Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:45, контрольная работа
Одним из центральных понятий философии является "материя", но точно определить её сущность достаточно сложно, так как само понятие очень абстрактно и, кроме того, материальные объекты, формы материи и её свойства весьма многообразны. Весь мир состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Эти предметы материального мира обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны,
Введение_______________________________________________3 стр.
1.Понятие и свойства материи_____________________________4 стр.
2.Атрибуты материи_____________________________________ 8 стр.
3.Пространство и время__________________________________ 9 стр.
4.Движение – как основной способ бытия материи__________ 11 стр.
5.Системность_________________________________________ 16 стр.
Заключение____________________________________________18 стр.
Литература______________
Атрибуты материи взаимосвязаны друг с другом. Диалектическое понятие материи не только указывает на отдельные атрибуты, но и раскрывает их содержательные взаимосвязи. Для построения системы атрибутов необходимо и целесообразно применить диалектический метод (прежде всего диалектический анализ и диалектический синтез).
3.Пространство и время.
Мир состоит из структурно расчлененных объектов, которые проходят различные стадии, сменяющие одна другую. Эта особенность повторяемости, длительности, смены одних состояний другими и называются временем. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, основанное на том, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, функцией которых выступают различные жизненные ритмы – периодически возникающая и затухающая активность клеток и органов.
Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.
Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.
Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Смысл этой теории заключается в том, что в реальном, физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой, в то время как старая физика считала, что они не меняются. Это исключило из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.
Понятие пространства выражает:
1) взаимное расположение материальных объектов — впереди,
сзади, вне, внутри, около, далеко и т.д.;
2) способность их занимать определенный объем, иметь протяженность — длину, ширину и высоту;
3) свойство объектов иметь определенную форму, структуру.
Понятие "время" выражает такое всеобщее свойство материальных объектов и процессов, как:
1) длительность существования предметов, процессов, продолжительность изменений и развития их отдельных фаз, сторон, ступеней т.д.;
2) порядок следования, смену состояний, известную последовательность (до, после, одновременно и т.п.).
Пространственно-временные отношения обусловлены материей, зависят от нее определяются ею. Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство непрерывности и непрерывности, абсолютность и относительность.
Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику, а в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время — одномерно, однонаправлено, течет от прошлого к настоящему и от него к будущему: пространство выражает протяженность, форму расположения, то время — длительность их существования. Наконец, пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо.
Пространство и время есть единство бесконечного и конечного, при этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении. Количественная бесконечность пространства — не имеющая ни начала, ни конца, нигде не прекращающаяся связь примыкающих друг к другу материальных объектов и систем. Качественная бесконечность означает бесконечное многообразие качественно различных уровней структурной организации материи.
Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в прошлом и в будущем, что время — всеобщая форма существования бесконечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не кругообороты.
Конечность пространства находит выражение в прерывности движения, в дискретности и дифференцированности материи. Конечность же времени в том, что оно складывается из бесконечного множества длительностей существования отдельных материальных процессов, претерпевающих необратимые качественные изменения.
Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.
Как-бы ни менялись представления о пространстве и времени, сами по себе эти изменения не могут исключить тот факт, что пространство и время существуют объективно, что материя не может двигаться иначе как в объективно реальных пространстве и времени.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
4.Движение - как основной способ бытия материи.
Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира.
Объективная непрерывность пространства и времени, и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, прерывного и непрерывного.
Учение о движении материи разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. В диалектическом материализме это понятие охватывает все изменения и процессы, происходящие во Вселенной, начиная от пространственного перемещения и кончая мышлением.
Движение может происходить по восходящей линии, т.е. может быть поступательным, прогрессивным, или по нисходящей, т.е. регрессивным, может усложняться, упрощаться, идти по кругу. Источником всех его конкретных видов диалектический материализм считает борьбу внутренних противоположностей — противоположных сторон, тенденций, процессов, присущих всем без исключения объектам действительности. Движение материи является, следовательно, ее "самодвижением".
Диалектический материализм впервые глубоко обосновал положение о единстве материи и движения, связь между которыми была неясна всем прежним материалистам.
Если обозначить изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином "изменение", то тогда движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".
Именно такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что материя не может существовать без движения. Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение - производно. Оно как бы подчинено материи.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).
В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка, а немецкий философ А .Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук), движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в общественном развитии и т. п.
В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Но движение материи - абсолютно, ее покой - относителен. Оно абсолютно, поскольку представляет собой основную форму, способ существования материи, которая без движения не существует. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах.
Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное,
лишенное всякой определенности, качественно неразличимое. Таким образом,
благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а
благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном
состоянии и в известном месте. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи.
Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен". И если можно в какой-то мере говорить об абсолютности покоя, то только в плане необходимости всеобщего временного существования конкретных вещей.
Возникновение нового в материальном мире есть результат движения изменения, т.е. отрицание состояния относительного покоя. Именно поэтому движение имеет определяющее значение в появлении и развитии нового. Покой же означает лишь сохранение состояния, достигнутого в процессе изменения и развития. Он вторичен в смысле своего значения по сравнению с движением. Любое сохранение качества явлений есть выражение покоя.
Относительный характер покоя состоит и в том, что он и равновесие могут иметь место лишь по отношению к тем или иным материальным объектам, но не ко всей материи.
Таким образом, движение и покой, изменчивость и устойчивость неразрывно связаны друг с другом. Каждая из этих противоположностей утверждает и в то же время отрицает друг друга, переходит друг в друга.