Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:47, реферат
Аристотель является одним из величайших древнегреческих философов. Ф. Энгельс назвал его "самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим "существеннейшие формы диалектического мышления" Аристотель жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III, а сам Аристотель - сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II.
Введение
Аристотель является одним из величайших древнегреческих философов. Ф. Энгельс назвал его "самой универсальной головой" среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим "существеннейшие формы диалектического мышления"
Аристотель жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III, а сам Аристотель - сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II.
Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не все. Еще будучи слушателем "Академии", Аристотель писал здесь диалоги, в которых начинающий философ подражал Платону. От них до нас дошли лишь фрагменты, а также переложения. И в тех и в других Аристотель оставался еще в основном на позициях платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективные труды, выполненные под руководством Аристотеля. В частности, это было описание ста пятидесяти восьми государственных устройств.
Самая большая группа произведений эпохи Ликея, тем не менее часть из них была написана ранее, - собственные произведения зрелого Аристотеля. Эти произведения в большинстве своем на отработаны и состоят из "книг". В Древней Греции "книгой" называлась часть произведения, которая трактовала какой-либо более или менее законченный вопрос и помещалась на отдельном папирусном свитке, созданных в разное время, на разных этапах философского развития философа.
Существует "Аристотелев вопрос"
- вопрос хронологической
Все произведения зрелого Аристотеля, которые сохранились до наших времен, можно разбить на восемь групп: общефилософские, биологические, психологические, политикоэкономические и искусствоведческие, этические, логические и физические.
Логика - детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым в таких его трактатах, как "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "Опровержение софизмов", "Категории" (впрочем, есть небезосновательное мнение, что это не аристотелевское произведение), "Об истолковании". Намного позже все эти логические сочинения Аристотеля были объединены и получили название "Органон", что переводится как "Орудие".
Умозрительная физика Аристотеля отразилась в таких его сочинениях, как "О небе", "Физика", "Метеорология", "О возникновении и уничтожении" и др. Биология, которая в целом составляла часть физики, также ведет свое начало с Аристотеля. Основной для нее были работы "История животных", "О движении животных", "О частях животных","О происхождении животных". Аристотелю также принадлежит первый психологический трактат - сочинение "О душе", к которому примыкают восемь небольших трактатов.
Аристотель также имеет
Метафизика Аристотеля.
Аристотель, собственно, никогда не использовал слово «Метафизика» и не называл им свою философию. Вообще, во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в 1 в. до н. э. Когда Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, то он поместил собственно философские "книги" философа после "книг" по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: "То, что после физики" ("после" - по-древнегречески "мета"). Так образовалось новое слово - "метафизика", получившее со временем широкое распространение в философии.
"Метафизика" Аристотеля сложилась стихийно из разных "книг" и частей "книг". Именно из этого следуют повторы, противоречия и неясности. "Метафизика" состоит из четырнадцати книг, не смотря на это, книга V совершенно самостоятельна, т.к. она является первым в мире словарем философских терминов. Книга XII так же самостоятельна, как и XIV и частично XIII. Поздняя часть XIII книги - новый вариант XIV книги и частично I (4-я и 5-я главы XIII книги - прямое переложение 6-й и 9-й глав I книги) . Ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. В целом в "Метафизике" можно различить ранние и поздние части, а внутри них - основные и побочные. Ранние части были созданы во второй период ("годы странствий"), поздние - в третий ("второй афинский период") . Ранними считаются I, III и IV книги, поздними и основными - VI, VII и VIII книги, к ним примыкают IX и Х. Остальные книги - II, V, XI, XII, XIII, XIV - можно считать побочными. Ядро "Метафизики" - VI, VII и VIII книги, с них надо начинать изучение этого памятника древнегреческой философии.
Что касается колебаний Аристотеля, то философская доктрина в целом трудна для понимания. Это можно объяснить плохим состоянием текста, а также тем, что сам Аристотель так и не смог ясно решить для себя такие важные философские проблемы, как взаимоотношение общего и отдельного, ума и тела, эмпирического и рационального познания. Именно поэтому Аристотель и колебался между "линией Платона" и с "линией Демокрита" в попытках решить эти проблемы.
На заре древнегреческой философии появилась идея о том, что в мире, который окружает человека, существует необходимая связь между явлениями. Это была идея природы как внутреннего порядка в чувственно воспринимаемых вещах. Ранние греческие философы называли свои произведения одинаково – «О природе». Они построили множество противоречащих друг другу теорий (умозрений), так и не сумев свести их в единую картину.
В эпоху Платона появилась насущная необходимость преодолеть разноголосицу в метафизике природы. Проявив недюжинную глубину мышления, Платон создал единое и прекрасное учение о природе, включив в него все сильные стороны прежних представлений. Но Платон не гарантировал, что его картина соответствует реальному миру. Это был великолепный миф о Космосе, который не имел и не имеет ничего общего с твердым знанием. Платон писал, что человеку иного не дано. Получилось, что в платонизме греческий дух, стремившийся к истинному знанию и природе, пришел к своему самоотрицанию. Неслучайно впоследствии неоплатонизм всё больше и больше тяготел к религии.
Аристотель, будучи лучшим учеником Платона, с ним не согласился («Платон мне друг, но истина дороже!»). Он понял, что от идеи природы до науки о ней – дистанция огромного размера. Егор целью было доказать, что наука о природе имеет право на существование, что нужно обосновать не только идею природы, но и идею физики как науки о природе. Аристотель назвал физику второй философией, подчеркивая этим, что физика существует как род знания, что природу можно постичь разумом. Для греческого философа идея физики представлялась побочным продуктом идеи философии как знания вообще.
Как же возможна наука о природе? Именно наука, а не правдоподобный миф? Это и пытался решить Аристотель. Он четко понял, что физика возможна только благодаря системе правил, через которые добывается знание о природе. Выходит, что метода постижения природы родилась через триста лет после возникновения идеи о ней.
Именно поэтому Аристотеля можно считать родоначальником физики.
Аристотель разработал термин «Физика» в купе с множеством теорий и гипотез, которые он выдвинул, основываясь на знания того времени. Аристотель создал свою физико-космологическую картину мира путем объединения и систематизирования доступных знаний о природе. Его метод основывался на трех положениях.
Первое заключалось в том, что недопустимо пренебрегать наблюдаемыми фактами – физическая теория должна объяснять все факты. Во-вторых, нельзя нарушать логику – теория должна быть формально непротиворечивой, а также должна соответствовать первой философии – учению о сущем как таковом. Последнее требование является очень важным, поэтому его можно выделить в отдельное положение метода.
Физика
- фундаментальный трактат
Физической проблематикой у Аристотеля являются научные вопросы - от структуры космоса, теории элементов и движения, превращении элементов до зоологии, психологии и биологии .
Аристотель
исходит из первичности качественных
характеристик чувственно-
Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом.
Бесконечная величина не существует и не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.
Для научного осмысления фактических данных необходимо предварительно открыть критерии (принципы) этого осмысления, создать своего рода «очки», через которые исследователь природы должен смотреть на мир. У Аристотеля такими «очками» стало разработанное им учение о четырех причинах всего сущего. Аристотель использует универсальную схему четырех причин для объяснения всех явлений, а именно:
Природа является причиной всего существующего в природе, искусство — причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует «для себя», а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.
Основные постулаты физики Аристотеля:
Цитаты из «Физики» Аристотеля:
Андроник Родосский «собрал» «Физику» Аристотеля из 14 книг, в которых описывается учение первоначала.
Интересно, что «Метафизика» получила свое название случайно из-за того, что в собрании Андроника Родосского, который составил список произведений Аристотеля, эта работа находилась «после физики». Позднее «метафизика» получила свой, особый смысл - учение о принципах бытия, которые не раскрываются физикой, т.е. умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.