно-молекулярный уровень.
3. Все макротела, жидкости и газы.
4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
5. Биологический уровень, живую природу.
6. Социальный уровень - общество.
Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии
подчиняется своим специфическим законам. Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни.
В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить
три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную -
общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что
всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей
познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д.,
отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что
избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение
многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и
мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и
другие подходы к ней. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время.
2.Атрибуты материи.
Атрибут – всеобъемлющее свойство субстанции материи. В своем практическом взаимодействии с материальным миром человек имеет дело именно с отдельными материальными объектами. Эти объекты воспринимаются как нечто специфически индивидуальное. В результате сравнения различных отдельных материальных объектов улавливается их сходство, общность в определенных отношениях. Есть разные классы сходных объектов, меньшие и большие по количеству их членов. Для обозначения того, что присуще всем материальным объектам, употребляется термин «всеобщее», или «атрибут».
Атрибуты материи отражаются в философских категориях. В обычном словоупотреблении термин «категория» употребляется как синоним для обозначения какого-нибудь множества объектов. В философии же под категориями понимаются понятия, отражающее всеобщее. Категории, обозначающие и отражающие атрибуты материи, называются онтологическими категориями.
Не следует отождествлять атрибуты материи и онтологические категории. Ведь атрибуты материи существуют объективно, а категории – в познании и сознании. Смешение атрибутов и категорий происходит часто оттого, что и то и другое может обозначать одним словом. Возьмем, к примеру, слово «время». Оно может обозначать само реальное время (атрибут материи) и понятие о времени (категорию). В таких случаях нужно уточнить смысл употребления такого слова в различных контекстах.
Поскольку всеобщее (атрибуты) в отдельных объектах существует в связи с единичным, то понятия о содержании атрибутов материи имеют тот же источник, что и понятия о единичном, – из опыта, общественной, исторической практики. Содержание атрибутов материи выявляется не путем схоластических, умозрительных операций, а на основании изучения конкретных видов материи (различных неорганических, органических и социальных объектов).